Проект СПбГМТУ «Цифровая верфь» ─ первый опыт масштабного применения промышленнойконцепции «Индустрия 4.0» в отечественном судостроении. Ее появление обусловлено применением новых технологий, среди которыходной из основных является автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени. Проектом также запланировано внедрение на предприятии целого ряда самых передовых производственных технологий, многие из которых разработаны в стенах СПбГМТУ, и создание опережающей системы подготовки кадров для «Цифровой верфи».
Экскурсия началась с беседы с генеральным директором АО «Онежский CCЗ» Владимиром Майзусом, который подробно рассказал об истории и структуре завода, о его продукции. Затем заместитель директора Вадим Фатов провел группу по территории завода. Представители Корабелки посетили технический отдел, участки подготовки производства, трубогибочный цех, участки сборки и сварки секций, сборочный эллинг, поперечный слип для спуска и подъема судов.
Экскурсантов провели к достроечной стенке ковша завода, где достраивался азимутальный буксир ледового класса проекта ASD3413 Ice Arc5, построенный по проекту голландской компании «Damеn». Корабелам показали и ту территорию завода, где будет в ближайшее время создаваться «Цифровая верфь».
В заключение интересной четырехчасовой экскурсии Владимир Майзус ответил на вопросы студентов и преподавателей Корабелки, показал и пояснил основные чертежи технического проекта «Цифровой верфи».
От СПбГМТУ в экскурсии на ОССЗ участвовали доцент кафедры строительной механики корабля Вадим Манухин, старший преподаватель кафедры теоретической механики и сопротивления материалов Николай Бабанин, студентки группы 1413 Мария Вологжанина и Анастасия Доценко.
Справка:
ОССЗ, расположенный на берегу Онежского озера в г. Петрозаводске, ведет свое начало от ремонтно-эксплуатационной базы Беломорско-Онежского пароходства, созданного в 1944 году. За свою историю завод прошел нелегкий путь от судоремонтной базы до судостроительного предприятия, выполняющего полный цикл работ по строительству судов. В конце 2014 года ОССЗ вновь стал государственной собственностью. С 2015 года на базе мощностей АО «Онежский ССЗ» ФГУП «Росморпорт» осуществляет проект по развитию собственного судостроительного и судоремонтного предприятия. Отсюда и ассортимент современной продукции завода: это лоцмейстерское и обстановочное суда, самоотвозной землесос и самоходная грунтоотвозная шаланда, лоцманский катер, азимутальный буксир ледового класса и др.
Завод имеет собственные инженерно-технические службы и все необходимые для судостроения и судоремонта основные и вспомогательные производства. Мощности завода позволяют строить, поднимать и спускать на основном поперечном слипе суда длиной до 140 м, шириной до 16,5 м и доковым весом до 2300 тонн. Следует заметить, что в недалеком прошлом на заводе строились и сдавались «под ключ» сухогрузные суда длиной до 108 м и дедвейтом до 5400 т. Предприятие имеет свидетельства о признании РМРС и РРР. Налажено сотрудничество с судостроительной компанией «Damen Shipyards» в области внедрения современных технологий производства при строительстве и ремонте судов.