Кафедра технологии судостроения (ТС) ведет подготовку по следующим образовательным программам:
- «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов»;
- «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов»;
- «Кораблестроение»;
- «Подводное кораблестроение»;
- «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники».
Выпускники кафедры всегда востребованы на судостроительных заводах, в конструкторских бюро и исследовательских институтах.
Практики
Кафедра имеет исторически сложившиеся связи с предприятиями отрасли Северо-запада и Волго-Балтийского бассейна, наши студенты проходят все виды практик в ведущих российских компаниях и организациях:
- ПАО СЗ «Северная верфь»;
- ПАО «Адмиралтейские верфи»;
- ПАО «Балтийский завод»;
- ООО «Невский ССЗ»;
- АО «Завод «Вымпел»;
- ООО ПКБ «Петробалт»;
- ПАО ЦКБ «Айсберг»;
- ПАО СПКБ;
- ПАО «Невское ПКБ»;
- ФГУП КГНЦ;
- АО ЦМКБ «Алмаз»;
- АО ЦКБМТ «Рубин»;
- АО ЦТСС и других предприятий отрасли.
Учитывая технологическую направленность кафедры, количество/специализация/направление практикантов жестко увязаны с производственной программой принимающих предприятий.
Научные проекты
Специалисты кафедры ведут научные проекты с рядом производственных партнеров:
- ПАО «Адмиралтейские верфи» – расчет спуска судов;
- ГТУ им. Ле Куи Дона (Вьетнам) – переподготовка кадров;
- Kjellberg, Finsterwalde, Gmbh (Германия) – обоснование режимов плазменной резки и состава оборудования (ПАО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Балтийский завод», СФ «Алмаз» и др.);
- Новосибирский государственный технический университет – технологии плазменной резки; исследование направлений совершенствования точности корпусных конструкций и деталей.
Центры и лаборатории
Кафедра технологии судостроения включает в себя образовательный центр по промышленной системе автоматизированного проектирования (САПР) «Aveva Marine» и лабораторию технологии постройки судов.
1. Образовательный центр по САПР «Aveva Marine»
В образовательном центре студенты изучают цифровое проектирование и моделирование, на базе цифровой модели корпуса судна прорабатывают:
- технологии моделирования секций, узлов и деталей корпуса судна;
- технологии моделирования оборудования, узлов трубопроводов и вентиляций судна,
- технологии моделирования судовой поверхности;
- моделирование технологий сборки корпуса;
- моделирование технологии узловой и модульной сборки корпуса;
- технологическое обоснование вопросов проектирования и модернизации цехов/верфи в целом.
2. Лаборатория технологии постройки судов
Компьютеры лаборатории оснащены автоматизированными системами «Ритм-Корпус», а также программным обеспечением по тестированию студентов по дисциплинам технологии судостроения.
14 сентября 1930 г. приказом по ЛКИ была создана кафедра технологии судостроения. Заведование кафедрой было поручено профессору Л.Н. Воскресенскому. Курс технологии судостроения включал следующие дисциплины:
- технология судостроительных материалов,
- оборудование судостроительных заводов,
- технология судостроения (постройка судов).
С декабря 1932 г. для заведования кафедрой был приглашен В.К. Дормидонтов. Он создал курс «Технологии судостроения», охватывающий все технологические процессы постройки судна, начиная от плазовых работ и кончая испытанием и сдачей судна в эксплуатацию. В 1949 г. он создал первый в стране учебник по технологии судостроения, для судостроительных вузов.
С 1965 г. кафедрой технологии судостроения заведовал профессор В.Д. Мацкевич, который активно участвовал в решении важных научных и технических проблем технологии судостроения, координировал и направлял научную и учебную работу кафедры, связывая ее с актуальными задачами отечественного судостроения. В 1952 г. вышла в свет его монография «Технология сборки и сварки корпусных конструкций», а в 1968 г. вторая монография «Сборка и сварка корпусов судов». В 1971 г. вышел в свет новый учебник по технологии судостроения, созданный авторским коллективом преподавателей и работников промышленности под руководством В.Д. Мацкевича. В эти годы на кафедре была организована подготовка специалистов по направлению «Механизация и автоматизация производства и конструирование технологического оборудования. Выпускники этой специальности были востребованы отечественной судостроительной промышленностью. Для повышения уровня подготовки специалистов, а также для поддержания связи с промышленностью, на ряде предприятий отрасли ФГУП «Адмиралтейские верфи», судостроительный завод «Северная верфь» и ЦНИИ ТС были созданы филиалы кафедры технологии судостроения, где студенты знакомились с достижениями судостроительной промышленности, и выполняли курсовые и дипломные проекты.
Профессор В.Д. Мацкевич
В 1971 г. был выпущен учебник по судостроительным материалам (авторы Васильев В.И., Рощин М.В. и Товстых Е.В.)
В 1972 г. В.К. Кузьменко написал учебник по «Автоматизации и механизации производственных процессов в судостроении».
В середине 70-х годов на кафедре под руководством доцента Калмычкова А.П. проводились большие работы по отработке технологии композиционного судостроения.
С 1981 по 1998 год руководство кафедрой осуществлял В.Ф.Соколов. В это время существенно укрепились связи кафедры с ЦНИИ ТС, ФГУП «Адмиралтейские верфи», Балтийским судостроительным заводом. Проводились работы по исследованию внедрения промышленных роботов в корпусостроении.
Профессор В.Ф. Соколов
На кафедре технологии судостроения для аккумулирования научно-производственного опыта совместно с Учебным Центром ФГУП «Адмиралтейские верфи» создается Учебный центр «Протей», в котором начинается подготовка студентов по вопросам САПР в корпусостроении.
С 1998 г. руководил кафедрой профессор А.В. Догадин. За это время кафедра значительно укрепила свою материальную базу, были полностью переоборудованы и переоснащены лаборатории АСТПП, ОТП и класс Tribon. Это позволило обеспечить подготовку специалистов с навыками работы с системами автоматизированного проектирования и с автоматизированными системами технологической подготовки производства.
Профессор А.В. Догадин
В 2014 году совместно с фирмой AVEVA Marine cоздан научно-образовательный центр AVEVA и кафедры технологии судостроения, который позволяет обеспечить уровень технологической подготовки выпускников корфака.
В 2003 г. преподавателями кафедры был выпущен новый учебник «Технология судостроения», а в 2006 г. вышел в свет учебник «Технология постройки подводных лодок». С 2019 г. кафедру возглавил Фомичев А.Б. д.т.н.,доцент, профессор СПбГМТУ, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области науки и техники , академик РИА и ПАНИ, почетный судостроитель, одновременно работающий заместителем ген. директора — ген.конструктора АО «Концерн «Моринсис–Агат».
.
Заведующие кафедрой:
- Воскресенский Л.Н.
- Дормидонтов В.К.
- Мацкевич В.Д.
- Соколов В.Ф.
- Догадин А.В.
- Фомичев А.Б.
Ключевые фамилии в истории кафедры:
- Александров В.Л.
- Авдонкин А.В.
- Антонов В.М.
- Бавыкин Г.В.
- Васильев В.И.
- Воинов В.А.
- Ганов Э.В.
- Гармашов А.Д.
- Доброленский В.П.
- Догадин А.В.
- Демченко В.Г.
- Иванов А.В.
- Калмычков А.П.
- Лейзерман В.Ю.
- Мумджиан Н.Б.
- Невская А.Н.
- Никитин Е.И.
- Плисов Б.В.
- Роганов А.С.
- Соколова И.А.
- Тихонов В.В.
- Товстых Е.В.
- Тулин В.А.
- Турунов С.М.
Значимые исторические факты
1. Создание технологической специализации.
2. Создание базовых кафедр:
- завод им. Жданова;
- ЦНИИТС;
- Адмиралтейский завод
3. Обеспечение целевой подготовки.
4. Создание центра AVEVA.
Кафедрой выпущено 23 кандидата и 8 докторов наук.
Лауреатами правительственных премий и государственных наград являются:
Александров В.Л., Доброленский В.П., Плисов Б.В., Мацкевич В.Д., Товстых Е.В.
Выпускники кафедры работают на:
- АО «Адмиралтейские верфи»,
- АО Судостроительный завод «Северная верфь»,
- АО «Балтийский завод»,
- АО «Средне-Невский судостроительный завод»,
- АО НССЗ,
- ООО Лайки верфь,
- АО ЦМКБ «Алмаз»,
- АО Пелла,
- АО ЦС «Звездочка»,
- АО ЦТСС,
- Прометей,
- АО «Судостроительный завод Алмаз»,
- АО ПО «Севмаш»,
- АО «Выборгский судостроительный завод»,
- ЦКБ «Айсберг».
К основным направлениям научной деятельности кафедры относятся исследования в области совершенствования технологии постройки судов, автоматизации технологической подготовки производства, расчетного обоснования различных технологических процессов.
Кафедра имела длительное время тесные контакты с Ростокским университетом в Германии, университетами в Польше и Болгарии. Был подготовлен первый немецко-русский-английский словарь по технологии судостроения, выполнено несколько совместных НИР. Сотрудники кафедры регулярно читали лекции в Ростокском университете, в Политехнике в Гданьске, в Болгарии, а также во Вьетнаме и Китае.
Защита вьетнамского аспиранта кафедры Фи в 2008 году.
Перспективы кафедры связаны с освоением САПР AVEVA и построении на его основе как учебных занятий так и исследовательских работ, работой с судостроительными и судоремонтными предприятиями отрасли по оптимизации и модернизации процессов производства.