Краткая история развития кафедры
В 1930 г., на момент создания Ленинградского кораблестроительного института, ведущей специальной кафедрой на машиностроительном факультете являлась кафедра под названием «Главные судовые механизмы», которой заведовал профессор В. К. Васильев. В состав этой кафедры входили все дисциплины машиностроительного профиля. В 1937 г. эта кафедра была расформирована и на ее основе создан комплекс самостоятельных кафедр и, в частности, кафедры «Термодинамика» и «Судовые паровые котлы».
Кафедрой термодинамики с 1938 г. по 1949 г. заведовал профессор Тагеев Д. Л. Кафедрой судовых паровых котлов руководили профессор С. И. Кузьмин (1938–1947 гг.) и профессор В. Н. Дешкин (1947–1949 гг.).
Эти кафедры были в тот период малочисленными. Преподавательский состав каждой кафедры не превышал 2–3 человек, не считая аспирантов, т.к. в то время на машфак в год принималось 50 студентов. Малочисленный состав преподавателей и аспирантов, слабая лабораторная база, отсутствие учебников и другой технической литературы по профилю не позволяли этим кафедрам вести в нужном объеме научно-исследовательскую и учебно-методическую работу.
В 1949 г. было признано целесообразным обе упомянутые кафедры объединить в одну под названием «Судовые паровые котлы и термодинамика». Заведующим этой объединенной кафедры стал профессор Д. Л. Тагеев (1949 –1952 гг.), а затем профессор Н. И. Пушкин (1952 – 1973 гг.).
Новые проблемы, которые были выдвинуты после окончания Великой Отечественной войны перед судовой теплоэнергетикой потребовали от кафедры усиленной подготовки специалистов высокой и высшей квалификации, как для ведения учебного процесса, так и для научно-исследовательской работы.
В 1947 г. кафедра приступила к интенсивной подготовке ученых через аспирантуру. Одновременно с подготовкой молодых ученых из среды наиболее талантливых выпускников кафедра вела работу по расширению существующих и созданию новых лабораторий.

Заведующий кафедрой «Судовых паровые котлы и термодинамика»
д.т.н., профессор Пушкин Никита Иванович (заведовал кафедрой в 1952–1973 гг.)
Начало этой работы было положено в 1952 – 1953 гг. В течение трех-четырех лет кафедра практически заново создала очень важную и нужную для учебного процесса и научно-исследовательских работ котельную лабораторию, состоящую из трех современных для того времени судовых водотрубных котлов, полностью оборудованных вспомогательными механизмами и контрольно- измерительными приборами. Устаревший огнетрубный котел угольного отопления, составляющий ранее «гордость» лаборатории, был демонтирован и сдан в металлолом.
Известно, что 1953 г. являлся годом реорганизации института и в том числе машфака. В 1953 г. на машфаке были введены новые специальности, в том числе, «Котлостроение», которая позднее стала называться специальностью «парогенераторостроение». Курировать эту специальность было поручено объединенной кафедре «Судовые паровые котлы и термодинамика». Позднее, в 1955 г., в связи с заказами промышленности на научно-исследовательские работы в области теплофизики, а также в связи с расширением образования по термодинамике и теплопередаче и изменением курса «судовые паровые котлы» Ученым советом Машфака было решено переименовать кафедру «Судовые паровые котлы и термодинамика» в «Судовые парогенераторы и теоретические основы теплотехники» (СП и ТОТ). В то время преподавателями кафедры СП и ТОТ были освоены фундаментальные дисциплины:
- «Судовые парогенераторы» (ранее судовые паровые котлы»);
- «Камеры сгорания судовых газотурбинных установок»;
- «Термодинамика»;
- «Теплопередача»;
- «Теоретические основы теплотехники» (ТОТ).