Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра теории корабля

Идею об учреждении в составе Политехнического института кораблестроительного отделения подал Крылов А.Н. – ученый с мировой известностью, кораблестроитель и математик, академик, Герой Социалистического труда.  

Крылов А.Н. был первым руководителем дисциплины «теория корабля» после того как эта дисциплина 3 октября 1902 года начала читаться на кораблестроительном отделении. Эта дата и считается датой образования кафедры теории корабля.

Теория корабля – это теория его мореходных качеств, к которым относятся плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, мореходность.

В разные годы кафедру возглавляли такие известные ученые как Павленко Г.Е., Власов В.Г., Семенов-Тян-Шанский В.В., Рождественский В.В., Луговский В.В. и др.

В настоящее время общее количество сотрудников на кафедре - 16 чел. Из них профессорско-преподавательский состав - 10 чел. Преподавателей со степенями и званиями - 8 чел., в том числе докторов наук - 4 чел.

Основные направления деятельности кафедры

1. Кафедра совместно с кафедрой гидроаэромеханики и морской акустики ежегодно принимает на первый курс одну группу студентов в количестве 25 человек. 

2. Кафедра осуществляет подготовку и выпуск бакалавров, магистров и специалистов по основным образовательным программам высшего профессионального образования (ООП ВО) по направлениям:

Бакалавриат

26.03.02.01 - Кораблестроение и техническая эксплуатация судов и судового оборудования (очная форма, очно-заочная форма, заочная форма);
26.03.02.06 – (Прием до 2020 г) «Вычислительные технологии механики корабля» (очная форма);

26.03.02.06 (Прием с 2020 г.) «Компьютерное моделирование динамики корабля» (очная форма)

Магистратура

26.04.02.06 «Теория корабля и гидродинамика» (очная форма);

Специалитет

26.05.01.01 – «Кораблестроение» (очная форма).

3.  Кафедра осуществляет подготовку и выпуск аспирантов по специальностям:
05.08.01 «Теория корабля и строительная механика»,
01.02.05 «Механика жидкости, газа и плазмы».

4.  На кафедре проходят подготовку более 300 студентов других специальностей

факультета Кораблестроения и океанотехники и других факультетов университета. по   дисциплинам: “Теория корабля”, “Статика корабля”, “Динамика корабля”, “Динамика подводных аппаратов”, “Математические методы статики и динамики средств океанотехники”, “Математическое моделирование статики и динамики морских инженерных сооружений”, “Объекты морской техники”, “Математические методы в статике и динамике объектов морской техники”, “Мореходность и позиционирование средств океанотехники”, ”Математическое моделирование мореходности и позиционирования объектов морской нефтегазовой индустрии”, и др.

5. Кафедра проводит разработку на основе государственных образовательных стандартов и других нормативных документов учебных планов направлений подготовки, по которым кафедра является выпускающей, и соответствующих рабочих учебных планов, программ и других частей учебно-методических комплексов дисциплин, закрепленных за кафедрой и других видов методической документации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса.

6. Кафедра участвует в подготовке документов для лицензирования и аккредитации существующих и вновь открываемых образовательных программ высшего профессионального образования.

7. Сотрудники кафедры пишут и готовят к изданию учебники, учебно-методические пособия и указания по всем читаемым на кафедре дисциплинам.

8. Сотрудники кафедры выполняют фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы и осуществляют инновационную деятельности по главным научным направлениям.   

9. Совместно  кафедра с другими кафедрами  принимает участие в организации приёма студентов в СПбГМТУ, работе приемной комиссии СПбГМТУ, профессиональной ориентации учащихся и работающей молодёжи.

10. В установленном порядке осуществляет сотрудничество с кафедрами зарубежных вузов по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а такие с зарубежными научно-исследовательскими организациями.  

11. Кафедра активно содействует трудоустройству выпускников и поддерживает  контакты с работающими в промышленности выпускниками.

Основные направления научной деятельности кафедры

  1. Исследования мореходности судов
    Профессор Семенова В.Ю., ассистент Альбаев Д.А.
  2. Исследования управляемости судов и кораблей
    Профессор Потехин Ю.П., ассистент Макарова В.В.
  3. Проблемы нормирования остойчивости судов
    Профессор Борисов Р.В., профессор Кутейников М.А., доцент Лузянин А.А.
  4. Исследование ходкости быстроходных судов
    Профессор Жинкин В.Б.
  5. Математическое моделирование движения подводных аппаратов
    Профессор Никущенко Д.В.
  6. Исследование ледовой ходкости
    Доцент Карулин Е.Б.

Учебные и научные лаборатории кафедры теории корабля

  1. Опытовый бассейн.
    В нем проводятся модельные экспериментальные исследования ходкости транспортных и быстроходных судов на тихой воде и на волнении, качки и управляемости судов, гидродинамики технических средств освоения океана. Студенты на лабораторных работах принимают участие в проведении экспериментов.
  2. Кавитационная лаборатория.
    В кавитационной лаборатории главной экспериментальной установкой является кавитационная труба, которой изучается само явление кавитации, а также проводятся испытания моделей гребных винтов.
  3. Лаборатория теории корабля (зал малых установок).
    Эта лаборатория учебная. В ней проводятся много лабораторных работ по статике корабля, по качке, а также изучаются модели гребных винтов.

На кафедре теории корабля есть также два компьютерных зала: один для работы студентов, другой для работы сотрудников и аспирантов.

 

Испытания в опытовом бассейне

 

Компьютерное моделирование качки корабля на волнении

 

Работа гребного винта в потоке жидкости

Бакалавриат

26.03.02.01 Кораблестроение и техническая эксплуатация судов (Очная форма, Очно-заочная форма, Заочная форма)
26.03.02.06 Компьютерное моделирование динамики корабля (Очная форма)

Специалитет

26.05.01.01 Кораблестроение (Очная форма)

Магистратура

26.04.02.06 Теория корабля и гидродинамика (Очная форма)

Историю Санкт-Петербургского Политехнического института принято отсчитывать от 19 февраля 1899 года - дня высочайшего одобрения, т. е. самим Императором, доклада министра финансов С.Ю. Витте об учреждении этого института.

Идею об учреждении в составе Политехнического института кораблестроительного отделения подал А.Н. Крылов – ученый с мировой известностью, кораблестроитель и математик, академик с дореволюционным стажем, Герой Социалистического труда, научная и военно-морская карьера которого в начале 20-го века только начиналась.

А.Н. Крылов был первым руководителем дисциплины «теория корабля» после того как эта дисциплина 3 октября 1902 года начала читаться на кораблестроительном отделении. Эта дата и считается датой образования кафедры теории корабля.

Основной особенностью корабля, отличающей его от других инженерных сооружений, является приспособленность к плаванию в воде. Совокупность свойств, определяющих поведение корабля как плавающего сооружения в целом в различных условиях его службы и при различных состояниях моря, называют мореходными качествами. Теория корабля - теория его мореходных качеств, к которым относят: плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, мореходность.

Основные законы статики твердого тела, плавающего в жидкости, установлены греческим ученым Архимедом. Несмотря на то, что закон Архимеда открыт за два века до нашей эры, в судостроении он нашел применение только в 17-м веке. В 1666 году английский кораблестроитель А. Дин, к удивлению всех присутствовавших при спуске на воду военного корабля «Рупперт», предсказал его осадку до спуска и прорезал в его бортах пушечные порты еще на стапеле.

Развитие теории корабля неразрывно связано с запросами практики кораблестроения и мореплавания. Практика кораблестроения всегда выдвигала вопрос о том, какими способами можно обеспечить строящемуся кораблю требуемые мореходные качества. Однако только расцвет математики и механики, начало которым было положено трудами члена Петербургской академии Леонардо Эйлера и французского астронома Бугера в первой половине 18-го века, создал условия для развития теории корабля как науки.

С появлением парового флота  возникла необходимость  при проектировании корабля определять мощность паровых машин и запас топлива, обеспечивающих заданную скорость, при этом требуется предварительно рассчитывать сопротивление воды движению корабля. Первый и наиболее значительный шаг в этом направлении был сделан английским ученым В. Фрудом, предложившим во второй половине 19-го века метод определения сопротивления воды движению корабля путем буксировочных испытаний его модели в опытовом бассейне.

В момент организации Политехнического института отдельных кафедр по специальным дисциплинам не было. Курс теории корабля после А.Н. Крылова читали профессора А.П. Фан-Дер-Флит, В.Т. Струнников, Б.Г. Харитонович.  

В 1930 году кораблестроительный факультет выделился в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В составе кораблестроительного факультета института была организована и кафедра теории корабля во главе с профессором Г.Е. Павленко. К работе на кафедре в этот период были привлечены В.Г. Власов, М.Я. Алферьев, С.Н. Благовещенский, В.М. Лаврентьев. В.В. Семенов-Тян-Шанский - в будущем - профессора, д.т.н. Этими специалистами в соответствии с учебными программами были написаны учебники и учебные пособия: по теории гребного винта,  сопротивлению воды движению судов и качке, спуску судов, статике корабля.

В 1940 году на кафедре созданы лаборатории: опытовый бассейн, зал малых установок, мастерские для изготовления моделей и устройств. Пострадавшие во время войны, лаборатории в 1945 году были восстановлены, а к 1961 году существенно модернизированы, что позволило выполнять заказы промышленности, вести научные исследования. Здесь же студенты всех факультетов института выполняли лабораторные работы.

Леонардо да Винчи говорил: «Когда имеешь дело с водой, прибегни сперва к опыту, а затем к рассуждению».

Сотрудниками кафедры в опытовом бассейне был выполнен большой комплекс работ по исследованию сопротивления воды движению судов различных типов. Они велись в двух направлениях: усовершенствование методов расчета составляющих сопротивления и учета влияния на него условий плавания; совершенствование и выбор оптимальных форм обводов судов на основе систематических модельных испытаний самоходных и несамоходных речных, морских транспортных. рыболовных судов и судов технического флота. Полученные результаты широко использовались при проектировании судов в организациях МСП, ММФ и МРФ. В этих исследованиях активное участие принимали П.А. Апухтин, Я.И. Войткунский, Л.С. Артюшков, О.В. Дубровин. В.Ф. Малова, А.Н. Шебалов и другие.

Особое место в работах по сопротивлению воды занимают экспериментально-теоретические исследования искусственной кавитации, выполненные под руководством В.В. Рождественского.

Важные результаты в области исследования и разработки методов расчета спуска и динамической остойчивости  были получены В.В. Семеновым-Тян-Шанским, предложив-шим законченную теорию  и методы практического расчета бокового спуска судов. Большое место занимали экспериментально-теоретические исследования продольного спуска судов различных типов. Например, безопасность спуска первого в мире атомного ледокола «Ленин» отрабатывалась в опытовом бассейне кафедры. Здесь же  выполнялись исследования применения подводного крыла для создания подземной силы в корме при спуске крупнотоннажных судов. Спуск с крылом  впервые в мировой практике был применен на плавбазе «Восток».

Разработанная С.Н. Благовещенским теория динамической остойчивости судов в условиях ветра и волнения послужила основой для совершенствования норм остойчивости Регистра СССР.

Ряд оригинальных исследований характеристик нелинейной бортовой  качки выполнен С.Н. Благовещенским, В.В. Семеновым-Тян-Шанским и их учениками. Более общая –гидродинамическая теории качки конечной амплитуды ,учитывающая взаимосвязь отдельных видов качки, разработана В.В. Луговским. Теоретические и практические разработки вопросов успокоения качки проводились А.Н. Холодилиным.

Исследования проблем качки буровых судов и платформ на ходу и на стоянке в свободном и заякоренном состоянии, а также проблем динамического позиционирования проводились в опытовом бассейне и на открытом водоеме лабораторной базы под руководством Р.В. Борисова.

Изучение теории и методики проектирования судовых движителей, управляемости, гидродинамики подводных технических средств освоения океана выполнены сотрудниками кафедры В.М. Лаврентьевым, К.К. Федяевским, А.Ш. Ачкинадзе. Л.С. Артюшковым, Г.В. Соболевым,  Г.И. Зильманом. 

Результаты исследований кафедры в области теории корабля нашли свое отражение в учебниках и учебных пособиях, основные из которых: «Статика и динамика корабля»  В.В. Семенова-Тян-Шанского, «Качка корабля» С.Н. Благовещенского, «Справочник по теории корабля. Ходкость и управляемость» и «Сопротивление воды движению судов» Я.И. Войткунского, «Гидродинамика нелинейной качки судов» и «Динамика моря»  В.В. Луговского, «Управляемость судов и автоматизация судовождения» Г.В. Соболева, «Кавитация» В.В. Рождественского.

В 50-60-х годах 20-го века Кораблестроительный институт интенсивно готовил кадры для развивающейся после войны промышленности. С 1961 года кафедра теории корабля наряду с кафедрой гидромеханики стала выпускающей по специальности «Гидро-механика».

Многие исследования современных проблем теории корабля возможны лишь с использованием самых новейших технических достижений. Некоторые расчеты мореходных качеств, основанные на более точном учете различных факторов, становятся практически осуществимыми только с помощью ЭВМ, что  выдвигает принципиально новые требования к решению задач теории корабля, делая излишними допущения, которые диктовались прежде необходимостью упрощения расчетных схем. В настоящее время решены проблемы большинства расчетов по теории корабля, выполняемых в процессе проектирования. В учебниках, изданных за последнее десятилетие профес-сорами В.Б. Жинкиным «Теория и устройство корабля», В.В. Луговским «Качка корабля», Р.В. Борисовым в соавторстве «Статика корабля», уделено большое внимание решению задач статики и динамики именно с помощью  ЭВМ.

В последние годы, несмотря на потерю страной части флота и позиций в промышленности и науке, кафедра теории корабля остается одной из самых ведущих и авторитетных кафедр СПБГМТУ и среди родственных кафедр России. Сохранена специальность, сохранен кадровый состав кафедры (профессор В.Б. Жинкин, профессор Ю.П. Потехин, доцент Н.Н. Юрков, доцент А.А. Лузянин), молодые ученые профессор В.Ю. Семенова и доцент Д.В. Никущенко  защитили докторские  диссертации. Сотрудники кафедры ведут научную работу неизменно выступают на научных конференциях (Крыловские чтения, Боклевские чтения и др.), публикуют статьи. Поддерживаются научные связи с такими организациями как Российский Морской Регистр Судоходства, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, «Рубин», «Малахит», «Гипрорыбфлот» и др.

По инициативе кафедры теории корабля вновь организован и успешно работает в университете музей кораблестроения и кораблестроительного образования.

Руководители курсов теории корабля Политехнического института, заведующие кафедрой теории корабля Кораблестроительного института, Государственного морского технического университета: 

(1902-1906 гг.) профессор А.Н. Крылов;

(1906-1918 гг.) профессор А.П. Фан-дер-Флит;

(1918-1930 гг.) руководитель направления теории корабля (статика, качка) профессор В.Т. Струнников;

(1924-1930 гг.) руководитель направления теории корабля (гидромеханика, сопротивление воды) профессор Б.Г. Харитонович; 

(1930-1932 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.Т. Струнников; 

(1930-1932 гг.)  зав. кафедрой гидромеханики корабля профессор Г.Е. Павленко; 

(1932-1935 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.Т. Власов;

(1936-1942 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор Г.Е. Павленко;

(1944-1946 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.Т. Власов;

(1946-1972 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.В. Семенов-Тян-Шанский;

(1972-1974 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор А.Н. Холодилин; 

(1974-1976 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.В. Луговский;

(1976-1986 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.В. Рождественский;

(1986-1996 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор В.В. Луговский; 

(1996-2012 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор Р.В. Борисов;

(2012-2017 гг.) зав. кафедрой теории корабля профессор Потехин Ю.П.; 

(С 2017 г.- зав. кафедрой теории корабля профессор Семенова В.Ю.

 

  1. Артюшков Л.С. Взаимодействие гребного винта с корпусом судна: Учебное пособие. Л.: ЛКИ, 1981. –  88 с.
  2. Артюшков Л.С., Ачкинадзе А.Ш., Нарвский А.С. Расчеты ходкости судов с использованием ЭЦВМ. Учебное пособие. Л.: ЛКИ, 1984, 94 с.
  3. Артюшков Л.С., Ачкинадзе А.Ш., Лизунков И.М. Автоматизированная система расчетов ходкости морских транспортных судов: Методические указания. Изд. ЛКИ, 1990 – 60 с.
  4. Артюшков Л. С., Ачкинадзе А. Ш., Русецкий А. А. Судовые движители: Учебник. – Л.: Судостроение, 1988. – 296 с.
  5. Артюшков Л.С., Быкова Т.Ю., Лизунков И.М. Испытания самоходных моделей: Методические указания к лабораторным работам. Изд. СПбГМТУ, 1995 – 83 с.
  6. Артюшков Л.С., Мирохин Б.В., Юрков Н.Н. Общие требования к расчетам по теории корабля: Методические указания к дипломному проектированию.  Изд. ЛКИ, 1988 – 49 с.
  7. Ачкинадзе А.Ш. Ознакомление с устройством и оборудованием кавитационной трубы, испытания модели гребного винта: Методические указания к лабораторным работам. Изд. ЛКИ, 1980 – 23 с.
  8. Ачкинадзе А. Ш. Проектировочный расчет оптимального гребного винта, приспособленного к попутному потоку судна, по вихревой теории: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 1996 – 86 с.
  9. Бехтерев А.В. Изучение остойчивости с помощью универсальной модели отсека судна: Методические указания к решению задач опытным путем. Изд. ЛКИ, 1984 – 47 с.
  10. Благовещенский С.Н. Качка корабля. Л., Судпромгиз, 1954.
  11. Благовещенский С.Н. Расчеты остойчивости судна на больших углах крена с помощью ЭЦВМ  «Мир -1»: Методические указания к выполнению практических заданий по курсу   «Статика корабля». Изд. ЛКИ, 1975 – 31 с.
  12. Борисов Р.В., Семенова В.Ю. Качка корабля: Учебное пособие, СПб. Изд. центр СПбГМТУ, 2009.
  13. Борисов Р.В. Мирохин Б.В., Алешин Н.В., Юрков Н.Н. Расчеты по статике  корабля.  Пособие  к курсовому проекту. СПб , изд. СПбГМТУ, 2009.
  14. Борисов Р.В., Луговский В.В., Мирохин Б.В., Рождественский В.В. Статика корабля. СПб, Судостроение, 2005 г.
  15. Борисов Р.В., Семенова В.Ю. Решение задач статики корабля с помощью диаграмм статической и динамической остойчивости: Методические указания. Изд. СПбГМТУ, 2005 – 32 с.
  16. Борисов Р.В., Семенова В.Ю. Качка корабля: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 2009 – 76 с.
  17. Борисов Р.В., Семенова В.Ю. Качка корабля: Учебное пособие, СПб. Изд. центр СПбГМТУ, 2009.
  18. Борисов Р.В., Симоненко А.С., Артюшков Л.С. Статика и динамика плавучих буровых установок: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 2000 – 98 с.  
  19. Глотов В.К. Расчеты по статике корабля: Методическое руководство к выполнению практических заданий. Тип. ЛКИ, 1965 – 69 с.
  20. Глотов В.К. Расчеты по статике корабля: Методическое руководство к выполнению практических заданий. Тип. ЛКИ, 1965 – 69 с.
  21. Глотов В.К. Расчеты по статике корабля: Методическое руководство к выполнению практических заданий. Тип. ЛКИ, 1965 – 69 с.
  22. Жинкин В.Б. Ходкость быстроходных судов. Часть 1. Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1980 – 73 с.
  23. Жинкин В.Б. Ходкость быстроходных судов. Часть 2. Учебное пособие ЛКИ, 1981г.
  24. Жинкин В.Б. Движители быстроходных судов. Учебное пособие ГМТУ, 1997г.    
  25. Жинкин В.Б. Теория и устройство корабля. – 4-е изд., исправленное и дополненное. – СПб: Судостроение, 2010. – 408 с.
  26. Жинкин В.Б., Лабзин Е.В. Буксировочные испытания модели судна на подводных крыльях (СПК): Методические указания к лабораторной работе. Изд. ЛКИ, 1980 – 12 с.
  27. Жинкин В.Б., Товстых И.Е. Теория корабля. Ходкость судна: Учебное пособие.., Изд. СПбГМТУ, 2000 – 55 с.
  28. Жинкин В.Б., Товстых И.Е. Ходкость судна: Учебное пособие.  Изд. СПбГМТУ, 2006 – 51 с.
  29. Зильман Г.И. Управляемость судов на воздушной подушке: Учебное пособие –  Л.:ЛКИ, 1986. – 88 с.
  30. Зильман Г. И., Красницкий А. Д. Управляемость судна: Учебное пособие. Л.: Изд. ЛКИ, 1986 – 88 с.
  31. Красницкий А.Д., Юрков Н.Н. Теория корабля. Часть 1. Раздел II. Качка корабля: Методические указания для студентов заочного факультета. Изд. ЛКИ, 1986л – 48 с.
  32. Лаврентьев В.М. Расчет судовых гребных винтов. Учебное пособие. Л.: ЛКИ, 1975, 118 с.
  33. Луговский В.В. Теоретические основы нормирования остойчивости морских судов. Л., Судостроение, 1971.
  34. Луговский В.В. Гидродинамика нелинейной качки судов, Л. Судостроение , 1980.
  35. Луговский В. В. Гидромеханика. – Л.: Судостроение, 1990. – 192 с.
  36. Луговский В.В. Основы нелинейной теории качки судов и технических средств освоения океана: Учебное пособие. СПб, ППО «Пегас», 1993 – 64 с.
  37. Луговский В.В. Качка корабля: Учебник, СПб. Изд. центр СПбГМТУ, 1999.
  38. Мирохин Б.В., Жинкин В.Б., Зильман Г.И.  Расчеты по теории корабля: Методические указания к расчетам по статике и ходкости корабля, часть 1. Изд. ЛКИ, 1987 – 68 с.
  39. Мирохин Б.В., Жинкин В.Б., Зильман Г.И., Митрофанов А.Л. Расчеты по теории корабля: Методические указания к расчетам по качке и управляемости корабля, часть II. Изд. ЛКИ, 1987 – 60 с.
  40. Мирохин Б.В., Жинкин В.Б., Зильман Г.И. Теория корабля: Учебник, Л. Судостроение, 1989.
  41. Мирохин Б.В., Петров Н.А. Методические указания по разработке и изготовлению теоретических чертежей, необходимых для расчетов по теории корабля. Изд. ЛКИ, 1988 – 42 с.
  42. Никущенко Д.В., Ткачук Г.Н. Расчеты по статике и динамике подводной лодки: Методические указания. Изд. СПбГМТУ, 2002 – 39 с.
  43. Никущенко Д.В. Исследование течений вязкой несжимаемой жидкости на основе расчетного комплекса  FLUENT: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 2006 – 92 с.
  44. Потехин Ю.П. Основы идентификации динамических систем: Методические указания.  Изд. СПбГМТУ, 1995 – 57 с.
  45. Прищемихин Ю.H. Экспериментальные средства и  методы теории корабля. Л.: Изд. ЛКИ, I980.
  46. Рахманин Н.Н. Стохастическое описание морской поверхности: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 1994 – 52 с.
  47. Рождественский В.В. Динамика подводной лодки: Учебник. В 2-х частях. Л.: Судостроение, 1970. 
  48. Рождественский В.В. Кавитация. Л.: Судостроение, 1977, 248 с.
  49. Рождественский В.В.  Автоматическое управление движением судна: Методические указания к дипломному проектированию. Изд. ЛКИ, 1985 – 46 с.
  50. Русецкий А.А., Жученко М.М., Дубровин О.В. Судовые движители. Л.: Судостроение, 1971, 287 с.
  51. Семенов-Тян-Шанский В.В. Статика и динамика корабля. –  Судпромгиз, 1960.
  52. Семенов-Тян-Шанский В.В., Благовещенский С.Н., Холодилин А.Н. Качка корабля. Л. Судостроение, 1969.  –  392 с.
  53. Семенова В.Ю. Практические расчеты по теории линейной и нелинейной качки: Методические указания. Изд. СПбГМТУ, 2004 – 53 с.
  54. Семенова В.Ю.  Гидродинамическая теория линейной качки корабля: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 2014 – 101 с.
  55. Семенова В.Ю.  Нелинейная теория качки судов: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 2014 – 95 с.
  56. Семенова В.Ю. Успокоители качки судов: Учебное пособие.  Изд. СПбГМТУ, 2014 – 97 с.
  57. Семенова В.Ю. Практические расчеты нелинейной бортовой качки корабля с заданной диаграммой статической остойчивости: Методические указания. Изд. СПбГМТУ, 2015 – 24 с.
  58. Семенова В.Ю. Практические расчеты линейной поперечной качки корабля: Методические указания. Изд. СПбГМТУ, 2015 – 31 с.
  59. Соболев Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. Л., 1976 – 477 с.
  60. Соболев Г.В. Управляемость судов с динамическим поддержанием: Учебное пособие –  Л.: Изд. ЛКИ, 1976.  – 117 с.
  61. Сутуло С.В. Гидродинамические характеристики средств управления судном - Л.: Изд. ЛКИ, 1988. – 108 с.
  62. Сутуло С.В. Расчеты управляемости судов на ЭЦВМ: Методические указания. Изд. ЛКИ, 1986 – 62 с.
  63. Ткачук Г.Н. Определение опытным путем диаграммы статической остойчивости модели.  Методические указания к лабораторной работе.  Тип. ЛКИ, 1964 – 9 с.
  64. Товстых И.Е. Буксировочные испытания моделей: Методические указания к лабораторным работам по сопротивлению воды. Изд. ЛКИ, 1981 – 29 с.
  65. Товстых И.Е. Расчеты сопротивления среды движению морских транспортных судов по прототипу: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 1999 – 137 с.
  66. Трунин В.К., Лузянин А.А. Разработка – «Информация об остойчивости судна для капитана». Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Изд. СПбГМТУ, 2006 – 31 с.
  67. Федяевский К. К., Соболев Г. В. Управляемость корабля. Л.: ГСИСП, 1963 – 376 с.
  68. Хлюпин А.И. Сопротивление воды движению подводных лодок и аппаратов: Учебное пособие. Изд. СПбГМТУ, 1997 – 68 с.
  69. Холодилин А.Н. Стабилизация судна на волнении. Л., «Судостроение», 1972. – 232 с.
  70. Холодилин А.Н. Курсовой проект по статике корабля: Методические указания к курсовому проекту по УИРС и НИРС. Изд. ЛКИ, 1986 – 53 с.
  71. Холодилин А.Н., Войткунская А.Я., Шипуков О.Г. Комплексное решение задачи проектирования, расчета на ЭВМ и технологического исполнения скуловых килей – успокоителей качки судна: Методические указания., Изд. ЛКИ, 1987 – 49 с.
  72. Холодилин А.Н. Мореходные качества корабля. Основные направления развития: Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1989 – 74 с.
  73. Юрков Н.Н. Модельные испытания на продольную качку: Методические указания к лабораторной работе. Тип. ЛКИ, 1968 – 11 с.
  74. Юрков Н.Н. Основы стабилизации качки судов: Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1983 – 90 с.

Альбаев Данил Айдарович


Инженер, Ассистент

Борисов Рудольф Васильевич


Профессор

Вирцев Дмитрий Александрович


заведующий лабораторией

Жинкин Валентин Борисович


Профессор

Журавлев Алексей Валентинович


заведующий лабораторией

Капонен Валерий Арвиевич


инженер категории

Кутейников Михаил Анатольевич


Профессор

Лузянин Александр Альфредович


Доцент

Макарова Валентина Вячеславовна


Ассистент

Нецветаев Константин Георгиевич


заведующий лабораторией

Панков Петр Владимирович


высококвалифицированный рабочий

Потехин Юрий Павлович


Доцент

Радченко Евгений Александрович


инженер категории

Семенова Виктория Юрьевна


заведующий кафедрой

Ступак Ольга Николаевна


ведущий документовед

Сухарев Александр Николаевич


высококвалифицированный рабочий

Четвертаков Алексей Михайлович


Старший преподаватель

Шульц Вячеслав Юрьевич


Доцент

Задать вопрос