История кафедры ведёт своё начало с 1902 года, когда были разработаны первые учебные программы по графическим дисциплинам: начертательной геометрии, черчению и рисованию, в том числе объемному изображению технических форм кораблестроительного профиля. Кафедра в то время входила в состав Санкт-Петербургского Политехнического института императора Петра Великого.
В первых же учебных планах указаны эти дисциплины, без которых невозможна подготовка инженеров-кораблестроителей. Каждый студент Кораблестроительного отделения Политехнического института имел Лекционную книжку с четырьмя приложениями (сейчас это зачетная книжка, но без приложений). В приложении I помещены Правила прохождения курса на Кораблестроительном отделении. Вот некоторые из них дословно:
- Преподаваемые на Кораблестроительном Отделении науки студентам рекомендуется изучать в последовательном порядке, указанном в утверждаемом Отделением перечне читаемых наук (приложение II).
- Для получения диплома Морского Инженера требуется: а) зачет по всем обязательным для изучения наукам; б) представление отчетов о практических занятиях в портах, на заводах, внутренних водных путях сообщения и, сверх того, 3 месяца плавания на коммерческих судах; в) выполнение дипломной работы по специальной программе, утверждаемой Отделением.
- ………………………………………………………………………….
- ………………………………………………………………………….
- Для зачета по каждой науке может требоваться сдача устного и письменного экзамена, участие в упражнениях, а также выполнение лабораторных и графических работ…
- …………………………………………………………………………..
- …………………………………………………………………………..
- …………………………………………………………………………..
- В лабораториях, чертежных и других учебно-вспомогательных учреждениях, а также в группах для упражнений, число студентов, коим разрешается запись, ограничивается числом мест. Место каждого записавшегося студента, не посещающего занятий систематически, может быть предоставлено другому студенту. В случае, если мест окажется меньше, чем желающих занять их, преимущественное право на занятие их имеет студент, записывающийся на данный предмет в первый раз.
- ……………………………………………………………………………
- Для студентов первых двух семестров на Кораблестроительном Отделении введен обязательный минимум зачетов. К концу второго (весеннего) семестра к сроку заранее объявленному Отделением, студент обязан иметь зачтенными 36 семестровых часов по пятилетнему плану учебных занятий, причем обязательно сдать 12 часов по математике и теоретической мех. ч.1 (упражнения или теория), 8 час. по черчению и рисованию…
В приложении II помещен Перечень наук, изучаемых на Кораблестроительном Отделении, с указанием рекомендуемой последовательности их прохождения и способа зачета. Ниже приведена краткая выписка из Перечня.
НАЗВАНИЕ
|
СПОСОБ ЗАЧЕТА
|
Науки, предварительное изучение которых обязательно или рекомендуется
|
4. Начертательная геометрия.
|
Экзамен и представление 3 эпюр или систематическое участие в упражнениях и 2 эпюры.
|
|
20. Детали машин.
|
Экзамен и защита графических работ
|
Начертательная геометрия, Черчение, Рисование…
|
22. Архитектура и строительное искусство.
|
Экзамен и защита графических работ
|
Начертательная геометрия, Черчение, Рисование…
|
В приложении III помещена обязательная последовательность в исполнении расчетно-графических работ и проектов. Ниже приведена краткая выписка из приложения.
По предмету.
|
Требуется предварительное выполнение расчетно-графических работ или проектов
|
Детали машин………………………………………
|
Черчение и рисование.
|
Архитектура и строительное искусство……
|
Черчение и рисование.
|
Корабельная архитектура ч.1……………………
|
Черчение и рисование.
|
В приложении IV помещено Рекомендуемое распределение предметов с концентрацией по семестрам на Кораблестроительном Отделении. Указано, что Начертательная геометрия изучается в первом семестре (осеннем), а Черчение и Рисование в первом и втором семестрах (осеннем и весеннем).

Копия первой страницы Лекционной книжки студента Кораблестроительного отделения, принятого в Политехнический институт в 1915 г.
В 1930 году при реорганизации Кораблестроительного отделения Политехнического института в Ленинградский Кораблестроительный институт (ЛКИ) была создана кафедра графического искусства (начертательной геометрии и общего черчения). С самого начала возглавить эту кафедру было поручено известному к тому времени специалисту в области судостроительного черчения Яковлеву И. А.
За время своего существования в XX веке кафедру возглавляли:
ФИО
|
Время заведования кафедрой
|
Яковлев И. А.
|
1930-1936; 1938-1943 г.
|
Пурышев М. М.
|
1936-1938 г.
|
Караулов А. Н.
|
1943-1969 г.
|
Чирков Н. Н.
|
1969-1975 г.
|
Белкин Ю. В.
|
1976 – 2007 г.
|
В 1935 году в ЛКИ утверждается кафедра графики для преподавания начертательной геометрии, черчения и рисования. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой графики с июля 1936 г. был назначен доцент Пурышев М. М.

Пурышев Михаил Михайлович
Высшее образование Пурышев М.М. получил в Институте инженеров путей сообщения, который окончил в 1910 г. Педагогической работой в высшей школе начал заниматься с 1914 г. в Институте инженеров путей сообщения, имея специальностью строительные работы, материалы и начертательную геометрию. С 1919 по 1925 г. преподавал в Морской Академии и Военно-Морском Инженерном училище. Целиком на педагогическую работу перешел в 1924 г.
В своем Кратком жизнеописании Пурышев М.М. писал: «…заниматься начертательной геометрией я начал с 1906 года еще в студенческие годы. За 27 лет инженерной и 23 года педагогической деятельности мною накоплен довольно большой опыт, который позволил мне до перехода целиком на педагогическую работу, дойти до должности главного инженера по строительству и до должности главного инженера по отдельным объектам проектирования. При этих условиях и Начертательная Геометрия и непосредственно связанное с нею Черчение для меня не являются абстрактными понятиями, а тесно связаны с вопросами проектирования и строительства».
Человеком удивительной судьбы был доцент Караулов А. Н., заведующий кафедрой с 1943 года. В своей автобиографии он пишет:
«…в 1913 г. поступил на физ.-математический факультет Петербургского университета. Пробыв в университете один год, поступил в Морское Инженерное училище в Кронштадте, которое и окончил в 1917 г. Приказом по Флоту и Морскому ведомству от 10 мая 1917 года №144 произведен в иженер-механики и назначен во Флотилию Северного Ледовитого Океана, где и служил на линейном корабле «Чесма» в должности минного инженер-механика, одновременно состоя преподавателем специальных дисциплин в машинной школе Ф.С.Л.О.
Приказом Командующего всеми Морскими Силами Республики №68-1921 г. откомандирован в дивизион быстроходных катеров Аму-Дарьинской военной флотилии, где пробыв в должности дивизионного инженер-механика до июля того же года переведен на дивизию подводных лодок Балтийского моря. На подводных лодках служил в должности старшего инженер-механика. За время службы на подв. лодках с оставлением в занимаемой должности был зачислен слушателем Подводного класса Отдела Оружия Военно-Морской академии, которую и окончил в 1924 году.
Продолжая службу на под. лодках одновременно состоял преподавателем специальных дисциплин в школе подводного плавания сначала в качестве приватного, а с осени 1925 года штатного по совместительству. 10,5 лет работал преподавателем ВМИУ, читая описательный и теоретический курс судовых двигателей внутр. горения…Одновременно вел преподавание курса Начертательной геометрии и черчения… С 1 января 1941 года переведен в Ленинградский Кораблестроительный институт… С 15 февраля 1943 года и.о. зав. кафедрой Начертательной геометрии и графики».


Караулов Алексей Николаевич
В 1969 г. по личному заявлению в связи с уходом на пенсию Караулов А.Н. был освобожден от работы и кафедру Начертательной геометрии и графики возглавил доцент Чирков Н. Н., который проработал в Ленинградском кораблестроительном институте с 1948 по 1976 г., а на кафедре с 1950 г. Высшее образование Чирков Н.Н. получил в Ленинградском Институте Холодильной и Молочной Промышленности. С первых дней войны находился в Ленинградской Армии Народного Ополчения.

Чирков Николай Николаевич
После Чиркова Н.Н. кафедру Начертательной геометрии и графики 31 год возглавлял профессор Белкин Ю. В.

Белкин Юрий Васильевич
В 1961 г. после окончания школы Белкин Ю.В. поступил в ЛКИ на Кораблестроительный факультет и в 1967 г. получил диплом с отличием инженера-кораблестроителя по специальности «Гидромеханика корабля».
После окончания института Юрий Васильевич поступил в аспирантуру кафедры Гидромеханики и в 1971 г. успешно защитил диссертацию, и ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук. После этого Белкин Ю.В. стал преподавателем кафедры Начертательной геометрии и графики, а в 1977 г. Юрий Васильевич Белкин был избран на должность заведующего кафедрой Начертательной геометрии и графики и возглавлял ее до 2007 г. Кандидат технических наук, кандидат юридических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств профессор Белкин Ю.В. внес огромный вклад в развитие кафедры и университета, которым была отдана вся его жизнь.
С 1984 по 2006 г. Юрий Васильевич в должности декана возглавлял работу сначала Общеинженерного факультета, а затем факультета Естественнонаучного и гуманитарного образования.
В 80-е годы на кафедре. были организованы две лаборатории: '' Машинной графики и методов геометрического моделирования '' и ''Вычислительной техники и автоматизированных систем''.

Кафедра в 1997 году
Наряду с педагогической деятельностью сотрудники кафедры в это время вели большую научно-исследовательскую работу по договорам с крупными предприятиями и научно-исследовательскими институтами (Кировский завод, Невский машиностроительный завод, ЦНИИ «Румб» и др.). Основным содержанием этих работ было создание графических модулей в автоматизированных системах конструирования судовых турбин и двигателей внутреннего сгорания. К разработке программ графических моделей элементов судовых двигателей сотрудники кафедры с большим удовольствием привлекали лучших студентов 1 и 2 курсов технических специальностей, проходивших курс обучения на кафедре. Свои разработки студенты представляли в виде разделов отчетов по научно-исследовательской работе, в совместных с руководителем статьях для сборников научных трудов института, в докладах на студенческих научно-исследовательских конференциях. Все выполненные разработки на кафедре были внедрены на производстве.

Пример чертежей проточной части и диска рабочего колеса турбины, выполненных по программам, разработанным студентами в рамках научно-исследовательской работы.
В 1997 году переименована в кафедру компьютерной графики и информационного обеспечения, а с 1 сентября 2014 г. называется кафедрой компьютерной графики и информационного права.
Кафедру с 2007 г. возглавляет кандидат технических наук, профессор Раков Виктор Леонидович.

Раков Виктор Леонидович, заведующий кафедрой.