К 90-летию ЛКИ-СПбГМТУ. Этапы большого пути.
1899-1930 1930-1941 1941-1945 1945-1950 1950-1960 1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-2000 2000-2010 2010-2019
1899 – 1930. В начале славных дел.
История Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) берёт начало 19 февраля 1899 г., когда император Николай II утвердил доклад министра финансов Российской империи С.Ю. Витте об организации в Санкт-Петербурге Политехнического института, в составе которого планировалось создать Кораблестроительное отделение (с 1918 г. – факультет).
С установлением советской власти Кораблестроительный факультет продолжил работу по подготовке специалистов, но в 1924 г. изменилось название квалификации оканчивающих факультет: вместо «морских инженеров» стали присваивать звания «инженер-кораблестроитель» и «инженер-авиастроитель». Последний выпуск Кораблестроительного факультета (174 человека) в стенах Политехнического института состоялся в 1930 г.
1930. Образование Ленинградского кораблестроительного института.
Грандиозная программа развития советского судостроения требовала всё большего числа специалистов-корабелов, и выпуски Кораблестроительного факультета уже не могли в полной мере удовлетворить нужды бурно развивавшейся отрасли, поэтому было решено на базе факультета сформировать новое учебное заведение. 26 апреля 1930 г. Кораблестроительный факультет был выведен из Политехнического института и развит в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. Организационно создание ЛКИ было оформлено 26 апреля 1930 года приказом № 1287 Высшего совета народного хозяйства СССР, подписанным главой этого государственного органа В.В. Куйбышевым.
В ЛКИ было организовано 3 факультета – кораблестроительный (судокорпусный), машиностроительный (судомеханический) и, в 1931 году, был образован вечерний факультет.
В 1930 году были сформированы основные кафедры вуза: общественных наук, высшей математики, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов, теоретической механики, иностранных языков, теории корабля, строительной механики корабля, проектирования судов, технологии судостроения, электрооборудования судов и электротехники, деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов, судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок, судовых турбин и турбинных установок, теплофизических основ судовой энергетики, судовых паровых и поршневых машин, судовых вспомогательных механизмов. В ЛКИ перешли многие преподаватели Политехнического института, что способствовало быстрому налаживанию правильного процесса обучения, качественной подготовке студентов-корабелов.
1930 - 1941. Время становления.
Первый выпуск ЛКИ набора 1930 г.
В 1939 году по ходатайству Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР постановлением правительства был организован инженерно-экономический факультет Ленинградского Кораблестроительного Института (ЛКИ) со специальностью "Экономика и организация судостроительной промышленности" со сроком обучения 5 лет. Это был четвертый факультет ЛКИ, после кораблестроительного, судомеханического и вечернего.
Организация и подготовка к его открытию началась на год раньше и осуществлялась директором Кораблестроительного института И.И. Яковлевым и тогда еще доцентом, к.э.н. С.П. Логиновым. В том же году факультет приступил к набору студентов и организации занятий сразу на первых трех курсах, при этом на первый курс приняты отличники и лица успешно сдавшие вступительные экзамены. Второй и третий курсы были укомплектованы "переводниками" из других вузов и факультетов ЛКИ. Деканом факультета был утвержден к.э.н. доцент С.П. Логинов.
Инженер-кораблестроитель, оканчивающий курс обучения в ЛКИ или на инженерно-экономическом факультете, должен был владеть в совершенстве как инженерными знаниями по специальности, так и достаточными знаниями в области экономики и организации производства, знать и уметь вести учет работы, выявлять резервы производства, определять экономическую эффективность новой техники и технологий, повышать эффективность производства.
1941 - 1945. В грозную пору.
С началом Второй мировой войны, постановление правительства СССР отменило отсрочку от армии для учащихся высшей школы. В октябре 1939 г. студенты ЛКИ пополнили ряды Красной армии. Часть молодых людей оказалась в составе 189-го зенитно-артиллерийского полка, другие – в танковых или пехотных войсках. Около года ребята проходили военную подготовку, и в 1940 г. получили погоны сержантов. Большинство из них погибло – именно они стояли на пути гитлеровских армий осенью 1941 г. После объявления приказа о всеобщей мобилизации, одним их первых ушел добровольцем на фронт ректор ЛКИ Иван Ионович Яковлев, а вместе с ним еще 1200 студентов. В это же время в институте стали формироваться отряды местной противовоздушной обороны (МПВО) и отдельный пулеметно-артиллерийский батальон (ОПАБ). В блокадном Ленинграде корабелы самоотверженно трудились на судостроительных заводах. Так профессор В.Ф. Попов был главным инженером Балтийского, а доцент С.М. Турунов Адмиралтейского заводов, на производстве работали – профессор П.А. Дорошенко, доцент Б.А. Плисов, В.Я. Мицкевич и многие другие.
Первая отечественная электроторпеда
Bозобновление занятий в блокадном Ленинграде.
Новый факультет
11 марта 1945 года в ЛКИ открылся новый факультет, впоследствии названный приборостроительным, а 15 июня вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о возобновлении занятий в Корабелке.
1945 - 1950. Возвращение к мирной жизни.
Создание студенческого научно-технического общества
Первые подготовительные курсы. В ЛКИ начали работу первые трёх- и шестимесячные подготовительные курсы для поступления в институт.
Первый организованный выезд студенческого строительного отряда корабелов на строительство Подбережской ГЭС
1950 - 1960. Новые шаги.
Завершилось строительство второй очереди общежития ЛКИ в Автово
Первый зимний агитпоход студентов на лыжах по Кольскому полуострову
Возрождена традиция студенческих шлюпочных походов
Атомный ледокол "Ленин"
Создано студенческое конструкторское бюро (СКБ «Океан»)
Первая советская АПЛ "Ленинский Комсомол"
В ЛКИ создан яхт-клуб
Создание Опытно-конструкторского бюро подводных средств движения
В 1958 году было создано опытно-конструкторское бюро по созданию подводных средств движения (ПСД) для водолазов-разведчиков. Главным энтузиастом, научным и техническим руководителем КБ был заведующий кафедрой, д.т.н., профессор А. И. Шевело. Уже в ноябре 1959 г. буксировщики «Протей-1» и «Протей-2» были приняты на снабжение частей ВМФ СССР. В 1961 г. к серийному производству буксировщиков был привлечен завод «Гатчинский металлист» (ныне «Буревестник»). Первую серийную партию буксировщиков «Протей-1» и «Протей-2» из 60 штук флот получил летом 1961 года. В 1965 г. ВМФ принял носитель водолазов «Сирена», а в 1967 г. – носитель «Сирена-У». ПСД «Сирена» и «Сирена-У» полностью проектировались учеными и инженерами ЛКИ.
В Северодвинске открыт Вечерний филиал
Совместным приказом двух министров (высшего образования и судостроительной промышленности) в Северодвинске был открыт Вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ).
1960 - 1970. Навстречу будущему.
Закладка нового корпуса ЛКИ (Лоцманская ул., 10)
Начато проектирование первой очереди нового комплекса ЛКИ в микрорайоне Ульянка
Противолодочный крейсер "Москва" проекта 1123 "Кондор"
14 января 1965 года спущен на воду противолодочный крейсер "Москва", головной корабль проекта 1123 "Кондор". Противолодочные крейсеры-вертолётоносцы проекта 1123 «Кондор» разрабатывались Ленинградским ЦКБ-17 (сейчас Невское проектно-конструкторское бюро) под руководством главного конструктора А. С. Савичева, главного конструктора ЦКБ-17, главного конструктора лёгких крейсеров типа «Свердлов» и первых авианесущих кораблей ВМФ СССР. Александр Сергеевич Савичев - выпускник ЛКИ 1931 года. В 1967 году его сменил его заместитель А. В. Маринич - советский конструктор авианесущих кораблей, главный инженер Невского ПКБ, выпускник ЛКИ 1938 года.
Награждение ЛКИ орденом Ленина.
Атомная подводная лодка проекта 661 "Анчар"
Организовано подготовительное отделение ЛКИ.
1970 - 1980. Стремительное настоящее.
Атомный ледокол «Арктика»
Создание Особого конструкторского бюро
В. П. Трошин. В 1996 году конструкторское бюро возглавил кандидат технических наук П. В. Трошин. Всего силами ОКБ в производство сдано более 20 изделий, в том числе 10 буксировщиков: «Протей-1», «Протей-2», «Протей-М», «Протей-5М», «Протей-5МУ», «Протей-Л», «Протон», «Протон-У», «Протон-В», «Сом». Постепенное совершенствование шло по пути доработки отдельных узлов с максимальной преемственностью оправдавших себя конструктивных и технологических решений. Работа коллектива была высоко оценена Правительством. 38 сотрудников ЛКИ были удостоены правительственных наград. 1998 г. коллективом ОКБ создан под шифром «Сом» конверсионный вариант буксировщика, который пользуется спросом за рубежом.
Основана база в районе г. Приморска на берегу Финского залива
Лаборатория по необитаемым подводным аппаратам
В ЛКИ по приказу Минвуза СССР была организована первая проблемная научно-исследовательская лаборатория по необитаемым подводным аппаратам
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»
27 декабря 1977 года спущен на воду тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 "Орлан" — головной корабль в серии из четырёх крупнейших и наиболее мощно вооружённых крейсеров мира. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Владимир Евгеньевич Юхин, главный конструктор (с 2004 года генеральный конструктор) Северного проектно-конструкторского бюро с 1979 года по настоящее время. Выпускник ЛКИ 1960 года. В 1990 г. - заведующий кафедрой проектирования судов СПбГМТУ. Академик Российской инженерной академии (2001). Один из крупных конструкторов и организаторов судостроительного производства. Академик Российской инженерной академии (2001). Специалист в области современного проектирования крупных надводных кораблей Военно-морского флота, сложных и наиболее сложных научно-исследовательских судов.
Состоялось торжественное открытие нового учебно-лабораторного корпуса ЛКИ в Ульянке
1980 - 1990. В новые дали.
Введена в эксплуатацию новая учебно-гребная база ЛКИ на Крестовском острове
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Корабль был разработан в Ленинграде в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством конструкторов Ю. Д. Сергеева и Льва Васильевича Белова — советского инженера-кораблестроителя, генерального директора АООТ «Невское ПКБ» (1994—1996), главного конструктора авианосных крейсеров проектов 11435 (1989—1991 годы), 11437(1986—1989 годы), заместителя главного конструктора авианесущих крейсеров проекта 1143, 11433, противолодочных крейсеров проекта 1123.
Создан Среднетехнический факультет
1990 - 2000. Встречая новый век.
Переименование ЛКИ
Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «Самум»
СПбГМТУ стал одним из учредителей Международной школы социологии, науки и техники
Новый статус ФЕНГО
Открыт внебюджетный факультет СПбГМТУ
Приказом Минобразования СПбГМТУ назначен базовым по разделу Водный транспорт и кораблестроение.
2000 - 2010. Новые надежды.
Первый межвузовский морской фестиваль
Создание Учебного военного центра и военной кафедры
Участие СПбГМТУ в целевых программах
СПбГМТУ принимает участие в Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» и аналогичной программе в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Большой сторожевой корабль проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»
2010 - 2019. Встречая юбилей.
На базе филиала «СЕВМАШВТУЗ» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске образован Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Атомная подводная лодка стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах»
Наблюдательный совет СПбГМТУ
В Наблюдательный совет СПбГМТУ вошли заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов и президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов. Алексей Рахманов избран председателем совета.
Благодаря этому к научным компетенциям «Корабелки» присоединились: лазерные технологии, гибридные лазерно-дуговые сварочные технологии, промышленная робототехника и аддитивные технологии
Стратегический подводный крейсер К-549 "Князь Владимир" проекта 955А "Борей-А"
17 ноября 2017 года в Северодвинске спущен на воду стратегический подводный крейсер К-549 "Князь Владимир" проекта 955А "Борей-А". Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова - генерального директора, главного конструктора, председателя научно-технического совета ОАО ЦКБ МТ «Рубин», главного конструктора серии атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения проекта 955 и 955A типа «Борей», доктора технических наук, профессора, лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и премии Ленинского комсомола. Владимир Анатольевич Здорнов - выпускник ЛКИ 1979 года.