Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Двигатели внутреннего сгорания

13.03.03.01 Двигатели внутреннего сгорания

Форма обучения: Очная форма, Очно-заочная форма


Минимальный балл в 2020 году
Математика39
Русский язык40
Физика40
Форма обучения Количество мест Стоимость
Б П Ц О
Очная форма 25 12 3 2 189 000
Очно-заочная форма 16 24 2 2 77 000

Преимущества

Контактное лицо

Руководитель программы

Столяров Сергей Павлович

Календарный план

4 года

Учебные корпуса

Корпус А

Выпускающие кафедры

Файлы

Теги
  • # Двигатели внутреннего сгорания
  • # ДВС
  • # энергетическое машиностроение
  • # поршневые двигатели
  • # дизели
  • # дизельгенераторы
  • # судовые энергетические установки
  • # силовые агрегаты
  • # автомобильные двигатели
  • # корабельные двигатели
  • # пропульсивные установки
  • # стационарные двигатели
  • # малооборотные двигатели
  • # среднеоборотные двигатели
  • # высокооборотные двигатели
  • # двигатели Стирлинга


Описание программы

Для успешного освоения образовательной программы абитуриент должен иметь интерес к технике, доброжелательное отношение к процессу обучения, навыки выполнения работ самостоятельно с периодичностью общения с наставником до одной недели, трудолюбие, склонности к достижению конечного результата, уживчивый характер.

Обучение на Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок традиционно сочетается с большим объемом практических работ. Студенты уже к концу первого курса выбирают тему будущей выпускной квалификационной работы (диплома). Традиционно популярностью пользуются следующие направления:

  • Судовые дизели и дизельные энергетические установки;
  • Автомобильные и тракторные двигатели;
  • Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, большое противодавление выпуску);  
  • Стационарные двигатели и дизельгенераторы;
  • Двигатели средств малой механизации и легких  транспортных средств;
  • Двигатели с внешним  подводом теплоты (двигатели Стирлинга).

Предусмотренная учебным планом обязательная самостоятельная работа студентов по дисциплинам выпускающей кафедры практически полностью перекрывается предусмотренными лабораторными работами и курсовыми проектами и работами.

Уникальной основой для подготовки двигателистов высокой квалификации и гордостью Кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок является ее участок в факультетской лаборатории. На участке установлены и поддерживаются в рабочем состоянии полноразмерные дизели, дизель-генераторы и дизель-компрессоры:

  • Стенд испытательный с дизелем «1НК – 65» (1Д6,5/(9+12)).
  • Стенд испытательный с дизелем «3NVD24» (3Ч17,5/24).
  • Стенд испытательный с дизелем «1Р2-6» (2Ч 8,5/11).
  • Стенд испытательный с дизелем Д42 (6ЧН 30/38).
  • Стенд испытательный с дизелем 40ДМ (12ДРН 23/30).
  • Топливный стенд для обеспечения технического обслуживания дизельных двигателей лаборатории и уникальное лабораторное оборудование для исследования процесса топливоподачи.
  • Двигатель  Стирлинга 2Р12,5/6 (применяется в холодном состоянии, как база для выпускных квалификационных работ).

Причем дизель Д42 относится к типу самых распространенных двигателей отечественных подводных лодок, а дизель 40ДМ является морской модификацией тепловозного двигателя.

Кроме лабораторных стендов имеется класс с учебными «сухими» стендами, для выполнения работ по разборке/сборке двигателей (работы с дизелями типа 10Д6 и 6Ч 9,5/11, и с бензиновым мотором ГАЗ-24).

Курсовые проекты и работы являются сквозными, то есть все они ориентированы на изучение конкретного двигателя, и последовательно уточняют и расширяют у студента сведения об объекте проектирования. Курсовые проекты и работы предусмотрены по дисциплинам «Физические процессы в машинах», «Механика поршневых машин», «Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания», «Динамика двигателей», «Механика жидкости и газа», «Конструирование двигателей внутреннего сгорания», «Агрегаты наддува двигателей», «История техники», «Системы двигателей», «Колебания и амортизация двигателей внутреннего сгорания», «Топливная аппаратура», «Технология двигателестроения», «Учебно-исследовательская работа студента». В результате выполнения курсовых проектов к окончанию учебных курсов у студентов появляется возможность защитить выпускную квалификационную работу на базе хорошо проработанного материала, сделать выпускную квалификационную работу объемной и всесторонне обоснованной.

Инициативные студенты имеют возможность приобщаться к научным исследованиям. выполняемым преподавателями кафедры в рамках договоров, аспирантских исследований или инициативно. По результатам этих работ студенты кафедры ежегодно делают доклады и публикуются в научных изданиях.

 


Актуальность и значимость программы

Высокий уровень подготовки выпускников обеспечивается сбалансированным учебным планом. В нем сочетаются полноценная теоретическая подготовка по научным и техническим дисциплинам и большой объем самостоятельной работы студентов в рамках курсовых проектов и работ по индивидуальным заданиям.
Успешное освоение студентами учебного плана обеспечивается методическими принципами и приемами кафедры. Вот некоторые из них:
  • в основу положен принцип «от простого к сложному»;
  • многоуровневое изучение явлений и конструкций;
  • услышать, увидеть, испытать, рассчитать;
  • обучение не прекращается с окончанием занятия.
Специальные дисциплины читаются с первого до последнего семестра. В них студенты изучают конструкцию двигателей и транспортных средств, теплофизические основы рабочих процессов, методы расчета и конструирования машин, проектирование энергетических установок с ДВС.
Студенты слушают также дисциплины о топливах и смазочных маслах, о системах автоматического регулирования ДВС, о топливной аппаратуре, системах смазки, топлива и охлаждения. Своеобразие современного состояния двигателестроения помогают осмыслить дисциплины «Агрегаты наддува двигателей», «Техническая эксплуатация ДВС», «Информационные технологии в промышленности», «История техники», «Технология двигателестроения».

Цель программы

Основная цель - полноценное раскрытие и развитие личностных качеств обучающихся, развитие навыков самоорганизации и самообразования, направленных на обеспечение социализации и профессиональной успешности выпускников.
Конкретные задачи - подготовка квалифицированных кадров к деятельности, требующей профессиональной подготовки и знаний в области энергомашиностроения, в том числе к научно-исследовательской работе, проектно-конструкторской, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, к продолжению образования в магистратуре.
Основные характеристики подготовленности выпускника:
  • Владение навыками выполнения в производственном коллективе конструкторской, технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности.
  • Под управлением опытных специалистов умение  выполнять монтажно-наладочные работы, эксплуатационное и сервисное обслуживание оборудования,
  • Знание методов и умение осуществлять конструкторскую и технологическая деятельность, включающую в себя разработку элементов конструкций и технологического обоснования, использование информационных технологий при конструировании двигателей внутреннего сгорания и их систем; проведение испытаний энергетических машин, энергетических установок и их элементов.
Обучение по программе бакалавриата является необходимым этапом для поступлению в магистратуру. Как правило, выпускники поступают в магистратуру по Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок на программу 26.04.02.А.27 «Энергетические комплексы и оборудование морской техники». 

Достижения

  • НИР «Расчет коленчатого вала дизеля М-473 по методике Российского морского регистра судоходства», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.
  • НИОКР «Определение технико-экономических характеристик газотурбинных и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судовых и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судов и морских нефтегазовых объектов», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2015-2016 г.
  • ОКР «Разработка и создание двигателя с внешним подводом теплоты по циклу Стирлинга для многотопливного автономного источника тепловой и электрической энергии», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2009-2011 гг.
  • НИР «Исследования и разработка критических технологий применительно к двигателю Стирлинга в составе автономного когенерационного источника энергии на твердой растительной биомассе», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2013.
  • НИОКР «Доводка и наладка универсальных испытательных стендов судовых дизелей», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018 г.
  • НИР «Разработка технических предложений по обеспечению работоспособности газонефтяного двигатель-генератора 12НДГ при работе на нефти третьего класса по ГОСТ З 51858-2002», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018-2019 гг.
  • Защита кандидатской диссертации В.А. Савченко на тему «Повышение эффективности двигателя Стирлинга путем совершенствования элементов конструкции внутреннего контура», научный руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.
  • Защита кандидатской диссертации Лин Тхат Чжо Аунг (Республика Союз Мьянма) на тему «Методика расчета процессов газообмена четырехтактного судового дизеля на базе диффузионной гипотезы смешения остаточных газов и свежего заряда», научный руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.

Дисциплины

  • Агрегаты наддува двигателей
  • Конструирование двигателей внутреннего сгорания
  • Механика жидкости и газа
  • Системы двигателей
  • Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания
  • Тепломассообмен
  • Термодинамика

Преподаватели

  • Медведев Валерий Викторович
    Доктор технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области надежности машин, более 120 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование гидроаэродинамики и теплообмена в проточных частях энергетического оборудования, разработка методов обеспечения надежности и безопасности судовых энергетических установок.

  • Минасян Минас Арменакович
    Доктор технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области виброизоляции, более 150 научных публикаций, научные интересы: теоретические и экспериментальные исследования средств шумо- и виброгашения, разработка и внедрение амортизаторов.

  • Румб Виктор Карлович
    Кандидат технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области прочности двигателей, более 150 научных публикаций, научные интересы: широкий спектр теоретических исследований в области двигателей внутреннего сгорания,  теоретические и прикладные работы по обеспечению прочности и долговечности судовых двигателей, их деталей и узлов,  и судовых валопроводов.

  • Столяров Сергей Павлович
    Кандидат технических наук Доцент

    Заведующий кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок. Ведущий специалист в области двигателей Стирлинга, более 170 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование процессов в поршневых двигателях внутреннего сгорания и двигателях  с внешним подводом теплоты по циклу Стирлинга, опыт руководства  НИОКР в области двигателей Стирлинга, выполнявшихся в рамках ФЦП, и договоров с промышленными предприятиями.

Темы выпускных квалификационных работ

  • Автомобильные и тракторные двигатели
  • Автономные когенерационные дизельные агрегаты
  • Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, автономные объекты)
  • Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга) для когенерационных, судовых и космических энергетических установок
  • Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств
  • Двигатель мощностью 900 кВт для скоростного катера
  • Дизельные и комбинированные энергетические установки
  • Многофункциональный дизель малой мощности
  • Модернизация двигателя для работы в условиях Крайнего Севера
  • Модернизация судового дизеля с целью улучшения его технико-экономических показателей
  • Стационарные двигатели и дизельгенераторы
  • Судовые дизели по концепции «экологическая перспектива»
  • Форсирование судовых дизелей
  • Эскизный проект дизеля и оценка долговечности его подшипников


Набор компетенций

  • способность демонстрировать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках.
  • способность применять и обосновывать конкретные технические решения при создании объектов энергетического машиностроения.
  • готовность разрабатывать и применять энергоэффективные машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии

Трудоустройство и востребованность профессии

Наши выпускники работают на предприятиях судостроения и машиностроения:
  • ПАО «ЗВЕЗДА» - производитель корабельных дизелей;
  • АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»;
  • ООО «МПС» - производитель судового оборудования и двигателей;
  • ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - исследования и разработки в области судостроения;
  • ОАО «ЦМКБ Алмаз» - проектирование кораблей и катеров;
  • ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» - проектирование подводных лодок и оффшорной техники;
  • ОАО «СПМБМ «Малахит» - проектирование подводных лодок;
  • OАO «Адмиралтейские верфи» – строительство подводных и надводных кораблей и судов;
  • ОАО «Балтийский завод» – строительство кораблей и судов;
  • ОАО «Пролетарский завод» – производство сложного судового оборудования;
  • ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» - строительство кораблей и судов;
  • ОАО «Судостроительный завод «Северная Верфь» - строительство кораблей и судов;
  • Судостроительная фирма ООО «Алмаз» - строительство кораблей и катеров.

Практика и стажировки для студентов

  • АО «Равенство» - производственная практика.
  • ПАО «ЗВЕЗДА» - производственная практика на безвозмездной основе, стажировка преподавателей.
  • ООО «МПС» - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.
  • ОАО «СПМБМ «Малахит» - обучение студентов на базовой кафедре, производственная практика.
  • АО «Адмиралтейские верфи» - производственная практика, стажировка преподавателей.
  • ООО «Балтийский завод - Судостроение» - производственная практика, стажировка преподавателей.
  • ОАО «ЦНИТА» - стажировка преподавателей.
  • ООО «ЦНИДИ» - стажировка преподавателей.
  • ЗАО «Проектно-конструкторское бюро "Автоматика"» - производственная практика, стажировка преподавателей.
  • ООО «Дальневосточный завод «Звезда» - производственная практика.
  • ООО фирма «ЧК Плюс» - ООО фирма «ЧК Плюс».
  • ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - производственная практика, стажировка преподавателей.
  • АО КБ «Вымпел» в СПб - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.
  • АО КБ «Лазурит» в СПб - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.

Партнеры

  • OАO «Адмиралтейские верфи»
  • ЗАО «Проектно-конструкторское бюро "Автоматика"»
  • ОАО «СПМБМ «Малахит»
  • ООО «МПС»
  • ПАО «ЗВЕЗДА»


Выпускники

  • Васильев Александр Евгеньевич
    Место работы: конструктор высшей квалификации ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
  • Ершов Михаил Е.
    Место работы: заместитель главного конструктора по проектам OАO «Адмиралтейские верфи»
  • Ковалев Николай Александрович
    Место работы: руководитель направления дизельного оборудования и кабельной продукции RAOS Project Oy (Финляндия), дочернее предприятие АО «Русатом Энерго Интернешнл»
  • Кострыгин Андрей Николаевич
    Место работы:
    главный конструктор АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»
  • Макуров Виктор Анатольевич
    Место работы: главный конструктор по ОКР ПАО «Звезда»
  • Нортов Александр Александрович
    Место работы: начальник сектора  ОАО «ЦМКБ Алмаз»
  • Пономаренко Александр Андреевич
    Место работы: заместитель главного конструктора  ОАО «ЦМКБ Алмаз»
  • Рамазанов Александр Александрович
    Место работы: заместитель главного конструктора по ОКР «Пульсар» ПАО «Звезда»
  • Савченко Владислав Александрович
    Место работы: директор планового производственного управления в АО «Компрессорный комплекс»
  • Старицын Александр Иванович
    Место работы: генеральный менеджер по Центральной и Восточной Европе финской фирмы  Wärtsilä OY