Результаты опубликованы в журнале Scripta Materialia.
В современных авиационных двигателях газ может разогреваться до 1650 °С. Большинство металлов не выдерживает такие температуры. Применять тугоплавкие металлы в чистом виде тоже нельзя: они хрупкие и легко окисляются. Поэтому ученые ищут оптимальные комбинации разных металлов, которые давали бы в сумме нужный результат – устойчивый к высоким температурам и прочный сплав. Исследователи из трех российских университетов – НИУ «БелГУ», СПбГМТУ, НИТУ МИСИС – создали такой материал на основе ниобия, титана и хрома, и по итогам экспериментов он показал оптимальные результаты.
«В перспективе использование таких сплавов может повысить коэффициент полезного действия двигателей, поскольку нет необходимости тратить энергию на принудительное охлаждение», – рассказал Никита Юрченко, к.т.н., старший научный сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИУ «БелГУ».
В новом исследовании ученые изготовили 12 различных сплавов, чтобы проверить, какие из них больше подойдут для конструкционного применения. Специалисты создали комбинации из четырех тугоплавких металлов – ниобия, хрома, титана и циркония – и сравнили их свойства, проведя серию экспериментов для исследования прочности и жаростойкости.