Навигация по разделам сайта

 En  ЛК ИСУ

К 90-летию ЛКИ-СПбГМТУ. Этапы большого пути.

b=30,left

1899-1930  1930-1941  1941-1945  1945-1950  1950-1960  1960-1970  1970-1980  1980-1990  1990-2000  2000-2010  2010-2019

1899 – 1930. В начале славных дел.

История Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) берёт начало 19 февраля 1899 г., когда император Николай II утвердил доклад министра финансов Российской империи С.Ю. Витте об организации в Санкт-Петербурге Политехнического института, в составе которого планировалось создать Кораблестроительное отделение (с 1918 г. – факультет). 
С установлением советской власти Кораблестроительный факультет продолжил работу по подготовке специалистов, но в 1924 г. изменилось название квалификации оканчивающих факультет: вместо «морских инженеров» стали присваивать звания «инженер-кораблестроитель» и «инженер-авиастроитель». Последний выпуск Кораблестроительного факультета (174 человека) в стенах Политехнического института состоялся в 1930 г.

1930. Образование Ленинградского кораблестроительного института. 

Грандиозная программа развития советского судостроения требовала всё большего числа специалистов-корабелов, и выпуски Кораблестроительного факультета уже не могли в полной мере удовлетворить нужды бурно развивавшейся отрасли, поэтому было решено на базе факультета сформировать новое учебное заведение. 26 апреля 1930 г. Кораблестроительный факультет был выведен из Политехнического института и развит в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. Организационно создание ЛКИ было оформлено 26 апреля 1930 года приказом № 1287 Высшего совета народного хозяйства СССР, подписанным главой этого государственного органа В.В. Куйбышевым. 

b=00,left

В ЛКИ было организовано 3 факультета – кораблестроительный (судокорпусный), машиностроительный (судомеханический) и, в 1931 году, был образован вечерний факультет.
В 1930 году были сформированы основные кафедры вуза: общественных наук, высшей математики, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов, теоретической механики, иностранных языков, теории корабля, строительной механики корабля, проектирования судов, технологии судостроения, электрооборудования судов и электротехники, деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов, судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок, судовых турбин и турбинных установок, теплофизических основ судовой энергетики, судовых паровых и поршневых машин, судовых вспомогательных механизмов. В ЛКИ перешли многие преподаватели Политехнического института, что способствовало быстрому налаживанию правильного процесса обучения, качественной подготовке студентов-корабелов.


наверх

1930 - 1941. Время становления. 

Первый выпуск ЛКИ набора 1930 г. 

p=02,leftВ 1935 году состоялся первый выпуск ЛКИ первого набора 1930 года. В итоге было выпущено 90 человек, среди которых – две женщины: В.Ф. Волькович с кораблестроительного факультета и Т.З. Аронштам с машиностроительного факультета. Впоследствии они внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Зачастую им приходилось заниматься вроде бы неженским делом по созданию и совершенствованию военной техники. Так, Ф.В. Волькович ещё до войны начала работать над проблемой бронирования кораблей под руководством профессора П.Ф. Папковича.

В 1939 году по ходатайству Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР постановлением правительства был организован инженерно-экономический факультет Ленинградского Кораблестроительного Института (ЛКИ) со специальностью "Экономика и организация судостроительной промышленности" со сроком обучения 5 лет. Это был четвертый факультет ЛКИ, после кораблестроительного, судомеханического и вечернего.

Организация и подготовка к его открытию началась на год раньше и осуществлялась директором Кораблестроительного института И.И. Яковлевым и тогда еще доцентом, к.э.н. С.П. Логиновым. В том же году факультет приступил к набору студентов и организации занятий сразу на первых трех курсах, при этом на первый курс приняты отличники и лица успешно сдавшие вступительные экзамены. Второй и третий курсы были укомплектованы "переводниками" из других вузов и факультетов ЛКИ. Деканом факультета был утвержден к.э.н. доцент С.П. Логинов.

Инженер-кораблестроитель, оканчивающий курс обучения в ЛКИ или на инженерно-экономическом факультете, должен был владеть в совершенстве как инженерными знаниями по специальности, так и достаточными знаниями в области экономики и организации производства, знать и уметь вести учет работы, выявлять резервы производства, определять экономическую эффективность новой техники и технологий, повышать эффективность производства.


1941 - 1945. В грозную пору. 

С началом Второй мировой войны, постановление правительства СССР отменило отсрочку от армии для учащихся высшей школы. В октябре 1939 г. студенты ЛКИ пополнили ряды Красной армии. Часть молодых людей оказалась в составе 189-го зенитно-артиллерийского полка, другие – в танковых или пехотных войсках. Около года ребята проходили военную подготовку, и в 1940 г. получили погоны сержантов. Большинство из них погибло – именно они стояли на пути гитлеровских армий осенью 1941 г. После объявления приказа о всеобщей мобилизации, одним их первых ушел добровольцем на фронт ректор ЛКИ Иван Ионович Яковлев, а вместе с ним еще 1200 студентов. В это же время в институте стали формироваться отряды местной противовоздушной обороны (МПВО) и отдельный пулеметно-артиллерийский батальон (ОПАБ). В блокадном Ленинграде корабелы самоотверженно трудились на судостроительных заводах. Так профессор В.Ф. Попов был главным инженером Балтийского, а доцент С.М. Турунов Адмиралтейского заводов, на производстве работали – профессор П.А. Дорошенко, доцент Б.А. Плисов, В.Я. Мицкевич и многие другие.

Первая отечественная электроторпеда

p=03,rightВ 1942 г. создана первая отечественная электроторпеда ЭТ-80, выдержавшая боевое применение в годы войны и ряд последующих модернизаций. В создании ЭТ-46 участвовали Ю. В. Саунин, В. В. Селезнёв. В создании усовершенствованной самонаводящейся электроторпеды САЭТ-60 участвовали И. С. Павлов, М. П. Балуев, А. А. Апрелков, Б. Н. Старовойтов. 


Bозобновление занятий в блокадном Ленинграде.

p=04,leftВ сенябре 1943 года возобновились занятия на Лоцманской улице. К осени 1944 г. из Горького вернулось 160 студентов старших курсов, а в ноябре заработал опытный бассейн кафедры теории корабля – его крышу своими руками восстановил аспирант кафедры Я.И. Войткунский.


 Новый факультет 

11 марта  1945 года в ЛКИ открылся новый факультет, впоследствии названный приборостроительным, а 15 июня вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о возобновлении занятий в Корабелке. 


наверх

1945 - 1950. Возвращение к мирной жизни. 

Создание студенческого научно-технического общества

p=29,rightВ октябре 1947 г. на первой конференции участников студенческих научных кружков было провозглашено создание студенческого научно-технического общества (СНО) ЛКИ. Председателем СНО был избран профессор В.К. Васильев, заместителем председателя стал студент А.Н. Холодилин (в будущем – профессор ЛКИ), учёным секретарём – студент В.С. Дорин (впоследствии – лауреат Государственной премии). Общество имело свою печать и обладало юридическим статусом самостоятельной организации. Вторая конференция СНО прошла в марте 1948 г., на ней выступили с докладами студенты, многие из которых впоследствии стали видными учёными.


Первые подготовительные курсы. В ЛКИ начали работу первые трёх- и шестимесячные подготовительные курсы для поступления в институт.


Первый организованный выезд студенческого строительного отряда корабелов на строительство Подбережской ГЭС


наверх

1950 - 1960. Новые шаги. 

Завершилось строительство второй очереди общежития ЛКИ в Автово


Первый зимний агитпоход студентов на лыжах по Кольскому полуострову


Возрождена традиция студенческих шлюпочных походов


Атомный ледокол "Ленин"

p=12,left5 декабря 1957 года спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов (1899-1978) главный конструктор первого советского линейного ледокола «И. Сталин» и других кораблей, участник Гражданской войны, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1960), лауреат Сталинской (1940) и Государственной (1966) премий, выпускник ЛКИ 1931 года.


Создано студенческое конструкторское бюро (СКБ «Океан»)

p=13,rightВ 1957 году в рамках Студенческого научного общества (СНО) ЛКИ было сформировано Студенческое конструкторское бюро (СКБ) «Океан». Многие годы оно успешно работало под руководством преподавателя кафедры конструкции судов Бориса Николаевича Ушакова. Деятельность СКБ не ограничивалась рамками вуза, а выходила на общегородские масштабы. К примеру, СКБ разработало проект консольного поворотного крана грузоподъёмностью 3 тонны для обслуживания демонтажных камер второй очереди строительства Ленинградского метрополитена. Этой работой студентов руководил преподаватель Г.Р. Кипарский, над проектом трудились студенты 4-го курса. Новые краны были изготовлены на машиностроительном заводе имени И.Е. Котлякова, о чём 28 марта 1961 года написала «Ленинградская правда».


Первая советская АПЛ "Ленинский Комсомол"

p=14,left9 августа 1957 года спущена на воду первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка ""Ленинский Комсомол" проекта 627. Участником создания АПЛ был выпускник ЛКИ 1953 года, советский кораблестроитель, конструктор подводных лодок Петров Анатолий Борисович, выпускник ЛКИ 1953 года. Работал в СКБ-143 (позднее СПМ БМ «Малахит») конструктором, ведущим конструктором, с 1958 г. начальником созданного им сектора перспективного планирования.


В ЛКИ создан яхт-клуб


Создание Опытно-конструкторского бюро подводных средств движения

В 1958 году было создано опытно-конструкторское бюро по созданию подводных средств движения (ПСД) для водолазов-разведчиков. Главным энтузиастом, научным и техническим руководителем КБ был заведующий кафедрой, д.т.н., профессор А. И. Шевело. Уже в ноябре 1959 г. буксировщики «Протей-1» и «Протей-2» были приняты на снабжение частей ВМФ СССР. В 1961 г. к серийному производству буксировщиков был привлечен завод «Гатчинский металлист» (ныне «Буревестник»). Первую серийную партию буксировщиков «Протей-1» и «Протей-2» из 60 штук флот получил летом 1961 года. В 1965 г. ВМФ принял носитель водолазов «Сирена», а в 1967 г. – носитель «Сирена-У». ПСД «Сирена» и «Сирена-У» полностью проектировались учеными и инженерами ЛКИ.


В Северодвинске открыт Вечерний филиал

Совместным приказом двух министров (высшего образования и судостроительной промышленности) в Северодвинске был открыт Вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ).


наверх

1960 - 1970. Навстречу будущему. 

Закладка нового корпуса ЛКИ (Лоцманская ул., 10)


Начато проектирование первой очереди нового комплекса ЛКИ в микрорайоне Ульянка


Противолодочный крейсер "Москва" проекта 1123 "Кондор"

14 января 1965 года спущен на воду противолодочный крейсер "Москва", головной корабль проекта 1123 "Кондор". Противолодочные крейсеры-вертолётоносцы проекта 1123 «Кондор» разрабатывались Ленинградским ЦКБ-17 (сейчас Невское проектно-конструкторское бюро) под руководством главного конструктора А. С. Савичева, главного конструктора ЦКБ-17, главного конструктора лёгких крейсеров типа «Свердлов» и первых авианесущих кораблей ВМФ СССР. Александр Сергеевич Савичев - выпускник ЛКИ 1931 года.  В 1967 году его сменил его заместитель А. В. Маринич - советский конструктор авианесущих кораблей, главный инженер Невского ПКБ, выпускник ЛКИ 1938 года. 


Награждение ЛКИ орденом Ленина.

p=26,leftУказом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский кораблестроительный институт за большие заслуги в подготовке инженерных кадров для народного хозяйства и развитие научных исследований награждён орденом Ленина


Атомная подводная лодка проекта 661 "Анчар"

p=27,right21 декабря 1968 года была спущена на воду атомная подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар". Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла). Всвязи с большой стоимостью строительства была прозвана «Золотая рыбка».Главным конструктором был назначен Николай Никитич Исанин, участник проектирования крейсеров типа «Киров»; зам. главного конструктора крейсеров типа «Чапаев». Руководитель ведущего ЦКБ по разработке военно-морской техники. Начальник, главный конструктор ЦКБ (1946—1970), разрабатывавшего проекты линейных кораблей, тяжелых линейных крейсеров, дизель-электрических и атомных подводных лодок. Выпускник ЛКИ 1935 года.


Организовано подготовительное отделение ЛКИ.


наверх

1970 - 1980. Стремительное настоящее. 

Атомный ледокол «Арктика»

p=23,left26 декабря 1972 года спущен на воду атомный ледокол «Арктика» — первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании, головное судно проекта 10520. Главный конструктор ледокола - Перевозчиков Андрей Егорович, начальник, главный конструктор Центрального конструкторского бюро «Айсберг» Министерства судостроительной промышленности СССР, окончил ЛКИ в 1939 году. 


Создание Особого конструкторского бюро

p=25,rightВ 1973 г. в ЛКИ было открыто Особое конструкторское бюро (ОКБ), первое конструкторское бюро в системе Министерства высшего образования СССР. ОКБ было предназначено для разработки индивидуальных средств движения под водой. Начальником был назначен кандидат технических наук
В. П. Трошин. В 1996 году конструкторское бюро возглавил кандидат технических наук П. В. Трошин. Всего силами ОКБ в производство сдано более 20 изделий, в том числе 10 буксировщиков: «Протей-1», «Протей-2», «Протей-М», «Протей-5М», «Протей-5МУ», «Протей-Л», «Протон», «Протон-У», «Протон-В», «Сом». Постепенное совершенствование шло по пути доработки отдельных узлов с максимальной преемственностью оправдавших себя конструктивных и технологических решений. Работа коллектива была высоко оценена Правительством. 38 сотрудников ЛКИ были удостоены правительственных наград. 1998 г. коллективом ОКБ создан под шифром «Сом» конверсионный вариант буксировщика, который пользуется спросом за рубежом.


Основана база в районе г. Приморска на берегу Финского залива

p=24,left


Лаборатория по необитаемым подводным аппаратам

В ЛКИ по приказу Минвуза СССР была организована первая проблемная научно-исследовательская лаборатория по необитаемым подводным аппаратам


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

27 декабря 1977 года спущен на воду тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 "Орлан" — головной корабль в серии из четырёх крупнейших и наиболее мощно вооружённых крейсеров мира. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Владимир Евгеньевич Юхин, главный конструктор (с 2004 года генеральный конструктор) Северного проектно-конструкторского бюро с 1979 года по настоящее время. Выпускник ЛКИ 1960 года. В 1990 г. - заведующий кафедрой проектирования судов СПбГМТУ. Академик Российской инженерной академии (2001). Один из крупных конструкторов и организаторов судостроительного производства. Академик Российской инженерной академии (2001). Специалист в области современного проектирования крупных надводных кораблей Военно-морского флота, сложных и наиболее сложных научно-исследовательских судов.


Состоялось торжественное открытие нового учебно-лабораторного корпуса ЛКИ в Ульянке


наверх

1980 - 1990. В новые дали. 

Введена в эксплуатацию новая учебно-гребная база ЛКИ на Крестовском острове


ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

p=22,right31 марта 1982 года спущен на воду тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», главным конструктором которого являлся Аникиев Василий Фёдорович — начальник и главный конструктор Невского ПКБ, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, выпускник ЛКИ 1947 года.


ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

p=21,left4 декабря 1987 года был спущен на воду тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 
Корабль был разработан в Ленинграде в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством конструкторов Ю. Д. Сергеева и Льва Васильевича Белова — советского инженера-кораблестроителя, генерального директора АООТ «Невское ПКБ» (1994—1996), главного конструктора авианосных крейсеров проектов 11435 (1989—1991 годы), 11437(1986—1989 годы), заместителя главного конструктора авианесущих крейсеров проекта 1143, 11433, противолодочных крейсеров проекта 1123.


Создан Среднетехнический факультет

p=20,rightСТФ стал частью системы непрерывного профессионального образования для специалистов судостроительной отрасли. Бессменным деканом СТФ стала Н.Г. Белова, которой выпала нелёгкая задача организовать и наладить работу этого нового факультета.


наверх

1990 - 2000. Встречая новый век. 

Переименование ЛКИ

p=19,leftВ связи с возвращением нашему городу его исторического имени ЛКИ переименован в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ)


Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «Самум»

p=18,right12 октября 1992 года спущен на воду малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «Самум». Проект создавался в «ЦМКБ Алмаз». Главные конструкторы – Л.В. Ельский, В.И. Корольков - выпускники факультета кораблестроения и океанотехники ЛКИ. Генеральный конструктор «ЦМКБ Алмаз» — профессор кафедры Проектирования судов, выпускник ФКО 1972 года А.В. Шляхтенко. 


СПбГМТУ стал одним из учредителей Международной школы социологии, науки и техники


Новый статус ФЕНГО

p=17,leftФакультет естественного и гуманитарного образования (ФЕНГО), получил статус «выпускающего» и объединил инженерный, естественнонаучный и гуманитарный циклы подготовки


Открыт внебюджетный факультет СПбГМТУ


Приказом Минобразования СПбГМТУ назначен базовым по разделу Водный транспорт и кораблестроение.


наверх

2000 - 2010. Новые надежды. 

Первый межвузовский морской фестиваль 

p=09,rightВ 2003 году по инициативе СПбГМТУ и фонда «Морское образование» прошёл Первый межвузовский морской фестиваль, посвященный 300-летию Санкт - Петербурга. Тогда же определился и его формат, включающий научно-практические конференции, творческие конкурсы, молодёжные массовые праздники, часть которых проходит в ходе водного круиза. Соучредителями фестиваля выступили морские вузы Санкт - Петербурга: ГМИ имени адмирала С.О. Макарова, СПбГУВК, РГГМУ. Председателем оргкомитета стал начальник ГМА имени адмирала С.О. Макарова Иван Иванович Костылев. В дальнейшем было принято решение проводить фестиваль один раз в два года.


Создание Учебного военного центра и военной кафедры

p=15,leftВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. на базе факультета военного обучения СПбГМТУ создан Учебный военный центр (УВЦ) и военная кафедра (решением Учёного совета СПбГМТУ введена в состав УВЦ)


Участие СПбГМТУ в целевых программах

СПбГМТУ принимает участие в Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» и аналогичной программе в сфере оборонно-промышленного комплекса.


Большой сторожевой корабль проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

p=10,right29 октября 2010 года на воду спущен фрегат (большой сторожевой корабль) проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это первый большой боевой корабль, спроектированный построенный после распада СССР. Фрегат разработан Северным проектно-конструкторским бюро, генеральным конструктором которого являлся Владимир Евгеньевич Юхнин, выпускник ЛКИ 1960 года; главный конструктор проекта – П.М.Шрайко


наверх

2010 - 2019. Встречая юбилей. 

p=16,leftОбразован Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)

На базе филиала «СЕВМАШВТУЗ» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске образован Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова


Атомная подводная лодка стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах»

p=08,right30 декабря 2012 года спущена на воду атомная подводная лодка стратегического назначения 4-го поколения К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Разработана в ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор - Сергей Никитич Ковалёв, дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР — с 1981), доктор технических наук. В 1937—1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте, закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте, находясь в эвакуации в период Великой Отечественной войны.


Наблюдательный совет СПбГМТУ

В Наблюдательный совет СПбГМТУ вошли заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов и президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов. Алексей Рахманов избран председателем совета.


p=07,leftВ состав СПбГМТУ вошёл научный центр ИЛИСТ (Институт лазерных и сварочных технологий)

Благодаря этому к научным компетенциям «Корабелки» присоединились: лазерные технологии, гибридные лазерно-дуговые сварочные технологии, промышленная робототехника и аддитивные технологии


Стратегический подводный крейсер К-549 "Князь Владимир" проекта 955А "Борей-А"

17 ноября 2017 года в Северодвинске спущен на воду стратегический подводный крейсер К-549 "Князь Владимир" проекта 955А "Борей-А". Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова - генерального директора, главного конструктора, председателя научно-технического совета ОАО ЦКБ МТ «Рубин», главного конструктора серии атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения проекта 955 и 955A типа «Борей», доктора технических наук, профессора, лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и премии Ленинского комсомола. Владимир Анатольевич Здорнов - выпускник ЛКИ 1979 года. 


наверх