Навигация по разделам сайта

En ЛК ИСУ

Команда «Корабелки» - победитель «Солнечной регаты-2018»

25-27 мая в г. Великий Новгород, под стенами древнего Кремля, в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ) состоялись очередные международные инженерные соревнования «Солнечная регата-2018» - гонки моторных лодок и беспилотных аппаратов с источником энергии в виде солнечных батарей.

«Солнечная регата» включена Минобрнауки РФ в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и/или/ творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2017/18 учебный год» (Приказ № 1002 от 05.10.2017 г.)

Команда СПбГМТУ является активным участником регаты с 2015 года, в городах Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, и не только готовит свои проекты, но и оказывает помощь в организации подготовки команд школ и университетов.

В этом году СПбГМТУ был представлен командой «Корабелка» в составе:

- Сандревская Ксения, студентка гр. 1416 ФКиО,
- Стасюченок Дмитрий, студент гр. 1413 ФКиО,
- Мудрик Роман, студент гр. 1480 ФКиО,
- Перейма Григорий, студент гр. 1168 ФКиО,
- Паульс Виталий, студент гр. 1484 ФКиО,
- Ермолаева Елена, студентка гр. 1168 ФКиО,
- Вирцев Дмитрий Александрович, старший лаборант кафедры теории корабля, руководитель проекта «Студенческое конструкторское бюро»,
- Чепурко Сергей Иванович, ассистент кафедры «ГАММА»,
- Миронов Михаил Юрьевич, доцент кафедры СМК, начальник отдела НИРС.

В соревнованиях приняли участие 10 инженерных коллективов студентов, разделённые на 2 класса по мощности, а также, впервые массово -
18 команд школьников из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Чебоксар, Дубны, Азова, Калининграда (всего 12 городов).

В своем классе (с общей мощностью до 1,5 кВт) по итогам трех видов гонок (спринт на дистанции 1 км, слалом на ней же и двухчасовая гонка «на выносливость» двигательной установки и аккумуляторно-заряжающей системы) команда СПбГМТУ вновь заняла I место! Основными соперниками, с которыми шла довольно напряженная борьба, стали команды Нижегородского государственного технического университета им.
Р. Е. Алексеева, Тольяттинского государственного университета, московский межвузовский проект «Эковолна».

Следует отметить, что в 2018 году «Корабелка» представила новое судно с повышенной площадью солнечных батарей (около 15 кв. м) под оригинальным названием «Vesla» (своеобразный «корабельный» отсыл к нашумевшему электромобилю Tesla). Корпус – фанерно-стеклопластиковый, длина 5,6 м, мощность двигателя 840 Вт, полная мощность на панелях – 1,2 кВт. Лодка спущена на воду в июне 2017 года как легкая гребная и доработана до судна с электродвижением уже в 2018 году, является судном-трансформером, преобразуясь из походного варианта в гоночный. Большую благодарность команда выражает начальнику СКБ СПбГМТУ Михаилу Чемоданову и преподавателю кафедры 50 ФМП Николаю Семенову за помощь в монтаже и настройке системы электродвижения. Над созданием проекта, таким образом, поработали обе составляющие СКБ – и «корабелы», и «робототехники».

Vesla является не просто спортивным судном, это – опытная установка для отработки проектных и конструкторских решений более масштабного проекта – катера на солнечных батареях, способного перевозить 6 пассажиров при экипаже 4 человека по Финскому заливу. Внутренний грант СПбГМТУ на НИОКР по созданию такого катера в 2018 году выигран коллективом под руководством Сергея Чепурко. Обшивка корпуса катера уже собрана. Судно длиной 9 м по габаритам похоже на первую лодку с электродвигателем XIX века, созданным великим русским физиком Б.С. Якоби, и естественным образом обрело рабочее имя «Якоби».

Во многом успешная реализация проектов СКБ стала возможной благодаря тому, что осенью 2017 года ДАС выделил ангар № 3 на Ульянке студенческим коллективам ФКиО. Здесь же реализуются и вполне «взрослые» НИР по созданию композитных моделей судов и аппаратов.

Следует отметить, что большая работа проведена по созданию улучшенной серии винтов взамен штатного винта. Расчет и проектирование новых лопастей винтов произведены Д.А. Вирцевым, с помощью 3D печати получены их конфигурации для создания литьевых силиконовых форм (здесь большая благодарность кафедре материаловедения и технологии материалов) и получены отливки из жесткого полиуретана. В итоге скорость лодки по сравнению со штатной возросла в 1,5 раза. Впечатляюще выглядит слалом в исполнении пилота команды Ксении Сандревской: 6-метровая лодка чисто, закладывая виражи «полицейского разворота», проходит между буями на расстоянии 9 м один от другого, причем с такой же скоростью, на которой идут «короткие» суда соперников! При этом Волхов – весьма быстрая река, и наличие течения со скоростью до 5 км/ч на стрежне внесло ряд серьезных трудностей для всех участников. До этого регаты проходили на более тихих водах.

Помимо регаты, представители СПбГМТУ приняли участие в научном форуме «Маринет» в Новгородском Кремле, установили ряд интересных и прочных связей, в том числе международных. Приятно было найти единомышленников и близко познакомиться с заместителем главного конструктора проектов Зеленодольского ПКБ А.Ю. Харитоновым, представителем предприятий ОСК на этой регате.

Поездка в Великий Новгород потребовала очень большого напряжения сил. Команда благодарна за помощь, помимо указанных выше лиц и подразделений СПбГМТУ, декану ФКиО С.Н. Рюмину, управлению по рекламе и связям с общественностью, ректорату в лице проректоров
Д.В. Никущенко и Е.Р. Счисляевой Отдельной сложностью стала доставка плавсредства в г. Великий Новгород с помощью автоприцепа. Организация поездки выполнена отделом научно-технической работы студентов (ОНИРС).

Серия статей о перспективах маломерного судостроения и альтернативной энергетики в СПбГМТУ готовится участниками СКБ. В 2017 году было опубликовано 3 статьи. Нынешняя регата, как и в прошлом году, стала событием федерального значения, сюжеты о ней прошли по нескольким областным телеканалам, пресс-релизы опубликованы во многих электронных и печатных СМИ.

Поздравляем молодых судостроителей Корфака с отличным результатом!