Дата профессионального праздника выбрана неслучайно: 29 декабря 1854 года (10 января 1855 по новому стилю) император Николай I утвердил «Положение о Корпусе инженер-механиков Морского ведомства». Согласно документу корабельные инженеры, обслуживавшие «пароходные машины», стали именоваться «инженер-механиками Морского ведомства». Были определены штаты и табели созданного Корпуса для Балтийского и Черноморского флотов, сроки и условия повышения по службе, денежное довольствие для каждого чина. С 1872 года Корпус инженер-механиков комплектовался выпускниками механического отделения Технического училища Морского ведомства в Кронштадте.
В 1886 году Корпус инженер-механиков был реорганизован Александром III. Тогда появились пять должностных званий для корабельных инженеров: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик.
Сейчас инженеры-механики несут службу в БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) и обеспечивают эксплуатационную безопасность корабля.