Для успешного освоения образовательной программы абитуриент должен иметь интерес к технике, доброжелательное отношение к процессу обучения, навыки выполнения работ самостоятельно с периодичностью общения с наставником до одной недели, трудолюбие, склонности к достижению конечного результата, уживчивый характер.
Обучение на Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок традиционно сочетается с большим объемом практических работ. Студенты уже к концу первого курса выбирают тему будущей выпускной квалификационной работы (диплома). Традиционно популярностью пользуются следующие направления:
- Судовые дизели и дизельные энергетические установки;
- Автомобильные и тракторные двигатели;
- Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, большое противодавление выпуску);
- Стационарные двигатели и дизельгенераторы;
- Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств;
- Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга).
Предусмотренная учебным планом обязательная самостоятельная работа студентов по дисциплинам выпускающей кафедры практически полностью перекрывается предусмотренными лабораторными работами и курсовыми проектами и работами.
Уникальной основой для подготовки двигателистов высокой квалификации и гордостью Кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок является ее участок в факультетской лаборатории. На участке установлены и поддерживаются в рабочем состоянии полноразмерные дизели, дизель-генераторы и дизель-компрессоры:
- Стенд испытательный с дизелем «1НК – 65» (1Д6,5/(9+12)).
- Стенд испытательный с дизелем «3NVD24» (3Ч17,5/24).
- Стенд испытательный с дизелем «1Р2-6» (2Ч 8,5/11).
- Стенд испытательный с дизелем Д42 (6ЧН 30/38).
- Стенд испытательный с дизелем 40ДМ (12ДРН 23/30).
- Топливный стенд для обеспечения технического обслуживания дизельных двигателей лаборатории и уникальное лабораторное оборудование для исследования процесса топливоподачи.
- Двигатель Стирлинга 2Р12,5/6 (применяется в холодном состоянии, как база для выпускных квалификационных работ).
Причем дизель Д42 относится к типу самых распространенных двигателей отечественных подводных лодок, а дизель 40ДМ является морской модификацией тепловозного двигателя.
Кроме лабораторных стендов имеется класс с учебными «сухими» стендами, для выполнения работ по разборке/сборке двигателей (работы с дизелями типа 10Д6 и 6Ч 9,5/11, и с бензиновым мотором ГАЗ-24).
Курсовые проекты и работы являются сквозными, то есть все они ориентированы на изучение конкретного двигателя, и последовательно уточняют и расширяют у студента сведения об объекте проектирования. Курсовые проекты и работы предусмотрены по дисциплинам «Физические процессы в машинах», «Механика поршневых машин», «Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания», «Динамика двигателей», «Механика жидкости и газа», «Конструирование двигателей внутреннего сгорания», «Агрегаты наддува двигателей», «История техники», «Системы двигателей», «Колебания и амортизация двигателей внутреннего сгорания», «Топливная аппаратура», «Технология двигателестроения», «Учебно-исследовательская работа студента». В результате выполнения курсовых проектов к окончанию учебных курсов у студентов появляется возможность защитить выпускную квалификационную работу на базе хорошо проработанного материала, сделать выпускную квалификационную работу объемной и всесторонне обоснованной.
Инициативные студенты имеют возможность приобщаться к научным исследованиям. выполняемым преподавателями кафедры в рамках договоров, аспирантских исследований или инициативно. По результатам этих работ студенты кафедры ежегодно делают доклады и публикуются в научных изданиях.