Основные задачи кафедры
- Подготовка и выпуск бакалавров и магистров по основным образовательным программам высшего образования направлений «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» и «Прикладная механика»:
- Профиль «Строительная механика», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация - бакалавр (с 2000 г.);
- Магистерская программа «Механика деформируемого твердого тела», срок обучения - 2 года, очная форма, квалификация – магистр (с 2002 г.);
- Профиль «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2018 г.);
- Профиль «Вычислительные технологии механики корабля», срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2013 по 2019 г.)
- Обеспечение подготовки в области технической физики, строительной механики, прочности и вибрации корабля и морских сооружений, механики сплошных сред и компьютерных методов расчета студентов различных специальностей и направлений подготовки факультетов Кораблестроения и океанотехники, Корабельной энергетики и автоматики.
- Подготовка и выпуск аспирантов по направлениям «Математика и механика» и «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»:
- Направленность «Механика деформируемого твердого тела», срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации «Механика деформируемого твердого тела» или «Теория корабля и строительная механика»;
- Направленность «Строительная механика корабля» срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации «Теория корабля и строительная механика».
- Повышение квалификации специалистов предприятий и организаций промышленности в области расчетного моделирования инженерных сооружений на базе Центра компетенций (курсы от 16 до 72 ч.).
Направления научной работы кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ
- Обеспечение прочности, устойчивости и надежности проектируемых и создаваемых корпусных конструкций, их составных частей, узлов, элементов и деталей, в том числе:
- разработка методов расчетной оценки внешних сил по вероятностным схемам;
- обоснование расчетных нагрузок на базе математических методов;
- осуществление математического моделирования работы конструкции в различных условиях нагружения;
- разработка алгоритмов и методов определения параметров напряженно-деформированного состояния конструкций;
- оценка внутренних усилий в элементах конструкции при статических и динамических нагружениях;
- оценка предельных, разрушающих нагрузок;
- обоснование принимаемых запасов прочности;
- выполнение расчетных исследований прочности, устойчивости и надежности конструкций с использованием современных аналитических и численных методов;
- оценка долговечности, трещиностойкости и хрупкости конструкций.
- Поиск оптимальных конструктивных решений обеспечения эффективности и экономичности конструкций с заданными параметрами надежности. Проведение оптимизационных расчетов по обоснованию выбора критериев оптимизации и формируемых ограничений, в том числе:
- оптимизация конфигурации конструктивного решения при выборе концепции;
- оптимизация размеров конструкции в рамках принятой концепции;
- разработка эффективных алгоритмов оптимизации применительно к рассматриваемой конструкции;
- разработка расчетных программ оптимизации;
- проведение серии оптимизационных расчетов;
- выработка рекомендаций по рациональному проектированию конструкции.
- Разработка математических моделей, обеспечивающих систему мониторинга параметров надежности объектов морской техники, эксплуатирующихся в различных условиях
- Контроль параметров общего напряженно-деформированного состояния
- Контроль параметров локального напряженно-деформированного состояния
- Контроль параметров вынужденной вибрации
- Моделирование процессов нелинейного деформирования и разрушения конструкций при сильных взаимодействиях с водо-воздушной средой
- Деформирование и разрушение конструкций при ударах волн
- Деформирование и разрушение танков, перевозящих жидкие грузы
- Анализ слеминга, выпинга и слошинга
- Анализ прочности и предельной прочности конструктивных связей конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ)
- Определение параметров напряженно-деформированного состояния сэндвичевых конструкций, состоящих из несущих наружных слоев и внутреннего слоя легкого заполнителя
- Анализ предельных форм потери несущей способности
- Исследование форм разрушения ПКМ при различных динамических воздействиях
26 апреля 2020 года исполнилось 90 лет со дня создания на базе кораблестроительного факультета (ранее - отделения) Политехнического института отдельного вуза, известного как ЛКИ и СПбГМТУ. Изначально новый ВУЗ состоял всего из двух факультетов: судокорпусного и судомеханического (годом позже добавился вечерний). В 1930 году были созданы 17 основных кафедр вуза: общественных наук, высшей математики, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов, теоретической механики, иностранных языков, теории корабля, строительной механики корабля, проектирования судов, технологии судостроения, электрооборудования судов и электротехники, деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов, судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок, судовых турбин и турбинных установок, теплофизических основ судовой энергетики, судовых паровых и поршневых машин, судовых вспомогательных механизмов.
Кафедра строительной механики корабля была образована на кораблестроительном отделении вновь открывшегося в 1902 г. в Петербурге Политехнического института. В 1930 г. кафедра стала одной из основных Морского Технического Университета, в те годы Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ).
Кафедра поддерживает контакты с кафедрами строительной механики корабля учебных заведений Военно-морского флота и Военно-морской академии, Дальневосточного и Нижегородского политехнического институтов, Нижегородского института инженеров водного транспорта, Одесского государственного морского университета, с научно-исследовательскими организациями Военно-морского флота, работа которых так или иначе связана со строительной механикой корабля. Из многих военнослужащих, оказавших и оказывающих существенное содействие кафедре, следует отметить двоих, вклад которых в ее работу является наиболее значительным: крупного специалиста в области механики деформируемых тел и строительной механики корабля, доктора технических наук Н.С. Соломенко и профессора кафедры строительной механики корабля Военно-морского инженерного института В.А. Родосского.
Кафедра систематически издает учебники и учебные пособия, отражающие современные достижения строительной механики. Сотрудники кафедры являются авторами более 50 учебников и учебных пособий.
К 90-летию СПбГМТУ опубликована статья заведующего кафедрой строительной механики корабля, профессора, д.т.н. А.А. Родионова "К 90-летию СПБГМТУ: от истоков к перспективам строительной механики корабля", посвященная истории кафедры строительной механики корабля, от момента основания и до настоящего времени.
Ознакомиться со статьей А.А. Родионова, историей кафедры и выдающимися людьми, принимавшими участие в жизни кафедры можно, перейдя по ссылке.