Навигация по разделам сайта


Партнёрам

    Кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

    Основные направления образовательной деятельности

    Подготовка и выпуск по образовательным программам высшего профессионального образования:

    • бакалавриат по профилю «Компьютерное моделирование динамики корабля», срок обучения - 4 года;
    • магистратура по профилю «Теория корабля и гидродинамика», срок обучения  - 2 года.

    Подготовка аспирантов по направлениям:

    • «Механика жидкости, газа и плазмы»;
    • «Гидроаэродинамика корабля»

    Студенты получают образование, в котором сочетаются фундаментальная подготовка в области естественнонаучных дисциплин, математики, прикладной механики, вычислительной техники и программирования. Однако современный высококлассный специалист для успешной профессиональной деятельности и для развития личности не может ограничиться изучением лишь точных наук: ему необходимы знания в области экономики, экологии, гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Все это включено в учебный план подготовки студентов-гидромехаников. Образование носит фундаментальный характер, что обеспечивает легкую адаптацию выпускника к быстро меняющимся условиям окружающего мира.

    В процессе обучения студенты выполняют лабораторные и курсовые работы сначала на экспериментальном оборудовании учебной лаборатории кафедры, а затем и в научно-исследовательской лаборатории на современном измерительном оборудовании.

    Учебная лаборатория кафедры ГАММА

    Учебная лаборатория кафедры ГАММА

    В состав оборудования лаборатории входят:

    • аэродинамический стенд – «Двухсопловая камера», позволяющий изучать вопросы, связанные с внешним обтеканием тел, распределение давления по поверхности тела, особенности обтекания крыла при разных углах атаки, сопротивление тел различной формы;
    • гидравлический стенд, предназначенный для ознакомления студентов с проблемами внутренней задачи гидромеханики – течением по трубам. На этом стенде можно изучать изменение давления по длине трубопровода при различных режимах течения, оценивать влияние местных сопротивлений, решать задачи, связанные с тарировкой расходомеров, построением эпюры скорости и т.д.

    Студенты изучают языки программирования высокого уровня и учатся работать с компьютерными системами, имеющимися в университете, включая быстродействующий кластер, подключенный к общероссийской сети.

    Кластер научно-исследовательской лаборатории кафедры ГАММА

    Кластер научно-исследовательской лаборатории кафедры ГАММА

    Работая на компьютере в течение всего срока обучения, выпускники могут стать программистами, способными создавать как свои собственные программы, так и использовать профессиональные пакеты прикладных программ в области численных методов, компьютерной физики и механики.

    Специальные дисциплины, изучаемые студентами:

    • Бакалавриат
      • Механика сплошных сред
      • Гидроакустика
      • Гидромеханика
      • Теория волновых движений жидкости
      • Теория и техника эксперимента
      • Теория крыла
    • Магистратура
      • Акустика двухфазных сред
      •  Акустическое поле корабля
      •  Гидроаэродинамика больших скоростей
      •  Гидроаэродинамическое проектирование
      •  Дополнительные главы по физике сплошных сред
      •  Источники гидродинамического шума
      •  Методы расчета и математического моделирования движительно-рулевых комплексов
      •  Моделирование движения жидкости в судовых системах
      •  Моделирование процессов создания и эксплуатации морской техники
      • Современная теория турбулентности
      • Современные методы решения задач гидродинамики
      • Теория неустановившихся течений жидкости и газа
      • Теория оптимальных гидро- и аэродинамических форм
      • Численное моделирование в гидроаэродинамике
      • Экспериментальная акустика

    Наши выпускники работают в отечественных и зарубежных организациях:

    • Крыловский Государственный научный центр (ранее ЦНИИ им. А.Н.Крылова), СПб;
    •  СПбГМТУ;
    •  ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова, СПб;
    •  Академия гражданской авиации, СПб;
    •  ОАО ЦКБ МТ «РУБИН»;
    •  ОАО СПМБМ «МАЛАХИТ»;
    •  ОАО ЦМКБ «АЛМАЗ»;
    •  ОАО «СЕВЕРНОЕ ПКБ»;
    •  ОАО «ЦТСС»;
    •  ЗАО «ЦНИИМФ»;
    •  ЗАО «ТРАНЗАС ТЕХНОЛОГИИ»;
    •  ООО «МТД»;
    •  КБ «ВИНТ», Москва;
    •  НИИВТ, Новосибирск;
    •  Университет «РОСТОК», Rostock, Germany;
    •  MARINTEK, Trondheim, Norway

    Основные направления научной деятельности

    Кафедра проводит научную работу по научному направлению: “Разработка методов повышения ходовых, маневренных и мореходных качеств кораблей новых типов” и другим направлениям, связанным с аэро- и гидродинамикой. Основной раздел гидромеханики корабля, которым занимается кафедра: "Развитие теории и методов расчета течений вязкой и невязкой жидкости". В частности расчет волнообразования при движении тел, в том числе внутренних волн. Разработка вопросов теории несущих и маневренных свойств кораблей с динамическими принципами поддержания, в частности таких новых, как экранопланы.

    Научные работы выполняются как с использованием численных методов, так и с путем проведения модельных экспериментов.

    Вычислительная гидромеханика (CFD)

    Все расчеты производятся на базе подходов вычислительной гидромеханики (CFD — Computational Fluid Dynamics), а в качестве основного инструмента используется открытый пакет OpenFOAM, применяемый многими коммерческими компаниями. У сотрудников кафедры имеется большой опыт гидромеханических расчетов для сжимаемых и несжимаемых течений жидкости и газа, таких как: колебания жидкости в танке (слошинг), определение сопротивления и других характеристик при обтекании судна на спокойной воде, определение АЧХ при движении судна на волнении, определение параметров винтов. Сотрудники кафедры постоянно интересуются новыми достижениями в индустрии и по возможности применяют их при решении поставленных задач.

    Основные задачи:

    • Исследование движения подводных аппаратов.
    • Определение сопротивления судна на тихой воде.
    • Моделирование работы гребного винта в однородном потоке.
    • Кавитация на гребном винте.
    • Определение сопротивления и параметров качки судна на регулярном волнении.
    • Определение гидродинамических и динамических характеристик сложных морских объектов.

    Модель буровой платформы на регулярном волнении

    Модель буровой платформы на регулярном волнении

    Экспериментальная гидромеханика

    Экспериментальные исследования проводятся в аэродинамической трубе кафедры АТ-1 замкнутого типа с открытой рабочей частью. Диаметр рабочей части 1.85 м, длина рабочей части 2.2 м, максимальная скорость потока 50 м/с.

    Большая аэродинамическая труба кафедры ГАММА

    Большая аэродинамическая труба кафедры ГАММА

    Экспериментальные исследования носят разнообразный характер: измерение интегральных (силы и моменты) и распределенных (давления, скорости) характеристик, измерения в пограничном слое, визуализация течений и другие.

    Что мы предлагаем промышленности

    • Образовательные курсы повышения квалификации по дисциплинам кафедры.
    • Гидродинамическая и аэродинамическая отработка изделий различного назначения.
    • Определение сил и моментов гидродинамической природы и распределения скоростей и давлений на поверхности тел и в потоке жидкости расчетным и экспериментальным путем.
    • Испытания изделий заказчика с целью определения их гидродинамических характеристик.
    • Проектирование гребных винтов.
    • Расчет однофазных и многофазных течений в трубопроводах.

    Качественное проведение исследований на сертифицированном оборудовании, выполнение анализа полученных результатов и представление рекомендаций по их использованию для совершенствования разработок, своевременное и пунктуальное представление отчетной документации, высокий уровень научной и инженерной квалификации исполнителей и их профессиональную ответственность.

    Что мы предлагаем поступающим

    Зачем нужно идти учиться на нашу кафедру?

    • Чтобы получить высшее образование научно-исследовательской направленности. Вы станете дипломированным инженером и научно-исследовательскую специализацию. Специалисты гидродинамики в мировой практике считаются элитой инженерных кадров. Во многих зарубежных странах подобную специализацию могут получить только представители узкого привилегированного круга. Пользуйтесь преимуществом отечественного образования!
    • Чтобы последовательно пройти все три ступени образования по одной специальности в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Конечно, можно завершить образование на одной из начальных ступеней, но тогда Вы не узнаете много интересного. Практика показывает, что быть студентом – интереснее, чем школьником, быть аспирантом – увлекательнее, чем студентом, а если Вам посчастливится стать настоящим исследователем, то Вы не захотите быть никем другим.
    • Что бы начать научно-исследовательскую работу еще в процессе обучения. Зачем ждать долгие годы, когда Вас примут на работу, Вы докажете начальнику свою состоятельность и Вам начнут доверять важные проекты. Придя на нашу кафедру, Вы приступите к научным исследованиям «здесь и сейчас». Наличие экспериментальных установок и вычислительного кластера дает возможность творить и экспериментировать, не боясь ошибок. Естественно, Вам всегда готовы помочь сотрудники кафедры, многие из которых недавно сами были студентами и аспирантами.

    Кем Вы можете стать после окончания обучения?

    Выпускники нашей кафедры работают на многих предприятиях судостроительной промышленности и других отраслей.

    Наиболее часто выбирают следующие направления деятельности:

    • научно-исследовательская работа, в том числе и на нашей кафедре. Вы можете стать известным ученым, профессором и академиком!
    • Работа в конструкторских и проектных организациях. Вы можете стать генеральным конструктором кораблей, судов или морской техники, создателем будущего могучего флота России!
    • Многие наши выпускники со временем занимают руководящие должности на предприятиях. Так что, если Вы чувствуете в себе лидерские качества, то и этот путь для Вас открыт!

    История кафедры

    История кафедры гидроаэромеханики и морской акустики (ГАММА) началась 2 сентября 1948 г., когда в Ленинградском Кораблестроительном институте (ЛКИ) начала свою деятельность кафедра гидромеханики и гидравлики (приказ директора института В.К.Васильева №511). Кафедра появилась не на пустом месте. 19 февраля 1899 г. решением правительства России было образовано кораблестроительное отделение в Санкт-Петербургском Политехническом институте (СПбПИ). Первые лекции по теории корабля и гидромеханике читались тогда еще адъюнктом А.Н. Крыловым, будущим академиком АН СССР. В 1930 г. кораблестроительный факультет СПбПИ выделился в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). В числе других были образованы две кафедры: гидромеханики корабля и теории корабля. В 1932 г. кафедры были объединены, а 1948 г. была организована кафедра гидромеханики и гидравлики под руководством профессора В.М. Лаврентьева.          

    Валериан Михайлович Лаврентьев

    Валериан Михайлович Лаврентьев - заведующий кафедрой 1948-1950 гг.

    В 1950 г. его сменил профессор А.П. Зегжда, а кафедра стала называться кафедра гидромеханики и газовой динамики. Ее расцвет пришелся на годы руководства профессором Ярославом Иосифовичем Войткунским (1955 - 1988 гг.), который был не только известным талантливым ученым, но и выдающимся педагогом, чьи труды переводились на многие иностранные языки. Я.И. Войткунский заложил основные научные направления кафедры гидромеханики: теория волновых движений жидкости, теория пограничного слоя, сопротивление воды движению судов, теория крыла и др.

    Ярослав Иосифович Войткунский

    Ярослав Иосифович Войткунский - заведующий кафедрой 1955-1988 гг.

    Коллектив кафедры в 1965 году

    1965г. Нижний ряд: Н.А.Холодилина, Л.А.Патрашева, В.В.Васильева, Я.И.Войткунский, Ф.М.Лемещук, О.В.Цуркан, Н.П.Мазаева;
    второй ряд: С.С.Золотов, А.Р.Бесядовский, Ю.В.Гурьев, Н.Б.Плисов, П.Н.Заметин, Г.П.Назаров;
    верхний ряд: Я.С.Ходорковский, А.Г.Чехович, В.К.Трешков

     С 1988 по 1998 гг. кафедрой руководил В.К. Трешков, затем В.Б. Амфилохиев (1998 - 2000 гг.). В начале двухтысячных годов заведующими кафедрой были Н.В. Корнев (2000 - 2001 гг.) и В.В. Васильева (2001 - 2002 гг.). В эти годы кафедра получила свое современное название. В 2002 г. кафедру возглавил А.Ш. Ачкинадзе, известный специалист в области движителей и рулевых комплексов, лауреат государственной премии Российской Федерации. С 2014 по 2018г. кафедру возглавлял специалист в области вычислительной гидродинамики И.В. Ткаченко. С 2018г.  кафедрой руководит Яковлев А.Ю. специалист по движительным комплексам.

    Кафедра гидроаэромеханики и морской акустики, 2015 г.

    Кафедра гидроаэромеханики и морской акустики, 2015 г.

    За время своего существования кафедра ГАММА подготовила более 70 кандидатов технических наук и не менее 16 докторов технических наук. Выпускники кафедры работают на ведущих предприятиях судостроительной промышленности («Алмаз», «Крыловский государственный научный центр», «Малахит», «Рубин», «СПкБ»), в регистрационных обществах (Британский Ллойд, Германский Ллойд, Российский морской регистр), в структуре Российской Академии Наук, в частных предприятиях, связанных с судостроением и морскими тренажерами, в ведущих зарубежных университетах. Направления, заложенные Я.И. Войткунским, продолжают развиваться и сегодня. Больших успехов кафедра ГАММА достигла в области создания экранопланов (научное направление - теория крыла) и эффективных судовых движителей (теория движителей), в исследовании и моделировании поверхностных и внутренних волн (теория волн), в развитии вычислительной гидродинамики корабля и суперкомпьютерного моделирования (теория пограничного слоя, численные методы и вычислительные алгоритмы).  Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры ГАММА принимают активное участие в научных проектах (НИР и ОКР), финансируемых правительством Российской Федерации, российской промышленностью, зарубежными коммерческими партнерами и Европейским Союзом. На кафедре проводятся тематические и постоянно действующие семинары, собирающие ведущих специалистов в области гидродинамики корабля. Ближайшие цели коллектива кафедры - это модернизация уникальной лабораторной базы, включающей в себя большую и малую аэродинамические трубы, аэродинамический, гидравлический и акустические стенды; выполнение исследований в области кавитации, динамики корабля, взаимодействия морских объектов с гидрофизическими полями океана.

    Али Рами


    Белая Алена Борисовна


    Бесядовский Александр Романович


    • Кандидат наук (Технические)
    • Доцент

    Вишневский Леонид Иосифович


    • Доктор наук (Технические)
    • Старший научный сотрудник

    Ермолаева Елена Валерьевна


    Заметин Павел Николаевич


    Косачев Александр Иванович


    Мальцева Юлия Евгеньевна


    • Кандидат наук (Технические)

    Сараева Ирина Евгеньевна


    Требух Фаина Ивановна


    Тряскин Никита Владимирович


    • Кандидат наук (Технические)
    • Доцент

    Чепурко Сергей Иванович


    Яковлев Алексей Юрьевич


    • Доктор наук (Технические)
    • Доцент

    2020

    • Избранные главы морской гидробиологии и прикладной гидромеханики 0 стр.358 (Раилкин А.И.)Монография (Глава)
    • Computer Modeling and Simulation of Dynamic Systems Using Wolfram SystemModeler 0 стр.263 (Rozhdestvensky, K., Ryzhov, V., Fedorova, T., Safronov, K., Tryaskin, N., Sulaiman, S.A., Ovinis, M., Hassan, S)Учебник

    2019

    • Компьютерное моделирование динамических систем с использованием среды Wolfram SystemModeler 0 стр.0 (К.В. Рождественский, В.А. Рыжов, Т.А. Федорова, К.С Сафронов)Учебник
    • Виртуальные лабораторные работы в среде Wolfram SystemModeler 0 стр.0 (В.А. Рыжов, Т.А. Федорова, К.С Сафронов)Учебное пособие
    • Руководство по выполнению виртуальных лабораторных работ в среде Wolfram SystemModeler 0 стр.0 (В.А. Рыжов, Т.А. Федорова, К.С Сафронов)Учебное пособие

    2018

    • Экспериментальная Гидроаэромеханика 0 стр.74 (Корнев Н.В.)Учебное пособие

    2017

    • Гидромеханика. Часть 2. Движение тел в жидкости 0 стр.88 (нет)Учебное пособие
    • Гидромеханика. Часть 1. Гидравлика 0 стр.92 (нет)Учебное пособие

    2012

    • Взаимодействие прибрежных бентосных сообществ Белого моря с придонным слоем 0 стр.408 (Колдунов А.В., Примаков И.М., Раилкин А.И.)Монография (Глава)

    2007

    • Гидромеханика 0 стр.551 (Ачкинадзе А.Ш., Васильева В.В., Корнев Н.В., Фаддеев Ю.И.)Учебник

    2005

    • Введение в метод крупных вихрей (LES) 0 стр.102 (Корнев Н.В.)Учебное пособие
    Яковлев Алексей Юрьевич

    заведующий кафедрой

    Яковлев Алексей Юрьевич

    • Доцент
    • Доктор наук*Технические

    Контакты