Навигация по разделам сайта

 En  ЛК ИСУ

Кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок

Кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок готовит и выпускает:

  • инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»,
  • морских инженеров по специальности «Судовые энергетические установки»,
  • бакалавров по направлению «Энергомашиностроение»,
  • бакалавров и магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника»,
  • кандидатов технических наук по специальностям «Тепловые двигатели» и «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)»,
  • мотористов двигателей внутреннего сгорания.

Выпускники кафедры работают на судостроительных и машиностроительных заводах, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах. В Санкт-Петербурге расположены дизелестроительное предприятие ПАО «Звезда» и множество транспортных, энергетических и судостроительных организаций, которые заинтересованы в наших выпускниках. Уровень подготовки достаточен для успешной работы в международных дизелестроительных компаниях: Caterpillar, МАN, Wartsila, VolvoPenta и других. Среди выпускников немало ведущих специалистов, инженеров, руководителей всех рангов, преподавателей вузов и авторитетных ученых.

Высокий уровень подготовки выпускников обеспечивается сбалансированным учебным планом. В нем сочетаются полноценная теоретическая подготовка по научным и техническим дисциплинам и самостоятельная работа студентов в рамках курсовых проектов и индивидуальных заданий.

В обучении широко используются компьютерная техника, проекционное оборудование, видеоматериалы. Важное значение имеет библиотека и технический архив кафедры, в котором собрана информация о двигателях прошлого и настоящего, важнейшие методические и теоретические работы. Эти материалы доступны и широко используются студентами в курсовом и дипломном проектировании.
Гордостью кафедры является лаборатория, где поддерживаются в рабочем состоянии полноразмерные дизели, дизель-генераторы и дизель-компрессоры. Один из них – самый распространенный двигатель отечественных подводных лодок. Имеются также тепловозный дизель и двигатель Стирлинга.

Основные направления научной деятельности кафедры последних лет:

  • рабочие процессы, топливоподача, смесеобразование и горение, камеры сгорания, токсичность дизелей;
  • крутильные, осевые, изгибные, случайные, ударные и связанные колебания судовых валопроводов;
  • ударовиброшумозащита установок с ДВС;
  • прочность, надежность, долговечность дизелей и их деталей, длительно работающих на переменных режимах;
  • формализованный анализ безопасной эксплуатации судовых дизелей;
  • судовые энергетические установки и их элементы;
  • воздухонезависимые энергетические установки с поршневыми двигателями;
  • история техники.

Студенты кафедры ежегодно участвуют в научно-технических семинарах и конференциях, публикуются в научных изданиях. Это дает им возможность участвовать и побеждать в конкурсах научных работ и получать персональные стипендии.

При создании Ленинградского кораблестроительного института в числе первых кафедр была организована кафедра Судовых двигателей внутреннего сгорания, создание которой было поручено начальнику конструкторского бюро завода «Русский дизель» Всеволоду Александровичу Ваншейдту. Необходимо отметить дальновидность этого решения, созревшего в эпоху господства на военном и гражданском флотах паромашинных и паротурбинных энергетических установок.

Профессор В.А. Ваншейдт в 1980-е гг.

Незаурядная, исключительно квалифицированная деятельность профессора В.А. Ваншейдта в должности заведующего кафедрой наложила своеобразный отпечаток на учебный процесс и послужила мощнейшим фундаментом, на котором уже долгие годы выстраивается вся методическая и научная работа кафедры. Здесь необходимо отметить, что переход в преподавание инженера самого высокого ранга в годы творческого расцвета является редчайшим событием в истории отечественной высшей школы. Как результат, в кратчайшие сроки, в 1938 и 1941 гг. В.А. Ваншейдт издает основополагающие учебники, в которых методически точно были приведены описания, методики, справочные данные в области конструкции, теории рабочих процессов и теории проектирования дизелей, относящихся к группе судовых, тепловозных и стационарных. Заложенная В.А. Ваншейдтом практическая направленность подготовки специалистов органично сочеталась с академичностью базовых научных дисциплин и широтой решаемых инженерных вопросов.

В первые послевоенные годы кафедру пришлось создавать практически заново. В сентябре 1945 г. после демобилизации на кафедре начал преподавать Михаил Михайлович Фуки. В послужном списке М.М. Фуки были заведование технологическим сектором завода “Русский дизель”, работа в должности начальника механосборочного цеха, ведущего инженера по доводке и испытанию опытного судового дизеля на этом же заводе, в период войны - служба в инженерных службах по ремонту авиамоторов и самолетов. Имея богатейший опыт научной и практической инженерной деятельности, М.М. Фуки много сил отдал созданию дизельной лаборатории. До сих пор в действии находятся два лабораторных стенда, созданных под его руководством. По рассказам преподавателей старшего поколения, Михаил Михайлович был необычайно деятелен и колоритен, работая в лаборатории наравне с механиками, он неизменно облачался в оставшийся от военных лет авиационный комбинезон и белоснежную рубашку с накрахмаленными манжетами. 

М.М. Фуки, П.А. Истомин, В.А. Ваншейдт, П.А. Гордеев, 1953 г.

М.М. Фуки, П.А. Истомин, В.А. Ваншейдт, П.А. Гордеев, 1953 г.

С 1930-го по 1960-е гг. вся научная деятельность на кафедре проводилась под руководством В.А. Ваншейдта. В том числе он являлся научным руководителем всех первых аспирантов и соискателей. Здесь будет уместно вспомнить рассказ П.А. Гордеева о том, каким научным чутьем обладал Всеволод Александрович. Тема диссертации П.А. Гордеева предполагала выработку рекомендации по изменению формы камеры сгорания в двухтактном дизеле. Многократное изменение конструкции длительное время не давало в экспериментах должного эффекта.

У стенда для скоростной киносъемки процесса впрыска топлива. Видны слева направо: В.А. Плотников, В.А. Ваншейдт, И.Е. Калакуцкий, П.А. Гордеев, В.И. Березин.

У стенда для скоростной киносъемки процесса впрыска топлива.

Видны слева направо: В.А. Плотников, В.А. Ваншейдт, И.Е. Калакуцкий, П.А. Гордеев, В.И. Березин.

Ветераны кафедры профессор П.А. Гордеев, старший преподаватель В.А. Плотников, доцент Г.В. Яковлев, 2003 г.

Ветераны кафедры профессор П.А. Гордеев, старший преподаватель В.А. Плотников, доцент Г.В. Яковлев, 2003 г.

В 1982 г. заведующим кафедрой был назначен к.т.н. доцент П.А. Гордеев, ученик В.А. Ваншейдта. К этому времени Петр Андреевич имел опыт работы во Вьетнаме, Румынии, Индии, освоил многие дисциплины кафедры, получил известность и авторитет на поприще партийной и общественной работы. Его научные интересы охватывали системы газообмена и воздухоснабжения, профилирование камер сгорания, смесеобразование, анаэробные энергетические установки подводных аппаратов. Он являлся автором двухсеместровой дисциплины “Агрегаты наддува двигателей”. Став заведующим в трудное для кафедры время, когда в результате горьких событий кафедра в один год лишилась профессора В.А. Ваншейдта, профессора Б.А. Захаренко и доцента В.Г. Шишкина, П.А. Гордеев как важнейшие вынужден был решать задачи по сохранению традиций и комплектованию кафедры перспективными специалистами.

Профессор В.К. Румб

Профессор В.К. Румб

С 1989 г. по 2008 г. кафедрой руководил к.т.н., доцент В.К. Румб, в настоящее время профессор кафедры. В этот период принцип сквозного курсового проектирования обрел законченные формы, были укомплектованы учебные классы с полномасштабными макетами и двигателями для осуществления практических работ с разборкой и сборкой двигателей.

Важным этапом стало открытие в 1993 г. специальности «Двигатели внутреннего сгорания» направления «Энергомашиностроение». С 2005 г. В.К. Румб организовал на Среднетехническом факультете подготовку техников по специальности 180405 «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов». После защиты дипломов эти студенты обучаются по специальности «Судовые энергетические установки» со сроком 3,5 года. Кроме того, В.К. Румб оформил лицензию и организовал курсы обучения  с выдачей рабочего диплома моториста. В период действия лицензии эти курсы дали возможность некоторым студентам получить работу в достаточно сложных и специфичных условиях рынка труда периода 1990-х гг.

Профессор М.А. Минасян на занятии  с будущими мотористами, 2001 г.

Профессор М.А. Минасян на занятии  с будущими мотористами, 2001 г.

С 1995 г. штатным сотрудником кафедры работает Минас Арменакович Минасян, в настоящее время д.т.н., профессор, известный специалист в области колебаний, виброизоляции и вибродиагностики ДВС. В 2001 г. на кафедре начал работу опытный преподаватель д.т.н. профессор Геннадий Иванович Шаров, деятельность которого была направлена на внедрение в учебный процесс новаций в области улучшения экологических параметров двигателей. В 2005 г. на кафедру пришел к.т.н. доцент Сергей Аркадьевич Кравченко, имевший опыт работы судового моториста, научного сотрудника Военно-морской  академии, второго механика ледокола. В сферу его деятельности были преданы курсы по конструкции и теоретическим основам эксплуатации дизелей.

В настоящее время кафедра является выпускающей по образовательным программам:

  • бакалавриат - направление 13.03.03 Энергетическое машиностроение, профиль 13.03.03.01 «Двигатели внутреннего сгорания» 
  • специалитет – специальность 26.05.02 «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов», специализация  26.05.02.02 «Корабельные и судовые главные двигатели» 
  • магистратура - направление 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», магистерская программа 26.04.02.27 «Энергетические комплексы и  оборудование морской техники» 

Учебные планы и программы специальных дисциплин, разработанные на кафедре, обеспечивают системность и непрерывность обучения.

На кафедре работают 4 профессора, 6 доцентов, 4 старших преподавателя. Необходимо отметить, что из 14 преподавателей совместителями или же имеющими дополнительную работу являются 7 человек, в основном молодые сотрудники.

Антонов Станислав Дмитриевич


Галиев Ильдар Ринатович


  • Кандидат наук (Технические)

Гурьянов Михаил Александрович


Жуков Владимир Анатольевич


  • Доктор наук (Технические),Кандидат наук (Технические)

Зубенко Софья Александровна


Лукин Юрий Александрович


  • Кандидат наук (Технические)

Минасян Минас Арменакович


Пролеева Анастасия Вадимовна


Пугач Андрей Анатольевич


Румб Виктор Карлович


Скоморовский Станислав Альбинович


Столяров Сергей Павлович


Федорова Ольга Михайловна


Юрин Василий Владиславович


2015

  • В.В.Гаврилов. В.Ю.Мащенко Анализ процесса горения в судовом дизеле по инди-каторным диаграммам: учеб. пособие. СПбГМТУ 0 стр.60 (В.В.Гаврилов)Учебное пособие

2005

  • Методические рекомендации и программа государственного экзамена по специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания» Столяров С.П. Методические рекомендации и программа государственного экзамена по специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания». [Текст] : метод. рекомендации / П.А. Гордеев, В.В. Медведев, М.А. Минасян, В.А. Плотников, В.К. Румб, С.Р. Семионичев, Столяров С.П. , Г.И. Шаров, О.Ю. Фасолько, СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 2005. – 49 с. 0 стр.49 (П.А. Гордеев, В.В. Медведев, М.А. Минасян, В.А. Плотников, В.К. Румб, С.Р. Семионичев, Г.И. Шаров, О.Ю. Фасолько)Учебное пособие
  • Определение вероятности безотказной работы судового дизеля на заданный период эксплуатации на основе имитационных испытаний Столяров С. П. Определение вероятности безотказной работы судового дизеля на заданный период эксплуатации на основе имитационных испытаний [Текст] : метод. указания / В. В. Медведев, С. П. Столяров, 2006. - 62 с. 0 стр.62 (В.В. Медведев)Учебное пособие

2004

  • Методика расчета и результаты исследований системы передачи теплоты к нагревателю двигателя с внешним подводом теплоты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.08.05 - судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.08.05 - судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные). 0 стр.24 Монография (Глава)

2001

  • Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания по дипломному проектированию для студентов факультета корабельной энергетики и автоматики Столяров С.П. Двигатели внутреннего сгорания [Текст] : метод. указ. по дипломному проектированию / П.А. Гордеев, В.В. Медведев, М.А. Минасян, В.А. Плотников, В.К. Румб, С.Р. Семионичев, Столяров С.П. , Г.В. Яковлев; СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 2001. – 30 с. 0 стр.30 (П.А. Гордеев, В.В. Медведев, М.А. Минасян, В.А. Плотников, В.К. Румб, С.Р. Семионичев, Г.В. Яковлев)Учебное пособие
  • Поверочный расчет коленчатых валов по правилам Российского морского регистра судоходства на персональной ЭВМ Столяров С.П. Поверочный расчет коленчатых валов по правилам Российского морского регистра судоходства на персональной ЭВМ [Текст] : метод. указ. по курсовому и дипломному проектированию / В.К. Румб, В.В. Медведев, Столяров С.П.; СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 2001. - 44 с. 0 стр.44 (В.К. Румб, В.В. Медведев)Учебное пособие
  • Эволюция поршневых энергетических машин. Хронологические таблицы. Часть 1 (период до 1850 г.) Столяров С. П. Эволюция поршневых энергетических машин. Хронологические таблицы (период до 1850 г.) [Текст] : учеб. пособие / С. П. Столяров, В. В. Медведев, СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 2001. – 108 с. 0 стр.108 (В.В. Медведев)Учебное пособие

1996

  • Расчет рабочего цикла ДВПТ Столяров С.П. Расчет рабочего цикла ДВПТ: [Текст] : метод. указ. к курсовому и дипломному проектированию / Столяров С.П.; СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 1996.- 32 : с. 0 стр.32 Учебное пособие

1993

  • Расчет процессов газообмена в судовых дизелях Столяров С.П. Расчет процессов газообмена в судовых дизелях [Текст] : метод. указ. по курсовому и дипломному проектированию / Столяров С.П.; СПб: Изд. центр СПбГМТУ, 1993. - 62 с. 0 стр.62 Учебное пособие

1990

  • Теплообменники с жидкометаллическим теплоносителем в двигателях Стирлинга. Аналитический обзор. ФЭИ-0235 0 стр.46 (И. В. Гоннов, Н.И. Логинов, Ю.В. Локтионов, Б.А. Чулков)Монография (Глава)
Столяров Сергей Павлович

заведующий кафедрой

Столяров Сергей Павлович

  • Доцент
  • Кандидат технических наук

Контакты

Заместители