Навигация по разделам сайта

En ЛК ИСУ

Партнёрам

    Кафедра строительной механики корабля

    Основные задачи кафедры

    1. Подготовка и выпуск бакалавров и магистров по основным образовательным программам высшего образования направлений «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» и «Прикладная механика»:
      • Профиль «Строительная механика», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация - бакалавр (с 2000 г.);
      • Магистерская программа «Механика деформируемого твердого тела», срок обучения - 2 года, очная форма, квалификация – магистр (с 2002 г.);
      • Профиль «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2018 г.);
      • Профиль «Вычислительные технологии механики корабля», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2013 по 2019 г.)
    2. Обеспечение подготовки в области технической физики, строительной механики, прочности и вибрации корабля и морских сооружений, механики сплошных сред и компьютерных методов расчета студентов различных специальностей и направлений подготовки факультетов Кораблестроения и океанотехники, Корабельной энергетики и автоматики.
    3. Подготовка и выпуск аспирантов по направлениям «Математика и механика» и «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»:
      • Направленность «Механика деформируемого твердого тела», срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации  «Механика деформируемого твердого тела» или «Теория корабля и строительная механика»;
      • Направленность «Строительная механика корабля» срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации «Теория корабля и строительная механика».
    4. Повышение квалификации специалистов предприятий и организаций промышленности в области расчетного моделирования инженерных сооружений на базе Центра компетенций (курсы от 16 до 72 ч.).

    Направления научной работы кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ

    1. Обеспечение прочности, устойчивости и надежности проектируемых и создаваемых корпусных конструкций, их составных частей, узлов, элементов и деталей, в том числе:
      • разработка методов расчетной оценки внешних сил по вероятностным схемам;
      • обоснование расчетных нагрузок на базе математических методов;
      • осуществление математического моделирования работы конструкции в различных условиях нагружения;
      • разработка алгоритмов и методов определения параметров напряженно-деформированного состояния конструкций;
      • оценка внутренних усилий в элементах конструкции при статических и динамических нагружениях;
      • оценка предельных, разрушающих нагрузок;
      • обоснование принимаемых запасов прочности;
      • выполнение расчетных исследований прочности, устойчивости и надежности конструкций с использованием современных аналитических и численных методов;
      • оценка долговечности, трещиностойкости и хрупкости конструкций.
    2. Поиск оптимальных конструктивных решений обеспечения эффективности и экономичности конструкций с заданными параметрами надежности. Проведение оптимизационных расчетов по обоснованию выбора критериев оптимизации и формируемых ограничений, в том числе:
      • оптимизация конфигурации конструктивного решения при выборе концепции;
      • оптимизация размеров конструкции в рамках принятой концепции;
      • разработка эффективных алгоритмов оптимизации применительно к рассматриваемой конструкции;
      • разработка расчетных программ оптимизации;
      • проведение серии оптимизационных расчетов;
      • выработка рекомендаций по рациональному проектированию конструкции.
    3. Разработка математических моделей, обеспечивающих систему мониторинга параметров надежности объектов морской техники, эксплуатирующихся в различных условиях
      • Контроль параметров общего напряженно-деформированного состояния
      • Контроль параметров локального напряженно-деформированного состояния
      • Контроль параметров вынужденной вибрации
    4. Моделирование процессов нелинейного деформирования и разрушения конструкций при сильных взаимодействиях с водо-воздушной средой
      • Деформирование и разрушение конструкций при ударах волн
      • Деформирование и разрушение танков, перевозящих жидкие грузы
      • Анализ слеминга, выпинга и слошинга
    5. Анализ прочности и предельной прочности конструктивных связей конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ)
      • Определение параметров напряженно-деформированного состояния сэндвичевых конструкций, состоящих из несущих наружных слоев и внутреннего слоя легкого заполнителя
      • Анализ предельных форм потери несущей способности
      • Исследование форм разрушения ПКМ при различных динамических воздействиях

       

      а) Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ - общая
      б) Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ - симметричная
      в) Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ - антисимметричная
      г) Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ - локальная
      д) Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ - локальная с отслоением
      Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ: а) общая, б) симметричная, в) антисимметричная, г) локальная, д) локальная с отслоением

       

       

    26 апреля 2020 года исполнилось 90 лет со дня создания на базе кораблестроительного факультета (ранее - отделения) Политехнического института отдельного вуза, известного как ЛКИ и СПбГМТУ. Изначально новый ВУЗ состоял всего из двух факультетов: судокорпусного и судомеханического (годом позже добавился вечерний). В 1930 году были созданы 17 основных кафедр вуза: общественных наук, высшей математики, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов, теоретической механики, иностранных языков, теории корабля, строительной механики корабля, проектирования судов, технологии судостроения, электрооборудования судов и электротехники, деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов, судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок, судовых турбин и турбинных установок, теплофизических основ судовой энергетики, судовых паровых и поршневых машин, судовых вспомогательных механизмов. 

    Кафедра строительной механики корабля была образована на кораблестроительном отделении вновь открывшегося в 1902 г. в Петербурге Политехнического института. В 1930 г. кафедра стала одной из основных Морского Технического Университета, в те годы Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ).

    Кафедра поддерживает контакты с кафедрами строительной механики корабля учебных заведений Военно-морского флота и Военно-морской академии, Дальневосточного и Нижегородского политехнического институтов, Нижегородского института инженеров водного транспорта, Одесского государственного морского университета, с научно-исследовательскими организациями Военно-морского флота, работа которых так или иначе связана со строительной механикой корабля. Из многих военнослужащих, оказавших и оказывающих существенное содействие кафедре, следует отметить двоих, вклад которых в ее работу является наиболее значительным: крупного специалиста в области механики деформируемых тел и строительной механики корабля, доктора технических наук Н.С. Соломенко и профессора кафедры строительной механики корабля Военно-морского инженерного института В.А. Родосского.

    Кафедра систематически издает учебники и учебные пособия, отражающие современные достижения строительной механики. Сотрудники кафедры являются авторами более 50 учебников и учебных пособий. 

    К 90-летию СПбГМТУ опубликована статья заведующего кафедрой строительной механики корабля, профессора, д.т.н. А.А. Родионова "К 90-летию СПБГМТУ: от истоков к перспективам строительной механики корабля", посвященная истории кафедры строительной механики корабля, от момента основания и до настоящего времени

    Ознакомиться со статьей А.А. Родионова, историей кафедры и выдающимися людьми, принимавшими участие в жизни кафедры можно, перейдя по ссылке.

    Григорьев Валерий Дмитриевич


    • Кандидат наук (Технические)

    Коршунов Владимир Александрович


    • Кандидат наук (Технические)
    • Доцент

    Крыжевич Геннадий Брониславович


    • Доктор наук (Технические)
    • Профессор

    Манухин Вадим Анатольевич


    • Кандидат наук (Технические)
    • Доцент

    Миронов Михаил Юрьевич


    • Кандидат наук (Технические)

    Никитина Галина Геннадьевна


    Пономарев Дмитрий Александрович


    Разлетова Ирина Борисовна


    Родионов Александр Александрович


    • Доктор наук (Технические)
    • Профессор
    • +7 (812) 494-0904

    Фрумен Александр Исаакович


    2023

    • ВВЕДЕНИЕ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНУЮ МЕХАНИКУ КОНСТРУКЦИЙ СПб.: Изд-во СПбГМТУ 0 стр.127 (Корошунов В.А., Пономарев Д.А.)Учебное пособие

    2022

    • Введение в вариационное исчисление 0 стр.138 (Родионов А.А., Пономарев Д.А.)Учебное пособие
    • ВВЕДЕНИЕ В ВАРИАЦИОННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2022 – 0 стр.138 (Коршунов Владимир Александрович, Пономарев Дмитрий Александрович)Учебное пособие
    • Введение в вариационное исчисление 0 стр.138 (Родионов А.А., Коршунов В.А.)Учебное пособие

    2019

    • Расчетное проектирование основных связей корпуса корабля СПбГМТУ 0 стр.108 (А.А.Родионов, В.А.Коршунов)Учебное пособие
    • Расчетное проектирование основных связей корпуса корабля 0 стр.108 (Манухин В.А., Родионов А.А.)Учебное пособие
    • РАСЧЕТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СВЯЗЕЙ КОРПУСА КОРАБЛЯ Учебное пособие СПбГМТУ 0 стр.127 (Коршунов В.А.., Манухин В.А.)Учебное пособие

    2017

    • Вычисление предельных изгибающих моментов корпуса судна LAP LAMBERT Academic Publishing RU 0 стр.105 (Зин Мин Хтет)Учебное пособие

    2016

    • Введение в метод конечных элементов 0 стр.90 (Родионов А.А.)Учебное пособие
    • ВВЕДЕНИЕ В МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Учебное пособие СПбГМТУ 0 стр.110 (Коршунов В.А.)Учебное пособие

    2013

    • Глава «Гидроупругость судовых конструкций и динамическое взаимодействие корабля с жидкостью». В книге «Академик А.Н. Крылов. К 150-летию со дня рождения» // Под ред. академика РАН В.М. Пашина. ФГУП «Крыловский государственный научный центр», С-Петербург, 2013, с. 99-108. Крыловский государственный научный центр 99 стр.0 Монография (Глава)
    • СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА КОРАБЛЯ СПбГМТУ, 2013 0 стр.162 Учебник
    • Численные методы оценки предельных нагрузок судовых конструкций СПбГМТУ 0 стр.118 (Бененсон А.М., Родионов А.А.)Учебное пособие

    2012

    • Предельные состояния балочных моделей судовых конструкций СПбГМТУ 0 стр.127 (Родионов А.А.)Учебное пособие
    • Экспериментальные методы и измерения в строительной механике корабля 0 стр.0 Учебное пособие

    2011

    • Техника и технология подводного обслуживания морских нефтегазовых сооружений. СПб., МОРИНТЕХ, 0 стр.200 (Караев Р.Н., Разуваев В.Н.,)Учебник

    2000

    • Автоматизированные системы расчетов прочности, устойчивости и колебаний в строительной механике корабля. СПбГМТУ 0 стр.129 (А.В. Кульцеп, В.А. Манухин.)Учебное пособие
    Родионов Александр Александрович

    заведующий кафедрой

    Родионов Александр Александрович

    • Профессор
    • Доктор технических наук

    Контакты

    Заместители