Навигация по разделам сайта

 En  ЛК ИСУ

Кафедра теории корабля

Теория корабля — важнейшая область научных знаний, изучающая мореходные качества судна: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качку и управляемость.
Отличительной особенностью корабля от других инженерных сооружений является его приспособленность к плаванию в воде.
Знания мореходных качеств корабля необходимо не только инженеру-кораблестроителю, но и всем специалистам, работающим в области судостроения. Благодаря знаниям математики и механики можно обеспечить требуемые мореходные качества судну ещё на этапе его проектирования, задолго до начала строительства.

Образовательные программы кафедры

Кафедра теории корабля осуществляет подготовку обучающихся как Факультета кораблестроения и океанотехники, так и студентов других факультетов университета по дисциплинам, связанным с изучением мореходных качеств судна (см. вкладку Образование).

Кафедра выпускает бакалавров, магистров и аспирантов по следующим образовательным программам:

Преимущества кафедры

  • Кафедра теории корабля — единственная в стране, подготавливающая специалистов по таким профилям подготовки.
  • Получаемые во время обучения фундаментальные знания очень востребованы как на судостроительных предприятиях, так и в других отраслях, где требуется высокий уровень инженерной подготовки.
  • Кафедра теории корабля оснащена широким спектром испытательного оборудования. Лабораторные и практические занятия проводятся в опытовом бассейне, кавитационной трубе и зале малых установок, благодаря чему обучение проходит в более наглядном и интерактивном формате, позволяя лучше освоить образовательный материал.
  • На кафедре работают специалисты высокой квалификации, большинство из которых имеют практический опыт работы на судостроительных предприятиях и в научно-исследовательских организациях.
Инфраструктура кафедры

Лабораторные и практические занятия проводятся в опытовом бассейне, кавитационной трубе и зале малых установок. Там , на моделях судов, гребных винтов, изучаются важнейшие мореходные качества современного судна : плавучесть, остойчивость, ходкость , подверженность судна качке.


Опытовый бассейн

Кавитационная труба

 

Зал малых установок ( лаборатория статики корабля) 

Учебная модель судна

Модели гребных винтов

Также на кафедре есть два компьютерных зала: один для работы студентов, другой для работы сотрудников и аспирантов.

 
Перспективы выпускников

Компетенции специалистов, прошедших обучение по профилям подготовки, реализуемым кафедрой теории корабля, гарантируют их востребованность для работы в организациях, занимающихся как проектированием судов и проведением связанных с этим научных исследований, так и на верфях и судостроительных предприятиях.

Вариантами перспективного трудоустройства выпускников являются проектные, расчетные и конструкторские отделы проектных институтов, проектно-конструкторских бюро, отделения гидромеханики и теории корабля научно-исследовательских институтов, бюро экспертизы, инженерные центры машиностроительных и судостроительных производств.

Работодателями для выпускников кафедры выступают научно-исследовательские институты и центры (КГНЦ, ЦНИИМФ), конструкторские бюро («Рубин», «Малахит» и др.), верфи и судостроительные заводы («Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», «Северная верфь» и др.). 

Сферы профессиональной деятельности выпускников:
  • создание морских судов, судов смешанного и внутреннего плавания, маломерных судов, объектов океанотехники,
  • проведение сложных технических расчетов, связанных с их мореходными качествами, проектированием и постройкой.
Базовые профессиональные компетенции выпускников:
  • Способность участвовать в теоретических и экспериментальных исследованиях в области создания новых проектов судов, плавучих конструкций и их составных частей в соответствии с техническим заданием
  • Способность разрабатывать проекты судов, плавучих конструкций и их составных частей
  • Способность участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов.
Выдающиеся выпускники
Среди выпускников кафедры немало ведущих специалистов, инженеров, руководителей всех рангов, преподавателей вузов и авторитетных учёных.
Кутейников Михаил Анатольевич

Кутейников Михаил Анатольевич

Доктор технических наук, профессор.

  • Помощник по научной деятельности и учёный секретарь Президиума научно-технического совета Российского морского регистра судоходства (РС)
  • Главный редактор Научно-технического сборника РС.
  • Профессор кафедры теории корабля СПбГМТУ

Никущенко Дмитрий Владимирович

Никущенко Дмитрий Владимирович

Доктор технических наук, профессор.

  • Директор Института гидродинамики и процессов управления СПбГМТУ
  • Профессор кафедры океанотехники и морских технологий СПбГМТУ
  • Занимал должность проректора по научной работе СПбГМТУ

Семёнова Виктория Юрьевна

Семёнова Виктория Юрьевна

Доктор технических наук, профессор.

  • Заведующий кафедрой теории корабля СПбГМТУ
  • Член экспертного совета ВАК РФ по проблемам флота и кораблестроения
  • Член диссертационного совета СПбГМТУ
  • Член секции мореходности Российского морского регистра судоходства
Сотрудники

Альбаев Данил Айдарович


  • инженер 2 категории
  • Доцент 2

Вирцев Дмитрий Александрович


  • заведующий лабораторией
  • Старший преподаватель 1

Гасникова Анастасия Сергеевна


Динцер Александр Ильич


  • Ассистент 1

Живица Сергей Григорьевич


  • Доцент 2
  • Кандидат наук (Технические)

Журавлев Алексей Валентинович


  • заведующий лабораторией

Капонен Валерий Арвиевич


  • инженер 1 категории

Карулин Евгений Борисович


  • Доцент 3
  • Кандидат наук (Технические)
  • Доцент

Киселев Никита Артемович


  • Инженер

Кутейников Михаил Анатольевич


  • Профессор 3
  • Доктор наук (Технические)

Макарова Валентина Вячеславовна


  • Старший преподаватель 1

Нецветаев Константин Георгиевич


  • заведующий лабораторией

Никущенко Елена Александровна


  • Ассистент 1

Радченко Евгений Александрович


  • инженер 1 категории

Семенова Виктория Юрьевна


Сухарев Александр Николаевич


  • высококвалифицированный рабочий

Устинова Забава Сергеевна


  • Ассистент 1

Часовников Никита Юрьевич


  • Доцент 2
  • Кандидат наук (Технические)

Четвертаков Алексей Михайлович


  • Старший преподаватель 1

Шацовская Марина Леонидовна


  • ведущий документовед
  • ведущий документовед

Шульц Вячеслав Юрьевич


  • Доцент 2
  • Кандидат наук (Физико-математические)

Шульц Святослав Вячеславович


  • Ассистент 1
Разработанные кафедрой уникальные профили образовательных программ и преподаваемые дисциплины обеспечивают подготовку высококвалифицированных инженеров, обладающих необходимым арсеналом знаний, умений и навыков для продолжения карьеры в сфере проектирования и постройки любых разновидностей судов и объектов океанотехники.

Залогом качественного образования, предоставляемого кафедрой, являются высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, отличная материально-техническая база и обширные связи с научными и промышленными партнёрами кафедры. Благодаря этим факторам студенты, проходящие у нас обучение, получают самое современное инженерное образование, включающее в себя не только уникальную теорию, но и серьёзный практический опыт и навыки в проектировании и постройке судов.

Кафедра тесно сотрудничает с проектными и научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими бюро, инженерными центрами машиностроительных и судостроительных производств. Партнёры кафедры не только предоставляют площадку для прохождения практик и стажировок студентов СПбГМТУ, но и выступают в качестве потенциальных работодателей для наших выпускников.

Профессорско-преподавательский состав

За более чем 120-летнюю историю кафедра накопила огромный опыт преподавательской и методической работы. Традиции профессионального образования были заложены академиком А. Н. Крыловым, великим учёным и инженером-кораблестроителем, разработавшим саму дисциплину "теории корабля" в начале XX века.

Небольшой коллектив кафедры насчитывает 2 докторов и 4 кандидатов наук. Среди преподавателей много молодых специалистов.

Сотрудники кафедры активно участвуют в реализации задач по важнейшим проектам СПБГМТУ: «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы».

Преподаваемые дисциплины
Теория корабля
Цели освоения дисциплины — рассмотрение физических процессов взаимодействия корабля с жидкостью и овладение методами расчета мореходных качеств.
Математическое моделирование мореходности и позиционирования объектов морской нефтегазовой индустрии / Мореходность и позиционирование средств океанотехники
Цель освоения дисциплин — предоставить студентам знания в области конструктивных характеристик и динамических свойств стационарных и динамических систем позиционирования, используемых в мировой практике разработки нефтегазовых месторождений. Предметом дисциплины являются технические решения, характеристики и динамические свойства якорных и динамических систем позиционирования средств океанотехники, используемые при промышленном и разведывательном бурении скважин на морском дне, а также при выполнении операций обслуживания и снабжения морских буровых установок.
Ходкость корабля
    Цели освоения дисциплины:
  • изучение характеристик движения судов на тихой воде и в штормовых условиях, гидродинамических характеристик судовых движителей;
  • выбор оптимального гребного винта при проектировании судов;
  • приобретение студентами знаний и навыков, необходимых для решения теоретических и экспериментальных проблем, связанных с энергосбережением при эксплуатации судов;
  • ознакомление студентов с современными тенденциями в проектировании судовых движителей.
История проблемы мореходности судов
Цель освоения дисциплины — расширить представления студентов о задачах обеспечения высоких гидродинамических и динамических качеств судов, являющихся фундаментом мореходности и, как следствие, безопасности мореплавания.
История морских катастроф как предмет динамики корабля
Цель изучения дисциплины состоит в формировании у студентов представлений о безопасности мореплавания на примерах реальных аварий с катастрофическим исходом. Рассматриваемые примеры призваны продемонстрировать важность, как нормирования мореходных качеств, так и отчетливость понимания действия механизмов их утраты.
Статика корабля
Целями освоения дисциплины являются рассмотрение физических процессов взаимодействия корабля с жидкостью в статическом положении относительно поверхности воды и овладение методами расчета его основных мореходных качеств (плавучесть, остойчивость, непотопляемость).
Динамика корабля
Цели освоения дисциплины — изучение динамики объектов на морском волнении, гидродинамической теории качки и мореходности судна, приобретение студентами знаний и навыков решения теоретических и практических вопросов безопасности плавания судов, ознакомление студентов с методами борьбы с вредными последствиями качки.
Математическая теория быстроходных судов
Дисциплина «Математическая теория быстроходных судов» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Она является дополнительным разделом более общей науки «Теории корабля». Целью освоения дисциплины Математическая теория быстроходных судов является изучение математических моделей, описывающих динамику быстроходных судов, приобретение студентами знаний и навыков решения теоретических и практических вопросов, касающихся гидродинамики быстроходных судов.
Безопасность мореплавания
Целью освоения дисциплины является расширение представления студентов о задачах обеспечения высоких гидродинамических и мореходных качеств судов как фундаментальной основы безопасности мореплавания.
Динамика подводных аппаратов
Целями освоения дисциплины являются:
  • предоставить учащимся знания в области мореходных качеств подводных подвижных объектов;
  • подготовить выпускников к научно-исследовательской деятельности в области изучения мореходных качеств подводных объектов;
  • дать учащимися представления о методах расчета гидродинамических характеристик в интересах изучения управляемости подводных объектов;
  • подготовить учащихся к самостоятельному решению научно-технических задач по обеспечению управляемости подводных аппаратов в подводном положении.
Управляемость судна
Целями освоения дисциплины являются:
  • изучение основных показателей управляемости и мореходности современных водоизмещающих морских судов;
  • освоение методов исследования управляемости и мореходности морских водоизмещающих судов;
  • изучение способов определения гидродинамических характеристик любого водоизмещающего надводного судна;
  • методы выбора для него приемлемых средств управления движением.
Дополнительные главы по мореходности судов
Изучение нелинейной качки судов на тихой воде и на морском волнении, изучение дополнительных резонансных режимов, приобретение студентами знаний и навыков решения теоретических и практических вопросов безопасности плавания судов.
Принципы нормирования мореходных качеств
Цель освоения дисциплины — рассмотрение физических процессов, возникающих при взаимодействии судна с жидкостью и воздухом, и нормирование мореходности для обеспечения безопасной эксплуатации судов, и прежде всего, в предотвращении опрокидывания, исключении чрезмерных нагрузок на корпус и различные устройства судна от качки и влияния волнения.
Ходкость быстроходных судов
Дисциплина «Ходкость быстроходных судов» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Является дополнительным разделом более общей науки «Теория корабля». Целью освоения дисциплины является изучение теоретических и экспериментальных методов, применяемых для определения ходкости быстроходных судов, приобретение студентами знаний и навыков решения теоретических и практических вопросов, касающихся ходкости быстроходных судов.
Управляемость быстроходных судов
Цель освоения дисциплины — существенно расширить знания студентов в области маневренных качеств указанных высокоскоростных судов. Использование динамического поддержания в расчетном режиме движения накладывает отпечаток на гидродинамические характеристики, посадку и остойчивость быстроходных судов.
Ледовая ходкость
Дисциплина «Ледовая ходкость» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Она является дополнительным разделом более общей науки «Теория корабля». Целью освоения дисциплины является существенное расширение знаний студентов в области мореходных и эксплуатационных качеств надводных водоизмещающих судов, технических средств освоения океана и судов с динамическим поддержанием.
Моделирование движения судов во льдах
Дисциплина «Моделирование движения судов во льдах» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Является дополнительным разделом более общей науки «Теория корабля». Целью освоения дисциплины является существенное расширение знаний студентов в области мореходных и эксплуатационных качеств надводных водоизмещающих судов, технических средств освоения океана и судов с динамическим поддержанием.
Партнёры по образовательной деятельности / Работодатели
Основные научно-исследовательские и индустриальные партнёры кафедры:
  • Крыловский государственный научный центр (https://krylov-centre.ru/),
  • Центр технологии судостроения и судоремонта (https://sstc.spb.ru/),
  • Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (https://cniimf.ru/),
  • Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова (https://vma.mil.ru/),
  • Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (http://almaz-kb.ru/),
  • Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (https://ckb-rubin.ru/glavnaja/),
  • Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (http://www.malachite-spb.ru/),
  • Северное проектно-конструкторское бюро (http://severnoepkb.ru/),
  • Адмиралтейские верфи (http://admship.ru/),
  • Балтийский завод (https://www.bz.ru/)

Образовательные программы

Бакалавриат

Магистратура

Учебно-методические пособия

2020

  • 0 стр.0 Учебное пособие

2013

  • Нелинейная теория и алгоритм расчёта качки судов конечной амплитуды Мореходность судов и средств океанотехники. Методы оценки 0 стр.21 (Кайтанов Ю.С., Магаровский В.В.)Монография (Глава)
  • Экспериментальное определение параметров нелинейного демпфирования бортовой качки судна Мореходность судов и средств океанотехники. Методы оценки 0 стр.5 Монография (Глава)

2000

  • The Influence of Liquid Cargo Dynamics on Ship Stability Contemporary Ideas on Ship Stability 0 стр.11 (Рахманин Н.Н.)Монография (Глава)

История кафедры

Идею об учреждении в составе Политехнического института кораблестроительного отделения подал А. Н.  Крылов – учёный с мировой известностью, кораблестроитель и математик, академик с дореволюционным стажем, Герой Социалистического Труда, научная и военно-морская карьера которого в начале XX века только начиналась.

А. Н. Крылов был первым руководителем дисциплины «Теория корабля» после того, как эта дисциплина 3 октября 1902 года начала читаться на кораблестроительном отделении. Эта дата и считается датой образования кафедры теории корабля.

В момент организации Политехнического института отдельных кафедр по специальным дисциплинам не было. Курс теории корабля после А. Н. Крылова читали профессора А. П. Фан-Дер-Флит, В. Т.  Струнников, Б. Г. Харитонович.

В 1930 году кораблестроительный факультет выделился в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В составе кораблестроительного факультета института была организована и кафедра теории корабля во главе с профессором Г. Е. Павленко.

17 февраля 1939 года по приказу народного комиссара судостроительной промышленности И. Т. Тевосян лабораториям теории корабля ЛКИ присвоено имя академика А. Н. Крылова (в связи с 75-летием со дня рождения академика). Имя выдающегося учёного-кораблестроителя было присвоено этой лаборатории не случайно: именно академик А. Н. Крылов консультировал проектирование опытового бассейна лаборатории.

В 1940 году на кафедре были созданы лаборатории: опытный бассейн, зал малых установок, мастерские для изготовления моделей и устройств. Пострадавшие во время войны, лаборатории в 1945 году были восстановлены, а к 1961 году существенно модернизированы, что позволило выполнять заказы промышленности, вести научные исследования. Здесь же студенты всех факультетов института выполняли лабораторные работы.

В 1950–1960-е годы Кораблестроительный институт интенсивно готовил кадры для развивающейся после войны промышленности. С 1961 года кафедра теории корабля наряду с кафедрой гидромеханики стала выпускающей по специальности «Гидромеханика». В том же году была введена в строй кавитационная труба.

В 1969 году делегация института приняла участие в работе XII Международной конференции опытных бассейнов в Риме, где опытный бассейн ЛКИ получил сертификацию.

В последние годы кафедра теории корабля остаётся одной из ведущих и авторитетных кафедр СПбГМТУ и среди родственных кафедр России.

С 2017 года заведующей кафедрой теории корабля является д.т.н., профессор Семёнова В. Ю.

Перспективы и планы развития

  • Одной из задач кафедры теории корабля является создание современного мореходного опытового бассейна для комплексного обучения студентов и выполнения научных исследований на самом высоком уровне.
  • Дальнейшее развитие методов расчётов, связанных с обеспечением лучших мореходных качеств судна и безопасностью мореплавания.
  • Создание тренажеров по проблемам управляемости судна.
Сотрудники кафедры пишут и готовят к изданию учебники, учебно-методические пособия и указания по всем читаемым на кафедре дисциплинам; выполняют фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы и осуществляют инновационную деятельность по главным научным направлениям.

Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры

  • Мореходность судов различных типов
  • Нелинейная качка
  • Качка судов в стесненных фарватерах
  • Управляемость судов и кораблей
  • Нормирование остойчивости судов
  • Ледовая ходкость

Достижения в научно-исследовательской деятельности

2024 год — Альбаев Д. А. защитил кандидатскую диссертацию «Разработка метода расчета нелинейных сил, возникающих при качке судна на основании трехмерной потенциальной теории»

Партнёры по научно-исследовательской деятельности

  • Российский морской регистр судоходства
  • Крыловский государственный научный центр
  • Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» и др.

Учебники и учебные пособия

Результаты исследований кафедры в области теории корабля нашли своё отражение в учебниках и учебных пособиях, основные из которых:

  • В. В. Семёнов-Тян-Шанский, «Статика и динамика корабля»
  • С. Н. Благовещенский,«Качка корабля»
  • Я. И. Войткунский, «Справочник по теории корабля. Ходкость и управляемость»
  • Я. И. Войткунский, «Сопротивление воды движению судов»
  • В. В. Луговской, «Гидродинамика нелинейной качки судов» и «Динамика моря»
  • Г. В. Соболев, «Управляемость судов и автоматизация судовождения»
  • В. В. Рождественского, «Кавитация»

Применение информационно-вычислительных технологий в исследованиях и расчётах

Многие исследования современных проблем теории корабля возможны лишь с использованием новейших технических достижений. Некоторые расчёты мореходных качеств, основанные на более точном учёте различных факторов, становятся практически осуществимыми только с помощью ЭВМ, что выдвигает принципиально новые требования к решению задач теории корабля.

Применение компьютеров в исследованиях и расчётах сделало ненужными неизбежные допущения, которые ранее диктовались необходимостью упрощения расчётных схем. В настоящее время решены проблемы большинства расчётов по теории корабля, выполняемых в процессе проектирования.

В учебниках, изданных профессорами В. Б. Жинкиным «Теория и устройство корабля», В. В. Луговским «Качка корабля», Р. В. Борисовым в соавторстве «Статика корабля», уделено большое внимание решению задач статики и динамики именно с помощью ЭВМ.

Научно-исследовательские разработки
Исследования сопротивления воды движению судов
Сотрудниками кафедры в опытовом бассейне выполнен большой комплекс работ по исследованию сопротивления воды движению судов различных типов. Работы велись в двух направлениях:
  • усовершенствование методов расчёта составляющих сопротивления и учёта влияния на него условий плавания;
  • совершенствование и выбор оптимальных форм обводов судов на основе систематических модельных испытаний самоходных и несамоходных речных, морских транспортных, рыболовных судов и судов технического флота.
Полученные результаты широко использовались при проектировании судов в организациях МСП, ММФ и МРФ. В этих исследованиях активное участие принимали П. А. Апухтин, Я. И. Войткунский, Л. С. Артюшков, О. В. Дубровин, В. Ф. Малова, А. Н. Шебалов и другие. Особое место в работах по сопротивлению воды занимают экспериментально-теоретические исследования искусственной кавитации, выполненные под руководством В. В. Рождественского.
Методы расчёта спуска и динамической остойчивости
Важные результаты в области исследования и разработки методов расчета спуска и динамической остойчивости были получены В. В. Семёновым-Тян-Шанским, предложившим законченную теорию и методы практического расчёта бокового спуска судов. Большое место занимали экспериментально-теоретические исследования продольного спуска судов различных типов. Например, безопасность спуска первого в мире атомного ледокола «Ленин» отрабатывалась в опытовом бассейне кафедры. Здесь же выполнялись исследования применения подводного крыла для создания подъемной силы в корме при спуске крупнотоннажных судов. Спуск с крылом впервые в мировой практике был применен на плавбазе «Восток».
Теория динамической остойчивости судов в условиях ветра и волнения
Разработанная С. Н. Благовещенским теория послужила основой для совершенствования норм остойчивости Регистра СССР.
Исследования характеристик нелинейной бортовой качки
Ряд оригинальных исследований характеристик нелинейной бортовой качки выполнен С. Н. Благовещенским, В. В. Семёновым-Тян-Шанским и их учениками. Более общая – гидродинамическая — теория качки конечной амплитуды, учитывающая взаимосвязь отдельных видов качки, разработана В. В. Луговским. Теоретические и практические разработки вопросов успокоения качки проводились А. Н. Холодилиным.
Исследования проблем качки буровых судов и платформ
Исследования проблем качки буровых судов и платформ на ходу и на стоянке в свободном и заякоренном состоянии, а также проблем динамического позиционирования проводились в опытовом бассейне и на открытом водоёме лабораторной базы под руководством Р. В. Борисова.
Теория и методика проектирования судовых движителей, управляемости, гидродинамики подводных технических средств освоения океана
Выполнены сотрудниками кафедры В. М. Лаврентьевым, К. К. Федяевским, А. Ш. Ачкинадзе,
Л.С. Артюшковым , Г. В. Соболевым, Г. И. Зильманом.
Семенова Виктория Юрьевна

заведующий кафедрой

Семенова Виктория Юрьевна

  • Профессор
  • Доктор технических наук

Контакты

Заместители

Скачать буклет