Навигация по разделам сайта

 En  ЛК ИСУ

Шлюпочная секция СПбГМТУ

Шлюпочная секция СПбГМТУ осуществляет комплекс образовательных, воспитательных и спортивных мероприятий, которые помогают будущим инженерам-кораблестроителям освоить теорию и практику управления парусно-вёсельными и маломерными судами.

Комплекс мероприятий — «Морская молодёжная программа «Вёсла Корабелки» — включает теорию и практику управления, ремонта и эксплуатации парусно-вёсельных судов класса ЯЛ-6, маломерных судов (ММС), катера сопровождения шлюпок, участие в шлюпочных походах, регатах и других мероприятиях.

Практические и теоретические занятия в шлюпочной секции предоставляют обучающимся возможность сдать экзамены по самостоятельному управлению шлюпкой (ЯЛ-6) и маломерным судном (ММС).

Шлюпочные походы

С 1935 года ЛКИ, ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ), проводит дальние шлюпочные походы студентов, сотрудников и преподавателей.

За прошедшие 90 лет проведено более 70 походов, в которых приняло участие более 3000 человек, пройдено на вёслах и под парусами более 150 тысяч километров, что эквивалентно 3,5 оборотам вокруг земного шара.

В 2025 году отмечаем юбилей
90 лет
знаменитых шлюпочных походов Корабелки!

Славная традиция шлюпочных походов, заложенная студентами тридцатых годов, живёт и развивается вместе с Корабелкой.

Поход осуществляется на шестивёсельных парусно-гребных шлюпках ЯЛ-6. Именно на таком судне, названном впоследствии ботиком Петра Великого и "Дедушкой русского флота", постигал азы морской науки Петр I.

Шлюпочные походы — лучшая школа "оморячивания", приобретения первичных военно-морских качеств и навыков. В походах студенты закрепляют знания, полученные в аудиториях: поведение судна на морском и речном волнении, виды качки судна, азы навигации, навыки хождения под парусом и на веслах, устройство и мореходные качества судна, навыки его ремонта и обслуживания, в том числе в экстремальных условиях.

Командиры, старшины и боцманы шлюпок и катера "Кузьмич" получают бесценный опыт управления судами и экипажами. За несколько недель похода будущие инженеры-кораблестроители на практике узнают больше, чем за месяцы в аудиториях.

Поход — это серьезная проверка на прочность, где закаляется характер, оттачиваются важнейшие человеческие качества: упорство и смекалка, сила воли и сила духа, ответственность и готовность прийти на помощь товарищу. Люди, за плечами которых несколько походов, составляют настоящее братство "шлюпарей Корабелки". Среди них много прославленных выпускников — инженеров, профессоров и руководителей предприятий.

Поход имеет наиважнейшее воспитательное значение. Маршруты проходят по местам боевой и исторической славы российского народа. Побывать там, где сражались твои деды, отдать дань памяти павшим героям — ничто так не воспитывает чувство истинного патриотизма и приобщения к великой истории твоего народа.

С 1990 года, помимо традиционных патриотических и просветительских целей и задач, походы приобрели и экологическую направленность. Одной из задач современных походов является контроль экологического состояния карельской озёрной акватории и приведение в порядок прибрежных зон Онеги и Ладоги.

Первый шлюпочный поход Ялы под парусами Навались

С 1984 года по настоящее время бессменным Командиром шлюпочных походов является капитан 2 ранга Василий Александрович Сапожников. Под его руководством проведено 40 шлюпочных походов, 40 шлюпочных регат «Вёсла на воду», 20 шлюпочных парадов Победы. Благодаря усилиям и беззаветной преданности делу команды энтузиастов, возглавляемой В. А. Сапожниковым, СПбГМТУ — единственный вуз в России, который столько лет поддерживает уникальную традицию шлюпочных походов.

Общее руководство шлюпочными походами осуществляет руководство университета, а непосредственное — проректор по воспитательной работе и директор ИВО СПбГМТУ, капитан 1 ранга Альберт Беникович Акопян.

Василий Александрович Сапожников
Историческая справка

В 1935 году студентами ЛКИ под командованием Б. Кузьмина, с целью популяризации Корабелки, овладения гребным спортом и изучения водных бассейнов родной страны, был проведен первый дальний шлюпочный поход по маршруту Ленинград — Астрахань.

Участники за 29 ходовых суток прошли по реке Неве, Мариинской системе и по реке Волге порядка 4000 км. Расстояние было пройдено за рекордно короткий срок: на 11 суток меньше, чем командой Балтфлота, совершившей шлюпочный поход по этому же маршруту в 1932 году.

В задачи участников похода входило проведение общественно-политической работы и закрепление осоавиахимовских ячеек в колхозах. Поход получил высокую оценку руководства Морских сил РККА, Главморпрома, Центрального совета ОСОАВИАХИМА, Главного управления учебных заведений СССР и директората института.

Первый шлюпочный поход

В следующем году, под командованием А. Бунчукова, был проведен второй дальний речной шлюпочный поход по маршруту Ленинград — Николаев. Участники за 23 суток прошли 2700 км по рекам: Нева, Волхов, Днепр, в том числе 215 км волоком. Поход был очень высокой сложности — студентам приходилось преодолевать против течения порожистые речки и волоки, которыми много веков назад проходили варяжские и славянские купцы-первопроходцы.

Первые довоенные шлюпочные походы положили начало уникальной методике – воспитанию у студентов через походную романтику устойчивых профессиональных качеств и физической закалки в природных условиях.

Прерванные военными годами шлюпочные походы были возобновлены в 1955 году и продолжаются по настоящее время. Всего было проведено 64 дальних шлюпочных похода и четыре сбора-похода (один на Черном море и три на озере Селигер). Проводилось много тренировочных шлюпочных выходов выходного дня по Финскому заливу (Лисий Нос, Кронштадт, форты).

Походы до 1970 года проводились на шестивесельных шлюпках. В 1970 году в поход впервые пошли 10-весельные двухмачтовые катера (ялы).

В походах Корабелки в разное время приняли участие, с учетом студентов других вузов, порядка трёх тысяч человек. Суммарная протяженность маршрутов – более 150 тысяч километров.

Василий Сапожников

Организаторами дальних походов были 13 командиров, из них 11 – морские офицеры кафедры Военно-морской подготовки ЛКИ-СПбГМТУ.

С 1984 года по настоящее время бессменным Командиром шлюпочных походов является капитан 2 ранга Василий Александрович Сапожников.

C 1990 года шлюпочные походы стали не только воспитательно-патриотическими, но и спортивно-экологическими, а также приобрели статус международных.

Через школу шлюпочных походов прошли многие будущие ученые-судостроители и организаторы производства: министр судостроительной промышленности Б. Е. Бутома (1936); заместитель генерального директора судостроительного предприятия «Звездочка», лауреат Государственной премии В. Н. Терехин; директор клуба «Корабел» и проректор по СКР Корабелки А. Н. Константинов; начальник ВМК, профессор, капитан 1-го ранга В. И. Наугольнов; начальник ФВО, доцент, капитан 1-го ранга Е. В. Бондаренко; начальник отделения ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова Б. П. Григорьев; начальник испытательного комплекса, заместитель начальника отделения ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова С. П. Малышев; заведующий кафедрой океанотехники и СЭУ, декан двух факультетов Севмашвтуза А. И. Лычаков; профессор кафедры судовой автоматики и измерений Корабелки, доктор технических наук К. Ю. Поляков; директор КБ «Восток» ЦНИИ ТС кандидат технических наук С. М. Макеев; главный конструктор проектов ФГУП «Северное ПКБ» А. Ю. Наумов; заместители главных конструкторов проектов А. А. Мизгирев (ФГУП «Северное ПКБ») и Ю. И. Рязанцев (ЦКБ «Балтсудопроект»); генеральный конструктор амфибийных кораблей Ю. М. Мохов и многие-многие другие.

Морская шлюпочная практика студентов 1-2 курсов ВУЦ

Учебная морская практика проводится в целях приобретения обучающимися умений и навыков в управлении корабельной рабочее-спасательной шлюпкой ЯЛ-6 для исполнения должностных обязанностей по предназначению. Конечным результатом прохождения учебной шлюпочной морской практики является готовность к самостоятельному управлению корабельной рабочее-спасательной шлюпкой ЯЛ-6 на веслах и под парусом.

Задачами учебной морской практики являются:

  • отработка элементов распорядка дня воинской части и правильного применения положений общевоинских уставов ВС РФ и КУ ВМФ;
  • отработка несения службы суточным нарядом;
  • формирование умения управлять шлюпкой ЯЛ-6 на веслах и под парусом.

Походы студентов ВУЦ проводятся ежегодно с 2015 года. Начальник морской практики — капитан 1 ранга Алексей Владимирович Волохов, руководитель - начальник ВУЦ, капитан 1 ранга Алексей Рудольфович Виловатых

Шлюпочные регаты

У Корабелки богатый опыт в организации и проведении шлюпочных регат «Вёсла на воду!».

Впервые шлюпочная регата Корабелки была проведена в 1984 году как соревнования команд студентов 3 курса Ленинградского кораблестроительного института, проходящих обучение на кафедре Военно-морской подготовки (ВМП).

В 2002 году, при поддержке Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, шлюпочной регате Корабелки был придан статус городских соревнований по гребле на морских ялах, и проходит она по авторской программе капитана 2 ранга Василия Александровича Сапожникова – «Шлюпочная регата «Вёсла на воду!».

Шлюпочные парады Победы

С 2005 года, ежегодно, 9 мая СПбГМТУ организует и проводит «Молодёжные шлюпочные парады Победы».

В них участвуют студенты и молодёжь Корабелки и города.

В юбилейный, 2015 год, год 70-летия Победы, в акваторию Невы вышли более 70 шлюпок. Они несли знамёна кораблей, подводных лодок, других частей и соединений, оборонявших Ленинград от фашистских захватчиков.

Фотогалерея

Контактная информация шлюпочной секции СПбГМТУ

Занятия на «Гребной базе» СПбГМТУ:

Вторник, Четверг: 18:30 — 21:00
Воскресенье: 11:00 — 16:00

СПб, ул.Ольгина, д.8
(ст. метро «Крестовский остров»)

Сайт шлюпочных походов:
https://eco-ladoga.narod.ru/

Руководитель шлюпочной секции,
командир походов

Капитан 2 ранга Сапожников Василий Александрович

+7 (921) 301-89-89

eco-ladoga@narod.ru