Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (далее – ОПОП ВО), реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ) по направлению подготовки 26.04.02.А «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», магистерская программа 26.04.02.А.30 «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ОПОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной, производственной и преддипломной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Структура программы академической магистратуры, включающая обязательную часть (базовую) и часть, формируемую СПбГМТУ (вариативную), представлена в таблице.
Таблица – Структура программы магистратуры
Структура программы магистратуры
|
Объем программы магистратуры в з.е.
|
программа академической магистратуры
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
60
|
Базовая часть
|
21
|
Вариативная часть
|
23
|
Вариативная часть. Дисциплины по выбору
|
16
|
Блок 2
|
Практики, в т.ч. НИР
|
54
|
Практики
|
27
|
НИР
|
27
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
6
|
Объем программы магистратуры
|
120
|
Дисциплины по «Философским проблемам науки и техники», «Правовому обеспечению инновационной деятельности», «Иностранному языку», «Методам принятия решений», «Моделированию процессов создания и эксплуатации морской техники» и «Информационным технологиям в жизненном цикле морской техники» реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы магистратуры.
В рамках вариативной части Блока 1 реализуются следующие дисциплины: «Информационное обеспечение и автоматизация обработки научных исследований и разработок», «Научно-технические проблемы создания изделий машиностроения», «Методологические основы и инженерные методы обеспечения надежности технологических систем», «Автоматизированные системы проектирования конструкторской документации», «Диагностика и прогноз состояния технологического оборудования», «Конструкторско-технологическое обеспечение качества изделий машиностроения» и «Научно-исследовательские разработки создания изделий инновационного характера».
Кроме того, вариационная часть Блока 1 содержит пять вариантов дисциплин по выбору, а именно:
- «Механизация и автоматизация машиностроительного производства», «Робототехнические комплексы в машиностроении»;
- «Сертификация изделий в машиностроении», «Гибкие производственные системы»;
- «Автоматизированное нормирование технологических процессов в машиностроении», «Автоматизированные системы проектирования управляющих программ для станков с ЧПУ»;
- «Управление качеством изготовления изделий машиностроения; «Педагогика высшей школы»;
- «Обеспечение производственной и эксплуатационной технологичности изделий машиностроения», «Системы автоматического проектирования технологических процессов».
Магистр по данному направлению готовится к осуществлению следующих видов деятельности:
- проектная деятельность, направленная на проектирование и конструирование изделий судового машиностроения с использованием средств компьютерного проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;
- производственно-технологическая деятельность, направленная на разработку и планирование технологических процессов изготовления, технического обслуживания, реновации и ремонта изделий судового машиностроения на базе современных информационных технологий;
- организационно-управленческая деятельность, направленная на управление действующими технологическими процессами производства изделий судового машиностроения;
- научно-исследовательская, связанная с математическим моделированием и оптимизацией параметров изделий судового машиностроения с использованием современных информационных технологий, экспериментальными исследованиями и проведением измерений с выбором современных технических средств и обработкой результатов;
- технико-эксплуатационная деятельность, связанная с техническим обслуживанием, ремонтом, реновацией и утилизацией изделий судового машиностроения на всех этапах жизненного цикла изделий.
По окончании обучения по направлению подготовки 26.04.02.А «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», магистерская программа «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения» выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация «магистр».
Выпускник, освоивший программу магистратуры по профилю «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения», готов решать следующие профессиональные задачи:
Проектная деятельность:
- Анализ состояния научно-технической проблемы и постановка цели и задач исследовательского проектирования морской (речной) техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных областей науки и техники с учетом позиций и мнений других специалистов;
- Разработка функциональных и структурных схем морских (речных) технических систем с определением их физических принципов действия, морфологии и установлением технических требований на отдельные подсистемы и элементы;
- Проектирование и конструирование различных типов морской (речной) техники, ее подсистем и элементов с использованием средств компьютерного проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий, проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием принимаемых проектно-конструкторских решений;
- Разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.
Производственно-технологическая деятельность:
- Разработка и планирование технологических процессов изготовления, технического обслуживания, реновации и ремонта морской (речной) техники на базе современных информационных технологий;
- Проектирование, конструирование и эксплуатация линий и участков судостроительного, машиностроительного, приборостроительного и судоремонтного производства с использованием соответствующего программного обеспечения.
Организационно-управленческая деятельность: принятие оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.
Научно-исследовательская деятельность:
- Математическое моделирование и оптимизация параметров объектов на базе разработанных и имеющихся средств исследования и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
- Подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований с использованием современных средств редактирования и печати в соответствии с установленными требованиями.
Технико-эксплуатационная деятельность:
- Разработка методов инженерного прогнозирования и сопровождения диагностических моделей для систем мониторинга и оценки технического состояния различных типов морской (речной) техники в процессе ее эксплуатации;
- Разработка методов оценки остаточного ресурса основных функциональных элементов морской (речной) техники - корпусных конструкций, энергетического оборудования, судовых систем, устройств и оборудования, систем объектов морской (речной) инфраструктуры;
- Анализ и применение стратегий технического обслуживания, реновации и ремонта различных групп морской (речной) техники и выбор оптимальных систем управления их технической эксплуатацией.