Для успешного освоения образовательной программы абитуриент должен иметь интерес к технике, доброжелательное отношение к процессу обучения, навыки выполнения работ самостоятельно с периодичностью общения с наставником до одной недели, трудолюбие, склонности к достижению конечного результата, уживчивый характер.
Обучение на Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок традиционно сочетается с большим объемом практических работ. Студенты уже к концу первого курса выбирают тему будущей выпускной квалификационной работы (диплома). Традиционно популярностью пользуются следующие направления:
- Судовые дизели и дизельные энергетические установки;
- Автомобильные и тракторные двигатели;
- Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, большое противодавление выпуску);
- Стационарные двигатели и дизельгенераторы;
- Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств;
- Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга).
Предусмотренная учебным планом обязательная самостоятельная работа студентов по дисциплинам выпускающей кафедры практически полностью перекрывается предусмотренными лабораторными работами и курсовыми проектами и работами.
Уникальной основой для подготовки двигателистов высокой квалификации и гордостью Кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок является ее участок в факультетской лаборатории. На участке установлены и поддерживаются в рабочем состоянии полноразмерные дизели, дизель-генераторы и дизель-компрессоры:
- Стенд испытательный с дизелем «1НК – 65» (1Д6,5/(9+12)).
- Стенд испытательный с дизелем «3NVD24» (3Ч17,5/24).
- Стенд испытательный с дизелем «1Р2-6» (2Ч 8,5/11).
- Стенд испытательный с дизелем Д42 (6ЧН 30/38).
- Стенд испытательный с дизелем 40ДМ (12ДРН 23/30).
- Топливный стенд для обеспечения технического обслуживания дизельных двигателей лаборатории и уникальное лабораторное оборудование для исследования процесса топливоподачи.
- Двигатель Стирлинга 2Р12,5/6 (применяется в холодном состоянии, как база для выпускных квалификационных работ).
Причем дизель Д42 относится к типу самых распространенных двигателей отечественных подводных лодок, а дизель 40ДМ является морской модификацией тепловозного двигателя.
Кроме лабораторных стендов имеется класс с учебными «сухими» стендами, для выполнения работ по разборке/сборке двигателей (работы с дизелями типа 10Д6 и 6Ч 9,5/11, и с бензиновым мотором ГАЗ-24).
Курсовые проекты и работы являются сквозными, то есть все они ориентированы на изучение конкретного двигателя, и последовательно уточняют и расширяют у студента сведения об объекте проектирования. Курсовые проекты и работы предусмотрены по дисциплинам «Физические процессы в машинах», «Механика поршневых машин», «Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания», «Динамика двигателей», «Механика жидкости и газа», «Конструирование двигателей внутреннего сгорания», «Агрегаты наддува двигателей», «История техники», «Системы двигателей», «Колебания и амортизация двигателей внутреннего сгорания», «Топливная аппаратура», «Технология двигателестроения», «Учебно-исследовательская работа студента». В результате выполнения курсовых проектов к окончанию учебных курсов у студентов появляется возможность защитить выпускную квалификационную работу на базе хорошо проработанного материала, сделать выпускную квалификационную работу объемной и всесторонне обоснованной.
Инициативные студенты имеют возможность приобщаться к научным исследованиям. выполняемым преподавателями кафедры в рамках договоров, аспирантских исследований или инициативно. По результатам этих работ студенты кафедры ежегодно делают доклады и публикуются в научных изданиях.
Высокий уровень подготовки выпускников обеспечивается
сбалансированным учебным планом. В нем сочетаются полноценная теоретическая
подготовка по научным и техническим дисциплинам и большой объем самостоятельной
работы студентов в рамках курсовых проектов и работ по индивидуальным заданиям.
Успешное освоение студентами учебного плана
обеспечивается методическими принципами и приемами кафедры. Вот некоторые из
них:
- в основу положен принцип «от простого к
сложному»;
- многоуровневое изучение явлений и конструкций;
- услышать, увидеть, испытать, рассчитать;
- обучение не прекращается с окончанием
занятия.
Специальные дисциплины читаются с первого до
последнего семестра. В них студенты изучают конструкцию двигателей и
транспортных средств, теплофизические основы рабочих процессов, методы расчета
и конструирования машин, проектирование энергетических установок с ДВС.
Студенты слушают также
дисциплины о топливах и смазочных маслах, о системах автоматического
регулирования ДВС, о топливной аппаратуре, системах смазки, топлива и
охлаждения. Своеобразие современного состояния двигателестроения помогают
осмыслить дисциплины «Агрегаты наддува двигателей», «Техническая эксплуатация
ДВС», «Информационные технологии в промышленности», «История техники»,
«Технология двигателестроения».
Основная цель - полноценное раскрытие и развитие
личностных качеств обучающихся, развитие навыков самоорганизации и
самообразования, направленных на обеспечение социализации и профессиональной
успешности выпускников.
Конкретные задачи - подготовка квалифицированных кадров
к деятельности, требующей профессиональной подготовки и знаний в области
энергомашиностроения, в том числе к научно-исследовательской работе,
проектно-конструкторской, производственно-технологической и
организационно-управленческой деятельности, к продолжению образования в
магистратуре.
Основные характеристики подготовленности выпускника:
- Владение навыками выполнения в
производственном коллективе конструкторской, технологической,
организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности.
- Под управлением опытных специалистов
умение выполнять монтажно-наладочные
работы, эксплуатационное и сервисное обслуживание оборудования,
- Знание методов и умение осуществлять
конструкторскую и технологическая деятельность, включающую в себя разработку
элементов конструкций и технологического обоснования, использование
информационных технологий при конструировании двигателей внутреннего сгорания и
их систем; проведение испытаний энергетических машин, энергетических установок
и их элементов.
Обучение по программе
бакалавриата является необходимым этапом для поступлению в магистратуру. Как
правило, выпускники поступают в магистратуру по Кафедре судовых двигателей
внутреннего сгорания и дизельных установок на программу 26.04.02.А.27
«Энергетические комплексы и оборудование морской техники».
- НИР «Расчет коленчатого вала дизеля М-473 по методике
Российского морского регистра судоходства», руководитель заведующий кафедрой
С.П. Столяров, 2016 г.
- НИОКР «Определение технико-экономических характеристик
газотурбинных и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судовых
и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судов и морских
нефтегазовых объектов», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров,
2015-2016 г.
- ОКР «Разработка и создание двигателя с внешним
подводом теплоты по циклу Стирлинга для многотопливного автономного источника
тепловой и электрической энергии», ФЦП «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на
2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2009-2011 гг.
- НИР «Исследования и разработка критических технологий
применительно к двигателю Стирлинга в составе автономного когенерационного
источника энергии на твердой растительной биомассе», ФЦП «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П.
Столяров, 2013.
- НИОКР «Доводка и наладка универсальных испытательных
стендов судовых дизелей», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018
г.
- НИР «Разработка
технических предложений по обеспечению работоспособности газонефтяного
двигатель-генератора 12НДГ при работе на нефти третьего класса по ГОСТ З
51858-2002», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018-2019 гг.
- Защита кандидатской диссертации В.А. Савченко на тему
«Повышение эффективности двигателя Стирлинга путем совершенствования элементов
конструкции внутреннего контура», научный руководитель заведующий кафедрой С.П.
Столяров, 2016 г.
- Защита кандидатской
диссертации Лин Тхат Чжо Аунг (Республика Союз Мьянма) на тему «Методика
расчета процессов газообмена четырехтактного судового дизеля на базе
диффузионной гипотезы смешения остаточных газов и свежего заряда», научный
руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.
- Агрегаты наддува двигателей
- Конструирование двигателей внутреннего сгорания
- Механика жидкости и газа
- Системы двигателей
- Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания
- Тепломассообмен
- Термодинамика
- Медведев Валерий Викторович
Доктор технических наук Профессор Ведущий специалист в области надежности машин, более 120 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование гидроаэродинамики и теплообмена в проточных частях энергетического оборудования, разработка методов обеспечения надежности и безопасности судовых энергетических установок.
- Минасян Минас Арменакович
Доктор технических наук Профессор Ведущий специалист в области виброизоляции, более 150 научных публикаций, научные интересы: теоретические и экспериментальные исследования средств шумо- и виброгашения, разработка и внедрение амортизаторов.
- Румб Виктор Карлович
Кандидат технических наук Профессор Ведущий специалист в области прочности двигателей, более 150 научных публикаций, научные интересы: широкий спектр теоретических исследований в области двигателей внутреннего сгорания, теоретические и прикладные работы по обеспечению прочности и долговечности судовых двигателей, их деталей и узлов, и судовых валопроводов.
- Столяров Сергей Павлович
Кандидат технических наук Доцент Заведующий кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок. Ведущий специалист в области двигателей Стирлинга, более 170 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование процессов в поршневых двигателях внутреннего сгорания и двигателях с внешним подводом теплоты по циклу Стирлинга, опыт руководства НИОКР в области двигателей Стирлинга, выполнявшихся в рамках ФЦП, и договоров с промышленными предприятиями.
- Автомобильные и тракторные двигатели
- Автономные когенерационные дизельные агрегаты
- Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, автономные объекты)
- Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга) для когенерационных, судовых и космических энергетических установок
- Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств
- Двигатель мощностью 900 кВт для скоростного катера
- Дизельные и комбинированные энергетические установки
- Многофункциональный дизель малой мощности
- Модернизация двигателя для работы в условиях Крайнего Севера
- Модернизация судового дизеля с целью улучшения его технико-экономических показателей
- Стационарные двигатели и дизельгенераторы
- Судовые дизели по концепции «экологическая перспектива»
- Форсирование судовых дизелей
- Эскизный проект дизеля и оценка долговечности его подшипников