Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра технологии судового машиностроения

С 2002 года кафедру «Технология судового машиностроения» возглавляет д.т.н. профессор В. И. Черненко. В настоящее время на кафедре сформирован сильный квалификационный состав. Это 11 преподавателей, из них: 5 докторов технических наук, 6 кандидатов наук, трое из которых работают над докторскими диссертациями. В общем количестве преподавателей 5 совместителей - работники таких ведущих предприятий судостроительной отрасли, как ОАО «Адмиралтейские верфи», ЗАО ЦНИИ «Судовое машиностроение» и ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта». Сегодня ученые кафедры руководят работой 1 докторанта, 4 аспирантов и 4 соискателей.

Следует особо отметить, что за последние 10 лет на кафедре подготовлено 2 доктора технических наук и 10 кандидатов технических наук. Все из них успешно защитили свои диссертации.

Направления деятельности кафедры, как и многих других нашего университета, весьма многообразны. Это не только выполнение уставного процесса профессионального обучения студентов и подготовка кадров высшей квалификации, но и стремление к обеспечению обязательного участия обоих субъектов учебного процесса в научно-исследовательской работе и посильном участии в решении насущных задач реального производства.

Основные направления образовательной деятельности кафедры технологии судового машиностроения:

1. Подготовка и выпуск магистров и бакалавров по основным образовательным программам высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлениям:

  • 26.04.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры, специализация 26.04.02.30 Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения, срок обучения - 2года, уровень – магистр,
  • 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств, специализация 15.03.05.01 Технология судового машиностроения, срок обучения – 4 года, уровень – бакалавр.

2. Подготовка и выпуск аспирантов, соискателей, докторантов по направлениям и профилям подготовки:

  • 05.08.04 – «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства»
  • 05.02.08 – «Технология машиностроения»

На кафедре имеется учебная лаборатория «Информационные технологии в судовом машиностроении», которая включает в себя:

  • Компьютерный класс.

10 рабочих мест. Рабочие места оснащены современными компьютерами, которые подключены к локальной сети Университета и к сети Интернет.

Лаборатория располагает необходимым программным обеспечением для проведения практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры, а также для выполнения курсового, дипломного проектирования и подготовки диссертаций аспирантами.

  • Две аудитории кафедры, оснащенные мультимедийной техникой для обеспечения проведения лекционных и практических занятий в формате презентаций.

Функции кафедры:

  • Разработка на основе государственных образовательных стандартов, учебных и рабочихучебных планов направлений подготовки испециальностей учебно-методические комплексы (УМКД) читаемых дисциплин, оказание содействия другим кафедрам в разработке аналогичных комплексов по дисциплинам направлений подготовки и специальностей других кафедр СПбГМТУ.
  • Обеспечение непрерывного совершенствования преподавания: повышение качества лекций как ведущей формы обучения, активизацию практических, семинарских, лабораторных и самостоятельных занятий, как эффективных форм закрепления знаний, привития необходимыхумений и навыков и развития творческих способностей студентов.
  • Руководство научно-исследовательской работой студентов на основе разрабатываемого комплексного плана организации НИРС на весь период обучения.
  • Руководство самостоятельной работой студентов, способствование приближению условий ее проведения к реальным условиям производственной и исследовательской деятельности.
  • Проведение курсовых экзаменов и зачетов, анализ их итогов.
  • Осуществление эффективного использования в учебной и научно-исследовательской работе современной техники и лабораторного оборудования.
  • Обеспечение эффективного использования в учебном процессе информационных технологий.
  • Выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ и осуществление инновационной деятельности по главным научным направлениям в соответствии с уставом СПбГМТУ.
  • Обеспечение единства учебного и научного процессов в тесной связи с задачами повышения качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса.
  • Обсуждение законченных научно-исследовательских работ, участие во внедрении их результатов в производство и в учебный процесс, выдача рекомендаций к их опубликованию.
  • Обеспечение деятельности диссертационного совета по научным специальностям 05.02.08 «Технология машиностроения» и 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства», а также осуществление подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.
  • Установление творческих связей с кафедрами других вузов, изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.
  • Обсуждение на заседаниях кафедры или совместных заседаниях с другими кафедрами икомпетентными и заинтересованными организациями диссертаций, представляемых к защите членами кафедры или, по поручению руководства университета или факультета.
  • Проведение работы по расширению и укреплению связей с производством.
  • Развитие сотрудничества с предприятиями, учреждениями и организациями в подготовке специалистов, направленного на овладение студентами профессиональных навыков, передовых методов организации труда и управления, приобретение опыта организаторской деятельности.
  • Участие в работе учебно-методических комиссий факультетов.
  • Рецензирование и согласование содержания, методической и профессиональной направленности учебных программ дисциплин, составленных преподавателями кафедр университета.
  • Составление программ учебных и производственных практик.
  • Согласование с другими кафедрами соответствующих направлений подготовки (специальностей) содержания, методической и профессиональной направленности учебных (рабочих) программ дисциплин.
  • Изучение потребности на рынке труда в специалистах, бакалаврах и магистрах, участие в разработке методики определения потребности региона, а также вразработке и выполнении основных показателей по выпуску специалистов, бакалавров и магистров по всем формам обучения.
  • Участие в подготовке документов для лицензирования и аккредитации как самого СПбГМТУ, так и вновь открываемых специальностей, направлений и профилей высшего профессионального образования.
  • Руководство исследовательской работой студентов.
  • Организация защит выпускных квалификационных работ, подготовка документации для представления в ГЭК, участие в работе ГЭК.
  • Организация выступлений руководителей и ведущих специалистов предприятий, учреждений и организаций перед студентами и ППС кафедры, а также привлечение к педагогической деятельности ведущих учёных и специалистов отрасли.
  • Участие в организации приёма студентов в СПбГМТУ, работе приемной комиссии СПбГМТУ и профессиональной ориентации учащихся и работающей молодёжи.
  • Осуществление в установленном порядке сотрудничества с кафедрами зарубежных вузовпо учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а такие с зарубежными научно-исследовательскими организациями по профилю кафедры.
  • Содействие в трудоустройстве выпускников, участие в проводимых ярмарках вакансий, поддержание контактов с выпускниками.

Характеризуя деятельность кафедры ТСМ, обязательно нужно отметить прагматическую направленность её научной работы. Можно обратить внимание на тему одного из совещаний, прошедших недавно на кафедре: «О роли кафедры ТСМ в технологической модернизации производства ОАО «Адмиралтейские верфи».

В настоящее время на кафедре поддерживаются и выполняются в рамках хоздоговорных или самостоятельных исследований докторантами, аспирантами, соискателями или учеными и специалистами кафедры научные разработки по следующим направлениям.

1. В области механической обработки:

  • Термофрикционная обработка.
  • Обработка силициево-графитовых подшипников, эксплуатируемых в условиях сверхбольших удельных нагрузок.

2. В области сборки:

  • Ротационное движение кристаллитов в сопряженных приповерхностных слоях металлов.
  • Современные технологии монтажа и демонтажа элементов трубопроводов общесудовых систем.

3.  В области механомонтажных работ:

  • Модульно-агрегатный метод монтаж ЯЭУ на ледоколе повышенной мощности.
  • САПР технологической подготовки механомонтажного  производства.

4.  В области технического обслуживания и ремонта:

  • Диагностика  технического состояния  и оценка возможности эксплуатации ответственных элементов морской техники.
  • Восстановление функциональных свойств и модификация рабочих поверхностей деталей судовых машин и механизмов.

5.  В области формирование единого информационного пространства:

  • Автоматизированное формирование технологических операций изготовления узлов, секций и корпуса корабля в целом, а также автоматического нормирования работ, с этим связанных.
  • Методики решения задач обеспечения информационно-логистической поддержки изделий морской техники в процессе строительства и эксплуатации.

Создание на кафедре в 2004 году Лаборатории «Информационные технологии в судовом машиностроении» позволило, кроме решения научных проблем, по-новому организовать учебный процесс, поднять его на более высокий качественный уровень. Сегодня ведущие профессора и доценты кафедры активно используют мультимедийные средства с большой пользой для студентов и с большим удовольствием для себя.

В 2006 г. приказом ректора был организован филиал кафедры ТСМ в ЗАО ЦНИИ «Судовое машиностроение», а в 2008г. - аналогичный филиал в ООО «Балтийский завод». Сегодня в этих предприятиях с учётом опыта работы филиалов формируются базовые кафедры с названием соответственно «Судовое машиностроение» и «Технологии создания арктической морской техники».

Кафедра обеспечивает работу диссертационного совета при СПбГМТУ по двум научным специальностям, а именно: «Технология машиностроения» и «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства»,  по которым совет вправе принимать к рассмотрению диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора технических наук.

Следует также отметить высочайший уровень научных разработок специалистов кафедры, в частности, разработку авторских программных средств, направленных на совершенствование автоматизации технологической подготовки производства, как судостроительного, так и машиностроительного профилей.

Принятый в качестве одного из догматов деятельности нашей кафедры принцип «оба субъекта учебного процесса должны участвовать в научной работе» привел к активизации научно-исследовательской работы студентов. Это не могло не сказаться на качестве учебного процесса, а также на повышении интереса к научной работе самих студентов. Количество дипломных работ преобладает по сравнению с дипломными проектами. На кафедре работает 2 ГАКа. Преподаватели кафедры принимают участие в работе 5 других ГАКов, в том числе в других вузах.

Бакалавриат

15.03.05.01 Технология судового машиностроения (Очная форма)

Магистратура

26.04.02.30 Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения (Очная форма)

История кафедры ТСМ началась в 1904 г., когда декан кораблестроительного отделения Императорского политехнического института в Санкт-Петербурге профессор К.П. Боклевский пригласил профессора И.Н. Воскресенского для чтения лекций по курсу «Морская технология».

26 апреля 1930 г. за подписью председателя Всесоюзного Совнархоза В.В. Куйбышева было издано постановление ВСНХ СССР о реорганизации Кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В ЛКИ тогда же были открыты судокорпусный и судомеханический факультеты, включая также вечернее отделение с технологическими специальностями по судостроению и судовому машиностроению для подготовки специалистов без отрыва от производства.

На  начальном этапе, с 1904 г., в составе Кораблестроительного отделения существовала лишь одна специальная кафедра – кафедра «Морская технология». Возглавил её виднейший морской технолог конца XIX и начала XX  века  профессор И.Н. Воскресенский  в чине адмирала-генерала. В последующие годы им были опубликованы такие первые фундаментальные труды, как «Технология судостроительных и машиностроительных материалов»,  «Коррозия и эрозия судовых винтов», «Справочник по судостроению» и многие другие.

В 1935 г. по предложению зав. кафедрой с 1933г. профессора Б.Л. Бубнова кафедра получает современное наименование «Технология судового машиностроения».

С 1945 по 1961 г.г. кафедрой руководит заслуженный деятель науки и техники РСФСР д.т.н. профессор В.Ф. Попов. Он стал родоначальником научной школы технологов в области судового машиностроения. Профессор В.Ф. Попов подготовил такие учебники, как «Производство и монтаж судовых турбокотельных установок», «Монтаж судовых силовых установок», «Технология судового турбостроения».

Сегодня воды морей и океанов бороздят суда с именами «Профессор Воскресенский» и «Профессор Владимир Попов».

В 1961 году заведующим кафедрой ТСМ избирается д.т.н. профессор П.А. Дорошенко, Заслуженный деятель науки и техники Дагестана, создатель научной школы технологии изготовления и ремонта теплообменного оборудования. Он заведовал кафедрой по 1986 г. На кафедре за время его руководства изданы учебники «Основы технологии судового машиностроения», «Технология производства судовых парогенераторов и теплообменных аппаратов», «Монтаж судовых энергетических установок», «Производство судовых реакторов и парогенераторов». Эти учебники и сегодня остаются основополагающими для студентов при изучении дисциплин технологии судового машиностроения. В издательстве «Судостроение» вышла коллективная монография  под редакцией П.А. Дорошенко «Технология производства судовых энергетических установок», авторами которой являются ныне здравствующие профессора и доценты кафедры.

В течение 2-х лет с 1986 по 1988г. кафедру возглавлял профессор В.С. Кравченко, специалист в области механомонтажных работ в судостроении.

С 1988 по 2002г.г. кафедрой заведовал В.П. Булатов, д.т.н. профессор, член-корреспондент Санкт-Петербургской Инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники Дагестана, специалист в области технологических методов повышения надежности и ресурса машин и энергетических установок. С 2002 года кафедру «Технология судового машиностроения» возглавляет д.т.н. профессор В.И. Черненко

Задать вопрос