Кафедра, возглавляемая профессором К.П. Боклевским, начала работу 3 октября 1902 года в составе Санкт-Петербургского политехнического института. Затем, уже в составе Ленинградского кораблестроительного института, кафедрой руководили яркие ученые-корабелы, внесшие огромный вклад в дело проектирования судов и формирования новых кадров. В настоящее время кафедру возглавляет к.т.н. Власьев Максим Валерьевич, известный специалист в области проектирования судов.
Кафедра входит в состав факультета кораблестроения и океанотехники.
Основные направления деятельности:
1. Подготовка по основным образовательным программам высшего образования в области кораблестроения и выпуск специалистов по программам «Кораблестроение», «Подводное кораблестроение» и «Цифровой инжиниринг в судостроении»; бакалавров по профилю «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов», магистров по программе «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники».
2. Подготовка и выпуск аспирантов по направлению «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта» по профилю «Проектирование и конструкция судов».
3. Подготовка учебно-методических материалов, образовательных стандартов, учебных пособий, учебников, справочников, цифровых онлайн-ресурсов.
4. Научная работа по таким направлениям, как:
- школа по проектированию боевых надводных кораблей,
- школа по проектированию подводных лодок,
- школа по проектированию скоростных и малотоннажных судов,
- школа по проектированию морских транспортных судов и ледоколов,
- школа САПР (систем автоматизированного проектирования).
Выпускники кафедры прошлых лет обеспечивают надежную связь поколений: являясь специалистами промышленности, регулярно принимают на практику и на работу студентов и выпускников кафедры, оказывая помощь и поддержку молодежи.
Выдающиеся выпускники кафедры:
- Пашин В.М., академик РАН, Герой России, д.т.н. проф., 20 лет руководил ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (1937-2013), выдающийся кораблестроитель;
- Ашик В.В., главный инженер Невского ПКБ, главный конструктор крупных боевых кораблей, дважды лауреат Сталинской премии 1-й степени, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой проектирования судов (1905-1985);
- Юхнин В.Е., генеральный директор, генеральный конструктор Северного ПКБ, д.т.н, профессор (г.р. 1937)
- Шляхтенко А.В., генеральный директор, генеральный конструктор, ЦМКБ «Алмаз», д.т.н., профессор (г.р. 1949)
- Кормилицын Ю.Н., генеральный конструктор неатомных ПЛ (Варшавянка, Лада и др.), д.т.н., профессор (г.р. 1932)
Примеры работ кафедры:
На рис. 1 показаны окна редактора теоретического чертежа и «второго дна» судна в программе Hull Form Editor (разработана доцентом кафедры Проектирования судов Рюминым С.Н.). Программа предназначена для создания, импорта и редактирования данных о форме корпуса судна, расчетов водоизмещения и центра величины судна для заданных значений осадки, крена и дифферента. Программа может использоваться для подготовки данных для расчетов теории корабля, конструкции и прочности судна, разработки чертежей общего расположения.
Рисунок 1 – Окна редактора теоретического чертежа судна
Рисунок 2 – Окна редактора «второго дна» судна
Рисунок 3, 4, 5 – Результаты работы программы «IceRegions», предназначенной для разметки
судовой поверхности на районы ледовых усилений согласно Правилам Российского морского регистра судоходства
На рис. 6, 7 показаны результаты программы визуализации трехмерных данных о форме судовых помещений (разработчики программы - С.Н. Рюмин и Ф.В. Деревянкин). Программа используется для определения параметров судовых помещений при расчетах конструкции судов («набор по Правилам») согласно Правилам Российского морского регистра судоходства и Правилам МАКО для нефтеналивных и навалочных судов (CSR).
Рисунок 6, 7 – Программа визуализации трехмерных данных о форме судовых помещений
На рис. 8 и 9 показаны трехмерные модели судовой надстройки из выпускной работы магистра Б.О. Барановского (победитель конкурса на лучшую работу Российского морского регистра судоходства, руководитель - Рюмин С.Н)).
Рисунок 8 и 9 – Трехмерные модели судовой надстройки арктического танкера
На рисунках 10 и 11 приведены иллюстрации из выпускной работы В.В. Креля, посвященной проектному анализу контейнеровоза вместимостью более 20 тысяч TEU (руководитель - Рюмин С.Н).
Рисунок 10 и 11 – Визуализация результатов работы по проектному анализу контейнеровоза вместимостью более 20 тысяч TEU
На рис. 12 приведен чертеж общего расположения рыболовного судна из выпускной работы Д.В. Гриневич (руководитель - Рюмин С.Н).
Рисунок 12 – Чертеж общего расположения рыболовного судна
На рисунках 13 и 14 показаны результаты дипломного проектирования скоростного пассажирского судна - чертежи общего расположения (автор - Д.Д. Гудова, руководитель - Рюмин С.Н.).
Рисунок 13 и 14 – Чертеж общего расположения скоростного пассажирского судна
Кафедра существует с 1902 года, когда был создан Петербургский Политехнический институт, первоначальный состав которого намечал четыре отдела: экономический, электромеханический, металлургический и кораблестроительный. По проекту института кораблестроительный отдел должен был выпускать морских инженеров, подготовленных как для постройки корпусов судов, главным образом коммерческих, так и их механизмов.
Организация этого отдела, совершенно нового в России, была вверена Константину Петровичу Боклевскому (1862-1928), который бессменно, с 1901 по 1923 г. занимал пост декана этого отдела (позже факультета). Именно им были разработаны существующие поныне дисциплины— энциклопедия судостроения, а также коренным образом преобразованный им курс проектирования судов, что позволило придать этой дисциплине самодовлеющий характер и вложить в нее то содержание, которое сделало ее жизненно необходимой и послужило основой для ее последующего развития.
К. П. Боклевский (1862—1928)
К.П. Боклевский был выдающимся ученым, педагогом и организатором. Ему Россия обязана открытием в составе кораблестроительного факультета подготовки помимо морских инженеров еще и авиационных инженеров и механиков, а также учреждением в 1913 г. Морского Регистра Судоходства, что избавило Россию от жесткой иностранной опеки.
Он сумел привлечь на факультет целую плеяду блестящих профессоров и преподавателей, среди которых особое место принадлежит Ивану Григорьевичу Бубнову (1872—1919) - выдающемуся ученому-кораблестроителю и корабельному инженеру – создателю первых русских подводных лодок. Огромен был вклад И.Г. Бубнова в развитие дисциплины «Проектирование судов».
И. Г. Бубнов (1872—1919)
С 1923 года кораблестроительное отделение возглавил выдающийся инженер и ученый, выпускник Кораблестроительного отделения Политехнического института 1908 г., Валентин Львович Поздюнин (1884—1948), с 1920 года – профессор кафедры «Архитектура корабля», а затем ее заведующий, в том числе и во время после создания Ленинградского Кораблестроительного института (ЛКИ — «Корабелка»), выделенного в 1930 г. как самостоятельного из состава Ленинградского Политехнического института именно по инициативе В.Л. Поздюнина.
В. Л. Поздюнин со студентами
В 1936 году кафедра «Архитектура корабля» была преобразована в три самостоятельные кафедры: «Проектирования судов», «Конструкции судов», «Технологии судостроения». Уже кафедру «Проектирование судов» с этого момента и до конца своей жизни возглавлял профессор В.Л. Поздюнин, создатель первых полноценных учебников по дисциплине «Проектирование судов». С 1939 г он — действительный член Академии Наук СССР (ныне РАН), руководя в ней с 1941 г отделением гидравлики. Среди других его выдающихся работ особое место занимает создание им теории суперкавитации.
После кончины В.Л. Поздюнина кафедра возглавлялась последовательно: выдающимися учеными и инженерами-кораблестроителями: профессором Б.М. Малининым; профессором Л.М. Ногидом; дважды лауреатом Государственной премии (Сталинской премии 1-й степени) профессором В.В. Ашиком; профессором А.В. Бронниковым, профессором И.В. Челпановым; Героем Российской Федерации, лауреатом национальной премии «Человек года», академиком РАН, профессором В.М. Пашиным.
Профессор Борис Михайлович Малинин (1889—1949), выпускник Политехнического института 1914 г., известен как создатель первых советских подводных лодок (ПЛ).
Это, в первую очередь, уникальные ПЛ «Декабрист» и «Щука». Неутомимый организатор, выдающийся конструктор, он, подорвав на работе здоровье, с 1940 года перешел на преподавательскую работу в ЛКИ. Посвятив себя во время Великой Отечественной Войны труду на оборону страны, он в 1943 г был удостоен звания Лауреата Государственной (Сталинской) Премии, а в 1944 г по представлению академика А.Н. Крылова ему за выдающиеся заслуги без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора технических наук. С 1946 г. он – профессор кафедры «Проектирование судов», а после смерти профессора В.Л. Поздюнина в 1948 году – ее заведующий.
Б. М. Малинин (1889—1949)
Профессор Лев Маркович Ногид (1892—1972), участник Первой Мировой войны (награжден за храбрость Георгиевским крестом IV степени), выпускник Петроградского Политехнического института 1928 г., много и плодотворно работал в промышленности, руководил разработкой проектов рыболовных траулеров, судов ледового плавания, ледоколов, боевых кораблей. Параллельно он преподавал в ЛКИ, а с 1949 по 1958 годы был заведующим кафедрой проектирования судов.
Это был поистине энциклопедист и человек-вулкан по своему взрывному горению в любимом деле. Им написан десяток учебников и монографий, в том числе учебник, ставший классическим - «Теория проектирования судов» (1955). Его невероятные творческая работоспособность и энергия, принципиальность, честность и увлеченность тем, что он творил, стали легендой еще при его жизни. Все его работы - это сплав знаний всех кораблестроительных дисциплин, дающий образ судна как сложного, комплексного объекта, остаются современными и для всех последующих поколений.
Л. М. Ногид (1892—1972)
Профессор Виктор Владимирович Ашик (1905—1985) сербского происхождения, потомственный дворянин, выпускник Ленинградского Политехнического института 1930 года, большую часть жизни он посвятил практическому проектированию и постройке крупных отечественных кораблей (линкоров, крейсеров, авианосцев).
В. В. Ашик (1905—1985)
Главный конструктор проектов и одновременно главный инженер Невского ПКБ (в его время это было ЦКБ-4), он был дважды удостоен Сталинской премии 1-й степени. Знавший около 10 европейских языков, обладавший фотографической памятью, невероятный эрудит, признанный эксперт по истории России и истории искусств, он все свободное время и все свои сбережения, будучи исключительно непритязательным в быту, посвящал коллекционированию предметов искусства, книг и нумизматики.
Его домашняя коллекция насчитывала около 22 000 единиц хранения. Среди них была 3-я по величине в СССР после Эрмитажа и Исторического музея коллекция памятных медалей по истории России (более 4 000 единиц), крупнейшая после Русского музея коллекция лаковой портретной миниатюры, уникальная коллекция картин русских художников, в том числе З. Серебряковой, А. Бенуа, Е. Лансере, К. Коровина, К. Сомова и многих других; произведения искусства из фарфора, хрусталя, стекла; сотни акварелей, литографий, гравюр, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, обширная библиотека, сплошь состоящая из раритетов, среди которых полные комплекты прижизненных изданий поэтов серебряного века, редчайшие альбомы по живописи, например, Л. Бакста, Ю. Аненкова, М. Добужинского и т.д. и т.п.
На кафедру в ранге ее заведующего он пришел в 1958 г., практически сразу защитив докторскую диссертацию. Он стал автором выдержавшего при его жизни два издания уникального учебника «Проектирование судов», ярко отражающего и огромную научную базу этой дисциплины, и неимоверный практический опыт автора. Естественно, что у В.В. Ашика было около 30 учеников, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Это, в том числе, и большое число подготовленных им инженеров и ученых-кораблестроителей для стран Европы и Азии.
Профессор Анатолий Владимирович Бронников (1924—2009), участник Великой Отечественной Войны, где получил тяжелое ранение. Ученик профессора Л.М. Ногида. Как и его учитель, всех коллег он поражал колоссальной работоспособностью и энциклопедическими познаниями в области мирового судостроения и судоходства. Это нашло отражение в целом ряде учебников и монографий по профилю кафедры. Его учебники всегда выделяла любовь и предпочтение к ним со стороны студентов, как отличающихся ясностью изложения, доступностью, методологической глубиной.
А.В. Бронников (1924—2009)
Он был великолепным лектором, исключительно интеллигентным и порядочным человеком. Заслуженно пользовался любовью и уважением коллег по университету, и большим признанием его как специалиста в промышленности и в научных кругах страны. Он - член множества ученых и экспертных советов и в стране, и за рубежом. Преподавателем кафедры он стал в 1952 г. К заведованию ею пришел после В.В. Ашика и возглавлял ее по 1990 г. Он имел большую школу учеников, успешно защитивших диссертации.
Профессор Игорь Валентинович Челпанов (1937—2014), выпускник ЛКИ, всю жизнь связавший с «alma mater». Кафедру возглавлял с 1990 по 1995 г. Его профессиональные интересы были обширны и глубоки. Он был признанным специалистом по проектированию боевых кораблей, чему посвящен ряд написанных им в соавторстве с военными учеными-кораблестроителями из военно-морских училищ и военно-морской академии крупных монографий и учебников. Его всегда отличали увлеченность, ответственность, тщательность и методичность, а также редкие искренность и порядочность. Он - автор множества учебных планов кораблестроительных специальностей и учебных программ стержневых кораблестроительных дисциплин.
Академик РАН, профессор. Валентин Михайлович Пашин (1937—2013) руководил кафедрой с 1995 г. до своей кончины. Это был крупнейший и авторитетнейший ученый-кораблестроитель и организатор науки своего времени. Выпускник «Корабелки» 1959 г., он всю свою творческую жизнь связал с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (ныне - Крыловский Государственный Научный Центр), возглавляя его в течение 22 лет.
В. М. Пашин (1937—2013)
Он стал организатором и координатором множества научных и промышленных программ и научных направлений и, в первую очередь, теоретических основ системного проектирования судов и кораблей, создателем теории их оптимизации на основе математико-вычислительных средств. Он руководил комплексными межотраслевыми научными исследованиями.
За заслуги в создании атомных подводных лодок и проведении их натурных испытаний в 1994 г. В.М. Пашин был удостоен звания Героя Российской Федерации. Лауреат Государственных премий и премии РАН, Человек года в номинации ВПК. Он явился основоположником и главой признанной научным сообществом школы, разрабатывающей методы проектирования больших и сложных человеко-машинных систем, обеспечивающих оптимизацию технических и организационных решений, принимаемых при их создании и эксплуатации.
Признанием высокого международного научного авторитета В.М. Пашина явилось избрание его членом консультативного совета Международной организации опытовых бассейнов, действительным членом Института морского инжиниринга, науки и технологии (Великобритания) и Европейского инженерного Совета с правами международного эксперта проектов. Он был членом Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, председателем экспертного совета по ФЦП «Национальная технологическая база», членом научно-технического совета при Совете Безопасности РФ, Правительственной комиссии по научно-инновационной деятельности, членом Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии, Морской коллегии РФ и, наконец, членом Президиума Российской Академии Наук.
В.М. Пашин, оставаясь директором ГКНЦ и возглавив кафедру проектирования судов СПбГМТУ, создал здесь еще и свою научно-педагогическую школу. Сотрудничать с «Корабелкой» в качестве педагога он начал в возрасте 28 лет, здесь защитив докторскую диссертацию, воспитав десятки первоклассных специалистов и множество кандидатов и докторов наук. Учебные планы и программы дисциплин кафедры Проектирования судов, методология преподавания и воспитание инженерных кадров были предметом его пристального внимания.
С 2014 г. кафедру возглавляет профессор Геннадий Федорович Демешко, ученик профессора В.В. Ашика, впитавший дух и достижения послевоенного поколения ученых-кораблестроителей, учителей и коллег на кафедре, с которой связана, по существу, вся его творческая жизнь. Он всегда тесно сотрудничал и сотрудничает с ведущими предприятиями отрасли (Крыловский ГНЦ, ЦМКБ «Алмаз», ЦНИИМФ, ЦКБ «Айсберг»). Это, в разное время, и практическая работа в них по совместительству, и экспертиза и консультации, и выполнение целого ряда НИОКР по заказу этих и других предприятий, в том числе зарубежных. Такое сотрудничество было отмечено присуждением ему Премии «Золотая идея» 1-ой степени за создание КВП «Зубр».
Г.Ф.Демешко
На его счету также организация и руководство базовой кафедрой при ЦМКБ «Алмаз», как представительства и форпоста СПбГМТУ в подготовке специалистов непосредственно по запросу предприятий отрасли, максимально адаптирующей студентов университета к специфике будущей творческой деятельности, обеспечивая их освоением опыта проектной и научной работы в условиях их вовлечения в работу над проектами реальных судов и кораблей и написанием выпускных квалификационных работ по заданиям этого предприятия. Им написаны учебник и целый ряд учебных пособий, около ста статей и докладов на конференциях и международных научных форумах.
Круг его научных интересов и активных исследований, в том числе совместно со студентами и аспирантами, охватывает проблемы проектирования высокоскоростных судов и судов на воздушной подушке, судов и технических средств для работы на шельфе, в первую очередь, арктическом, специальных судов и судов технического флота, транспортных судов и судов-газовозов. Он член 3-х диссертационных советов, имеет многолетнее сотрудничество с университетом Германии.