Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра физического воспитания

Физическая культура
Предмет физическая культура в общеобразовательном цикле подготовки студентов к будущей профессии является одной из основных дисциплин государственного образовательного стандарта.

Время обучения в университете совпадает с периодом  формирования основных физиологических и психических свойств личности, которые напрямую связаны с напряженностью умственного труда, что в свою очередь влияет на эффективность учебной и трудовой деятельности, поэтому не учитывать их при подготовке инженерных кадров было бы непростительно.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;
  • потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования и регламент изучения предмета «физическая культура» изложены в государственном образовательном стандарте и приказах министерства образования и науки Российской Федерации.

РЕГЛАМЕНТ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В учебных планах, государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям и специальностям подготовки инженерных кадров в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрена дисциплина «Физическая культура».

В учебных планах подготовки студентов:

  • по программе специалитет предусмотрено 408 часов в обязательном курсе на весь период теоретического обучения с проведением итоговой аттестации (1-8 семестры);
  • по программе бакалавриат предусмотрено 400 часов в обязательном курсе на весь период теоретического обучения с проведением итоговой аттестации (1-6 семестры);
  • по программе среднетехнического факультета (колледж) предусмотрено 144 часов в обязательном курсе на весь период теоретического обучения с проведением итоговой аттестации (1-8 семестры).
  • Государственный образовательный стандарт по дисциплине «Физическая культура» предусматривает обязательные (обязательные и элективные) занятия образовательного характера - теоретический, методический и практический аспект двигательной деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ:

Курс общефизической подготовки (1-4 курс) по программе специалитет.
Набор образовательных модулей в учебной программе предполагает изучение видов двигательной активности (виды спорта): лёгкая атлетика; прикладные физические упражнения; баскетбол; ритмическая гимнастика (основы музыкальной грамоты в сочетании с движением); волейбол; настольный теннис; народная гребля; теннис; теоретический и методический курс.

Курс общефизической подготовки (1-3 курс) по программе бакалавриат.
Набор образовательных модулей в учебной программе предполагает изучение видов двигательной активности (виды спорта): лёгкая атлетика; прикладные физические упражнения; баскетбол; ритмическая гимнастика (основы музыкальной грамоты в сочетании с движением); волейбол; настольный теннис; народная гребля; теннис; теоретический и методический курс.

Курс специальной общефизической подготовки (1-4 курс) по программе подготовки офицерских кадров.
Набор образовательных модулей в учебной программе предполагает изучение видов двигательной активности (виды спорта): лёгкая атлетика; прикладные физические упражнения; баскетбол; основы самообороны без оружия; волейбол; плавание, настольный теннис; народная гребля; теннис; теоретический и методический курс;

курс общефизической подготовки для студентов колледжа (среднетехнического факультета) (1-2 курс) по программе старших школьников с набором образовательных модулей: лёгкая атлетика; прикладные физические упражнения; баскетбол; ритмическая гимнастика (основы музыкальной грамоты в сочетании с движением); волейбол; настольный теннис;

Специальное медицинское отделение.
Набор образовательных модулей с учетом нарушений в состоянии здоровья студентов с акцентом индивидуальных особенностей.

Каждый образовательный модуль заканчивается контрольным уроком.

Элективные курсы:

  • Академическая гребля
  • Гребля на шлюпках
  • Ритмическая гимнастика
  • Атлетическая гимнастика
  • Борьба (спортивное и боевое самбо, дзюдо)
  • Настольный теннис
  • Теннис
  • Легкая атлетика
  • Плавание
  • Баскетбол
  • Стритбол
  • Волейбол
  • Мини-футбол
  • Спортивная аэробика
  • Бильярд
  • Бокс (кикбоксинг)
  • Дартс

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций, что отражается в результативности освоения дисциплины. Каждый образовательный модуль заканчивается контрольным уроком.

Учебные программы.

Кафедрой физического воспитания разработаны учебные программы по обязательным и элективным курсам подготовки студентов СПбГМТУ.

ЗДОРОВЬЕ, СПОРТ, КУЛЬТУРА

Физическая культура, физическое воспитание, спорт - понятия, которые начали возникать в XVIII веке и связаны, в первую очередь, с тем, что в жизнь людей начал активно вмешиваться научно-технический прогресс. У человека появилось больше свободного времени, уменьшилась напряженность физического труда. В подобной ситуации возникла необходимость компенсировать утрачиваемую двигательную активность - залог нашей жизнедеятельности и здоровья. Как кульминация этого явления, возродились новые Олимпийские Игры, инициатором которых выступил Пьер де Кубертен.

Первые уроки, связанные с двигательной активностью, начали внедряться в создаваемые учебные заведения (колледж, университет) под патронажем государственных служб. В России первые целенаправленные уроки в вольтижировке (упражнении в различных телесных движениях) были введены в навигационной школе, созданной по указу Петра I.

О значении двигательной активности (физическая культура, спорт) для людей можно судить по отношению государства к этому явлению. Например, любое государство считает для себя большой честью провести Олимпийские Игры, чемпионаты мира - по разным видам спорта, Студенческие Мировые Игры.

В 1930 году Председатель ВСНХ СССР В.В. Куйбышев подписал приказ, предусматривающий создание самостоятельного Ленинградского кораблестроительного института на базе кораблестроительного факультета Политехнического института.

В 1936 году отдельным приказом была создана кафедра физического воспитания. С 1930 года по 1936 год физическая подготовка студентов осуществлялась совместно с кафедрой военной подготовки.

Учитывая профессиональную деятельность студентов (учеба), психологические и физиологические особенности учащейся молодежи, министерством образования были сформулированы основные задачи кафедры, нацеленные на формирование и развитие личности, а также подготовку к будущей профессиональной деятельности. Физическое и психическое здоровье студента формируется как правило, со дня рождения и до 20-25 лет, период развития всех жизнеобеспечивающих функций организма, что, в свою очередь, может служить гарантией личного здоровья и здорового общества.

Второй основной задачей кафедры является организация досуга, то есть занятия физическими упражнениями и системами, а также различными видами спорта.

Сборные команды университета и отдельные студенты по этим видам спорта участвуют в соревнованиях различного масштаба - от чемпионата вузов города С.-Петербурга до Олимпийских Игр.

За весь период существования кафедры физического воспитания её сотрудниками было подготовлено не одно поколение спортсменов, в их числе - более 150 мастеров спорта СССР и России. Мир знает такие имена, как: А. Белов, Ю. Павлов, А. Большаков, Н. Захаров (баскетбол); А. Сема, А. Кориков, А. Гасан-Джалалов, В. Суслин (академическая гребля); В. Кюлленен, A. Корнеев, B. Богачев (самбо). Михайлов - чемпион России по бильярду; В. Поппель – участник Олимпийских Игр в парусных гонках. Студенты-корабелы - участники крупнейших парусных регат - «Катти-Сарк», «Балтийского моря» и других.

Преподаватели «Корабелки», одними из первых в городе и стране, начали культивировать такие виды спорта, как виндсерфинг и водные лыжи - П. Пастухов, Ю. Жуков и др.

В последние годы начали активно развиваться такие виды спорта как спортивная аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика, художественная гимнастика, самбо и дзюдо. Команды университета по самбо и дзюдо входят в тройку сильнейших студенческих команд СПб. В Чемпионатах вузов СПб, студенты «корабелки» в последние годы выступают в более 50-ти видах спорта занимают 3-4 места в своей группе по количеству обучающихся и 14-15 места среди общей группы вузов, 55 вузов.

В спартакиаде университета по 12-14 видам спорта в течение года участвует до 2000 студентов. Среди них можно выделить кросс «Лоцманская миля», посвященный Дню Победы и отдельному 264 пулеметно-артиллерискому батальону. Соревнования по многоборью «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!», кубок памяти Олимпийского чемпиона А. Белова по баскетболу и др. Так же наши студенты ежегодно успешно сдают нормы ГТО.

Ежегодно в стенах университета, в соревнованиях выполняют норму мастера спорта России 2-3 студента.

Алтухова Нина Николаевна


Старший преподаватель

Богданов Владимир Владимирович


Старший преподаватель

Богданова Татьяна Владимировна


Доцент

Бородин Вадим Геннадьевич


Учебный мастер, Преподаватель

Васильев Юрий Михайлович


Старший преподаватель

Георгиева Марина Анатольевна


Старший преподаватель

Герасимов Дмитрий Олегович


Преподаватель

Григорьев Сергей Александрович


заведующий кафедрой

Занин Леонид Викторович


Старший преподаватель , Инженер

Зверев Сергей Айратович


Старший преподаватель

Косогорцев Владимир Игоревич


Старший преподаватель

Кочергин Сергей Григорьевич


Доцент

Крстич Михаил Миодрагович


Старший преподаватель

Моисеева Ольга Александровна


Доцент

Мокрова Екатерина Николаевна


Преподаватель

Мысова Валерия Викторовна


Учебный мастер

Нилов Вадим Николаевич


Старший преподаватель

Петрова Лариса Владимировна


Старший преподаватель

Рогалев Алексей Сергеевич


заместитель заведующего кафедрой

Смирнов Андрей Дмитриевич


Старший преподаватель

Смыслова Александра Александровна


документовед

Соболевская Вероника Геннадьевна


Учебный мастер

Стратьева Ирина Александровна


документовед, Учебный мастер

Тихомирова Светлана Григорьевна


Учебный мастер

Торопчина Надежда Владимировна


Старший преподаватель

Шляков Сергей Константинович


Доцент

Задать вопрос