Кафедра гуманитарного образования
В связи со структурной реорганизацией, проведенной в 2019 году среднетехнический факультет был преобразован в Колледж СПбГМТУ (СТФ), а кафедра гуманитарного образования вошла в состав факультета естественнонаучного и гуманитарного образования.
Научно-концептуальной основой деятельности кафедры служат закономерности и принципы психологии, педагогической психологии, возрастной физиологии, психофизиологии, педагогики высшей школы и других наук.
В практической деятельности ориентиром является формирование у обучающихся профессиональной компетентности и ответственности за результаты своего учебного труда.
Приоритетные направления развития кафедры гуманитарного образования:
- Определение общих ценностных ориентиров организации совместной учебно-познавательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности (инновации с учётом традиций как предпосылок для развития нового; ориентация на персонализацию с признанием коллективных форм деятельности; акцентирование внимания на сочетание мировоззренческих и гуманистических ценностей, на социальные эффекты использования педагогической науки и др.).
- Совершенствование на основе требований ФГОС 3-го поколения качества и содержания педагогического образования, предполагающего практико-ориентированную направленность развития общекультурных компетенций будущих специалистов.
- Разработка дидактической логики структурирования материалов современного образовательного процесса по психолого-педагогическим дисциплинам.
Основная цель кафедры заключается в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в высшей школе в гуманитарной сфере знаний, в области современных когнитивных технологий, а также в решении проблемных задач, возникающих в деловых коммуникациях на производстве.
Основные задачи кафедры:
- Подготовка специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, профессиональной квалификацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и стандартами университета.
- Организация и осуществление учебно-воспитательной работы среди обучающихся.
Функции кафедры
По учебной, учебно-методической и исследовательской работе кафедра:
- разрабатывает на основе федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих учебных планов направлений подготовки и специальностей, других нормативных документов рабочие программы читаемых дисциплин, содействует другим кафедрам в разработке образовательных программ по дисциплинам направлений
подготовки и специальностей;
- обеспечивает непрерывное совершенствование преподавания: повышение качества лекций как ведущей формы обучения, активизацию практических и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучающихся;
- руководит самостоятельной работой обучающихся, способствует приближению условий ее проведения к реальным условиям производственной и
исследовательской деятельности;
- проводит экзамены и зачеты, анализирует их итоги;
- осуществляет эффективное использование в учебной и научно-исследовательской работе современных мультимедийных средств и оборудования;
- организует внедрение в образовательный процесс и эффективное использование новых технологий обучения;
- выполняет прикладные научные исследования и осуществляет образовательную деятельность по главным научным направлениям в соответствии с
уставом СПбГМТУ;
- поддерживает творческие связи с кафедрами других вузов, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей, оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
- рассматривает и организует обсуждение на заседаниях кафедры или совместных заседаниях с другими кафедрами передовой опыт и новые дидактические разработки;
- участвует в работе учебно-методической комиссии факультета естественнонаучного и гуманитарного образования;
- рецензирует и согласовывает содержание, профессиональную направленность рабочих программ дисциплин, составленных преподавателями кафедры;
- проводит работу по составлению программ педагогических практик;
- принимает участие в подготовке документов для лицензирования и вновь открываемых образовательных программ профессионального образования;
- совместно с другими кафедрами под руководством декана факультета участвует в организации приёма в СПбГМТУ, работе приемной комиссии СПбГМТУ,
профессиональной ориентации учащихся и работающей молодёжи;
- осуществляет в установленном порядке сотрудничество с кафедрами других вузов по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а такие с научно-исследовательскими организациями по профилю кафедры.
Наряду с другими кафедрами ФЕНиГО кафедра ГО обеспечивает подготовку обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по очной, вечерней и заочной формам обучения. Кафедра осуществляет образовательный процесс по следующим рабочим программам дисциплин: «Психология и педагогика», «Психология профессиональной деятельности», «Педагогика высшей школы», «Психология и педагогика высшей школы», «Психология общения», «Деловое общение», «Тренинг делового общения», «Деловое письмо», «Морская энциклопедия», «Экономическая география», «Конфликтология». По всем вышеназванным дисциплинам разработаны рабочие программы дисциплин.
Основные направления научно-исследовательской работы кафедры
Кафедра гуманитарного образования планирует исследовать общие кафедральные темы:
- «Модернизация современного педагогического образования в цифровой университетской среде » (на период 2020-2024гг.).
- «Продуктивные психологические механизмы развития творческого потенциала обучающегося и объективные резервы содержательной учебной информации» (2022-2024гг.).
Преподаватели кафедры принимают участие в ежегодно проводимых Днях науки и научно-практических конференциях: ежегодной научной конференции «Ананьевские чтения», СПбГУ; ежегодной Международной научно-методической конференции «Современные технологии обучения», ЛЭТИ, СПб. Активно сотрудничают с профильными кафедрами образовательных учреждений таких, как: СПбГУ (кафедра политической психологии), СПбГЭТУ «ЛЭТИ», «ИТМО», «Политех», Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский университет внутренних дел РФ, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ (кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования, кафедра общей и прикладной психологии, кафедра психологии служебной деятельности).
Дисциплины кафедры:
Деловые коммуникации - все направления СПбГМТУ
Деловое письмо - 38.03.01. Экономика
Инженерная психология - 09.03.01. Информатика и вычислительная техника
Педагогика высшей школы - 26.04.02. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
Педагогика высшей школы - 09.04.01. Информатика и вычислительная техника
Психология - 39.03.01. Социология
Психология и этика деловых отношений - 15.03.01. Машиностроение
Психология профессиональной деятельности - 15.03.05. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Социальная психология - 39.03.01. Социология
Тренинг делового общения - 38.03.01. Экономика
Экономическая морская география - 38.03.02. Менеджмент
Кафедра гуманитарного образования была образована в Ленинградском кораблестроительном институте одновременно со среднетехническим факультетом в 1989 году. Создателем кафедры и её заведующей является Наталья Георгиевна Белова.
В течение 30 лет кафедра гуманитарного образования в составе среднетехнического факультета решала задачу адаптации школьников к обучению в техническом университете. Усилия кафедры были направлены на создание условий, обеспечивающих закладку фундаментальных компонентов человеческой культуры, полезное и интересное обучение и мотивацию к саморазвитию личности обучающегося.
Преподаватели кафедры вели занятия по всем дисциплинам гуманитарного цикла учебного плана среднетехнического факультета: русский язык, литература, биология, история культуры, история флота, основы философии, техническое творчество, океанография. Кроме того преподаватели кафедры проводили занятия во всех академических группах университета и на факультете повышения квалификации по дисциплине «Педагогика и психология».
Свою миссию кафедра и факультет видели в передаче нравственных ценностей и профессиональных ориентиров студентам, в поддержании традиций, сформировавшихся поколениями кораблестроителей.
Большую научно-исследовательскую работу по изучению истории российского мореплавания проводил к.и.н., доцент А. Г. Кучирь, автор многочисленных монографий и научных статей по морскому наследию. Значительно оживилась научная деятельность с приходом на кафедру видного ученого в области психологии академика РАЕ, профессора, доктора психологических наук А. М. Зимичева.

Преподаватели кафедры регулярно проводили социально-психологические тренинги, социометрические измерения, направленные на диагностику психологического климата в учебных группах, оптимизацию внутригрупповых отношений. Тренинги позволяют создавать творческую атмосферу в академической группе, повышают мотивацию к совместной деятельности, являются профилактическим средством предупреждения межличностных конфликтов.
Диссертационные исследования на кафедре гуманитарного образования были посвящены в основном проблемам адаптации обучающихся к высшей школе, развитию творческой деятельности и творческого мышления, формированию гуманистической направленности студентов вуза. Защищены две докторские диссертации и шесть кандидатских по направлению «Психология».

Кафедра и факультет плодотворно сотрудничали со многими кафедрами ЛКИ. Это была единая команда, воспитавшая около 3000 тысяч молодых людей.
Особой гордостью кафедры и факультета являются выпускники СТФ, действующие молодые преподаватели и сотрудники университета. Их более сорока. Двое, И.В. Евграфова и Д.С. Хмара – деканы факультетов.
Бабаева Наталья Михайловна
-
Кандидат наук (Психологические)
-
Доцент
Белова Наталья Георгиевна
Белоносова Валентина Васильевна
-
Кандидат наук (Педагогические)
-
Доцент
Морозов Александр Петрович
-
Кандидат наук (Педагогические)
-
Доцент
Мохов Александр Геннадьевич
-
Кандидат наук (Психологические)
Семено Анастасия Александровна
-
Кандидат наук (Не указано)
2022
- ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ: ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО 0 стр.201 Монография (Глава)
- СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 0 стр.148 (Афанасьева О.В., Кучукова Н.Ю.)Монография (Глава)
2021
- ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ИХ В ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 0 стр.50 (АЛЕКСАНДРОВА Т.А., ЖУКОВА Т.Н., ДМИТРИЕВ М.Г., ПЛАТОНОВА Ю.Ю,, ЧЕРНЫШОВА Е. А.)Методическое пособие
2020
- Деловые коммуникации СПбГМТУ 0 стр.125 (Евграфова И.В., Морозов А,П.)Учебное пособие
- Мореплаватели, флотоводцы, маринисты России: краткие биографические очерки (учебное пособие). - СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2020 0 стр.172 (Белова Н.Г., Белоносова В.В., Морозов А.П.)Учебное пособие
2016
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУПП РИСКА, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 0 стр.316 (ПЛАТОНОВА Н.М., АСТЭР И.В., АФАНАСЬЕВА О.В., БЕЗУХ С.М., ИПАТОВ А.В., КОВАЛЕНКО Т.Н., ЛЕБЕДЕВА С.С., МАРГОШИНА И.Ю., ПЛАТОНОВА Ю.Ю., ПЛАТОНОВ М.Ю., ПЛЕТНЕВ А.В.)Учебное пособие
- Океанография 0 стр.158 (Белова Н.Г.
Данилова А.И.
Морозов А.П.)Учебное пособие
2014
- Психология профессиональной деятельности 0 стр.129 (Морозов А.П.)Учебное пособие
2013
- "Психология общения" 0 стр.125 (МорозовА.П.)Учебное пособие
- Психология. Методические указания 0 стр.41 (Морозов А.П.)Учебное пособие
2009
- Учебно-методический комплекс дисциплины "Психология и педагогика" 0 стр.150 (Белова Н.Г.
Морозов А.П.)Учебное пособие