ЧТО ТАКОЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Это область научных знаний, отвечающая на вопрос: как построить последовательность производственных операций, чтобы из исходных объектов и материалов получать готовые изделия с заданными показателями качества и затрат ресурсов.
ЧТО ТАКОЕ «СУДОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ»
Это вид производственной деятельности, связанный с проектированием, производством и поддержкой жизненного цикла судовых машин: двигателей, движителей, генераторов, а также разнообразных судовых устройств – палубных механизмов, насосных станций, успокоителей качки, рулевых машин и др.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ВЫПУСКНИК
Выпускники нашей кафедры разрабатывают и сопровождают технологические процессы проектирования, изготовления, испытаний, приемки, технического обслуживания и ремонта судовых машин, механизмов и устройств.
Бакалавриат: 15.03.05.01 «Технология судового машиностроения»
Специалитет: 26.05.02.03 «Инновационные технологии судового машиностроения
Магистратура: 26.04.02.30 «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения»
Форма обучения: очная
Основные изучаемые дисциплины:
- Основы технологии машиностроения
- Металлорежущие станки
- Инновационные технологии в машиностроении
- Технология создания морской техники
- Цифровизация технологических процессов
- Математическое моделирование
- Конструкторско-технологическое обеспечение качества
В составе кафедры функционирует базовая кафедра "Технологии энергетического машиностроения" (в индустриальном партнерстве с ООО «Кингисеппский машиностроительный завод»).
Организации-партнеры:
- ООО «Кингисеппский машиностроительный завод
- АО «Адмиралтейские верфи»
- АО «Балтийский завод»
- ПАО «Завод «Буревестник»
- АО «ЦТСС»
- Российский морской регистр судоходства
- СПМБМ «Малахит».
Основные места трудоустройства выпускников – предприятия судостроительной и машиностроительной отраслей промышленности, конструкторские бюро, заводы, НИИ, инжиниринговые компании.
Оснащение кафедры:
- Лаборатория станков с ЧПУ
- Лаборатория компьютеров и бортовых процессоров
- Средства 3D-прототипирования
- Технологическая лаборатория
История кафедры ТСМ началась в 1904 г., когда декан кораблестроительного отделения Императорского политехнического института в Санкт-Петербурге профессор К.П. Боклевский пригласил профессора И.Н. Воскресенского для чтения лекций по курсу «Морская технология».
26 апреля 1930 г. за подписью председателя Всесоюзного Совнархоза В.В. Куйбышева было издано постановление ВСНХ СССР о реорганизации Кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В ЛКИ тогда же были открыты судокорпусный и судомеханический факультеты, включая также вечернее отделение с технологическими специальностями по судостроению и судовому машиностроению для подготовки специалистов без отрыва от производства.
На начальном этапе, с 1904 г., в составе Кораблестроительного отделения существовала лишь одна специальная кафедра – кафедра «Морская технология». Возглавил её виднейший морской технолог конца XIX и начала XX века профессор И.Н. Воскресенский в чине адмирала-генерала. В последующие годы им были опубликованы такие первые фундаментальные труды, как «Технология судостроительных и машиностроительных материалов», «Коррозия и эрозия судовых винтов», «Справочник по судостроению» и многие другие.
В 1935 г. по предложению зав. кафедрой с 1933г. профессора Б.Л. Бубнова кафедра получает современное наименование «Технология судового машиностроения».
С 1945 по 1961 г.г. кафедрой руководит заслуженный деятель науки и техники РСФСР д.т.н. профессор В.Ф. Попов. Он стал родоначальником научной школы технологов в области судового машиностроения. Профессор В.Ф. Попов подготовил такие учебники, как «Производство и монтаж судовых турбокотельных установок», «Монтаж судовых силовых установок», «Технология судового турбостроения».
Сегодня воды морей и океанов бороздят суда с именами «Профессор Воскресенский» и «Профессор Владимир Попов».
В 1961 году заведующим кафедрой ТСМ избирается д.т.н. профессор П.А. Дорошенко, Заслуженный деятель науки и техники Дагестана, создатель научной школы технологии изготовления и ремонта теплообменного оборудования. Он заведовал кафедрой по 1986 г. На кафедре за время его руководства изданы учебники «Основы технологии судового машиностроения», «Технология производства судовых парогенераторов и теплообменных аппаратов», «Монтаж судовых энергетических установок», «Производство судовых реакторов и парогенераторов». Эти учебники и сегодня остаются основополагающими для студентов при изучении дисциплин технологии судового машиностроения. В издательстве «Судостроение» вышла коллективная монография под редакцией П.А. Дорошенко «Технология производства судовых энергетических установок», авторами которой являются ныне здравствующие профессора и доценты кафедры.
В течение 2-х лет с 1986 по 1988г. кафедру возглавлял профессор В.С. Кравченко, специалист в области механомонтажных работ в судостроении.
С 1988 по 2002 гг. кафедрой заведовал В.П. Булатов, д.т.н. профессор, член-корреспондент Санкт-Петербургской Инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники Дагестана, специалист в области технологических методов повышения надежности и ресурса машин и энергетических установок. С 2002 года кафедру «Технология судового машиностроения» возглавляет д.т.н. профессор В.И. Черненко.