По словам Олега Тимофеева, директора передовой инженерной школы СПбГМТУ «Судостроение 4.0», главная причина создания передовых инженерных школ – это неудовлетворенность нашей промышленности уровнем подготовки студентов инженерных специальностей.
«В судостроении, несмотря на все усилия преподавателей и практическую работу в вузе, нужно еще 3-4 года после выпуска, чтобы даже хорошего студента ввести в нормальное рабочее состояние, когда он может самостоятельно решать более-менее сложные инженерные задачи на производстве. Столько же времени, сколько студент учился в бакалавриате», – отметил Олег Тимофеев.
Название передовой инженерной школы Корабелки – Судостроение 4.0. Это задает ориентир на организацию нового технологического уклада в отечественном судостроении. ПИШ объединяет усложненную образовательную программу с реальными производственными задачами и обновленной приборной базой. Стратегию развития определяет возглавляемый генеральным директором Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым наблюдательный совет, куда входят представители ректората СПбГМТУ, руководители судостроительных предприятий и партнеры.
Основное направление подготовки – 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Такие выпускники способны разрабатывать проекты постройки судов морского и речного флотов, средств океанотехники, судовых энергетических машин, механизмов и комплексов, совершенствовать технологические процессы их изготовления, технического обслуживания и ремонта.
Сейчас в ПИШ Корабелки 52 магистранта в трех группах. Уже на этапе обучения они максимально близко знакомятся с конкретной работой в промышленности, прикрепляются к предприятиям и проходят стажировки и практики на нескольких производствах.
Учебный план студентов ПИШ сверх обычной программы включает дополнительные 2-3 курса в семестр, каждый по 72 часа. Уже разработаны и появятся в расписании в 2023 году модули по программам:
Искусственный интеллект в подводной робототехнике
Технология полимерных композиционных материалов
Системы управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН: PLM
Цифровые технологии разработки рабочей конструкторской документации
Технология ремонтной лазерной сварки и наплавки изделий судового машиностроения
Проектирование технологического спецоборудования лазерной и электрофизической обработки
Новые методы принятия проектных решений на различных стадиях проектирования судов и кораблей на основе цифровых технологий
Инфраструктура передовой инженерной школы
В ПИШ открылись восемь научно-образовательных лабораторий. Например, от факультета цифровых промышленных технологий – по глобальной цифровизации судостроительной промышленности. Еще одна – по цифровым измерительным системам и технологиям. Две лаборатории от кораблестроительного факультета: лаборатория гидродинамики и средств управления и лаборатория комплексной цифровизации, куда входит пять стендов, в том числе, стенд цифрового проектирования, композитная и учебная верфи, где можно собирать плавсредства длиной до 12 метров. Здесь студенты, преподаватели и представители промышленности смогут отрабатывать свои новые идеи. Первое оборудование появится в конце 2023 года.
Только что отремонтировали новую лабораторию судовых систем, и студенты из других городов дистанционно могут делать в ней лабораторные, управлять стендами по сети, снимать измерения, управлять механизмами, видеть как все работает. Стендовая база очень дорогая, поэтому не все вузы могут ее установить у себя. Корабелка же предлагает присоединиться онлайн. Это качественный прирост, который заложен в ПИШ.
Работа с компаниями-партнерами
Основные индустриальные партнеры передовой инженерной школы «Судостроение 4.0» – это концерн «МПО – Гидроприбор» в части подводных аппаратов и Объединенная судостроительная корпорация. Важный партнер – Турбоэнергоремонт, петербургская частная организация, обладающая уникальными технологиями по применению композитов в судостроении. Также мы подписали соглашение с НИКИЭТ – московским конструкторским бюро, которое занимается проектированием транспортных ядерных реакторов.
Партнеры предоставляют промышленное оборудование и проекты для разработки со студентами. Каждый индустриальный партнер дает обучающимся наставника – руководителя соответствующего проекта. Студенты уже прошли практику на Балтийском заводе в Петербурге и на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда». Также стартовала разработка первого совместного проекта по проектированию гидрографического исследовательского судна для фирмы «Фертоинг». Студенты придумывают реальный корабль, который компания построит и будет использовать. Один студент проектирует корпус, второй – обводы, третий – энергоустановки и так далее. Ребята также сделают экономическое и гидродинамическое обоснования, навигацию и связь. Многое – на стыке разных лабораторий ПИШ. Планируется предусмотреть даже подводный аппарат и квадрокоптер для исследований. Это комплексный проект, реальная задача проектного бюро из 5-6 человек, которые собираются и договариваются, кто и что делает, за счет каких решений, чтобы достигнуть общей цели.
Задачи на 2023 год
В 2023 году планируется открыть набор в специалитет по комплексному цифровому проектированию судов, кораблей и средств океанотехники (25 бюджетных мест), а также отремонтировать помещения лабораторий и научных центров, переоборудовать приборный парк, закупить новое оборудование, начать реконструкцию более сложных испытательных объектов, таких как буксировочный бассейн или кавитационная труба, которая позволяет студентам исследовать ключевое для разработки современного судна понятие – кавитацию. Установка кавитационной трубы занимает три этажа, где уже сейчас сделали ремонт и начали пуско-наладочные работы, чтобы открыть объект в этом году.