Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра технологии судостроения

  1. Кафедра ТС имеет две учебные лаборатории.

       1.1. Лаборатория технологии постройки судов.

Компьютеры и программное обеспечение по системе «Ритм-Корпус», программное обеспечение по тестированию студентов по дисциплинам технологии судостроения.

1.2.Образовательный центр по САПР «Aveva Marine».

Соответственно, на базе цифровой модели корпуса судна прорабатываются следующие вопросы:

  • технология моделирования секций,
  • узлов и деталей корпуса судна;
  • технология моделирования оборудования,
  • узлов трубопроводов и вентиляций судна,
  • технология моделирования судовой поверхности;
  • моделирование технологий сборки корпуса;
  • моделирование технологии узловой и модульной сборки корпуса;
  • технологическое обоснование вопросов проектирования и модернизации цехов/верфи в целом;
  • цифровое проектирование и обучение
  1. Основные направления подготовки/трудоустройство
  • 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»
  • 26.03.02.01 «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов»
  • 15.03.03 «Технологические машины и оборудование»
  • 15.03.02.01 «Морские нефтегазовые сооружения»
  • 26.03.02.03 «Океанотехника»
  • 15.03.01 «Машиностроение»
  • 15.03.01.01 «Оборудование и технологии сварочного производства»

Трудоустройство на:

  • судостроительных заводах,
  • конструкторских бюро,
  • исследовательских институтах
  1. Учебные дисциплины:
  • технология судостроения;
  • основы технологии машиностроения;
  • основы технологии судостроения;
  • технологии кораблестроения;
  • технологии постройки морской техники;
  • постройка судов;
  • конструкторская, технологическая и нормативно-технологическая документация;
  • технология судостроения;
  • судоремонта и организации судостроительного производства;
  1. Практические занятия:
  • анализ результатов испытаний технологических свойств корпусных сталей;
  • определение формы и размеров плоских деталий;
  • развертка на плоскость листов двоякой кривизны;
  • построение гибочного шаблона и каркаса;
  • развертка на плоскость листов двоякой кривизны метождом наименьших площадей;
  • разработка технологических маршрутов и расчет трудоемкости изготовлений деталей корпуса;
  • разработка технологических процессов гибки листов наружной обшивки;
  • разработка технологического процесса сборки и сварки секций;
  • расчет пропускной способности сборочно-сварочных площадей;
  1. Кафедра имеет исторически сложившиеся связи с предприятиями отрасли Северо-запада и Волго-балтийского бассейна. Так все виды практик проводятся на:
  • ПАО СЗ «Северная верфь»
  • ПАО «Адмиралтейские верфи»
  • ПАО «Балтийский завод»
  • ООО «Невский ССЗ»
  • АО «Завод «Вымпел»
  • ООО ПКБ «Петробалт»
  • ПАО ЦКБ «Айсберг»
  • ПАО СПКБ
  • ПАО «Невское ПКБ»
  • ФГУП КГНЦ
  • АО ЦМКБ «Алмаз»
  • АО ЦКБМТ «Рубин»
  • АО ЦТСС и других предприятий отрасли

Учитывая технологическую направленность кафедры, количество/специализация/направление практикантов жестко увязаны с производственной программой принимающих предприятий.

  1. Направление научной работы, производственные партнеры:
  • ПАО «Адмиралтейские верфи» - расчет спуска судов;
  • ГТУ им. Ле Куи Дона (Вьетнам) – переподготовка кадров;
  • Kjellberg, Finsterwalde, Gmbh (Германия) – обоснование режимов плазменной резки и состава оборудования (ПАО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Балтийский завод», СФ «Алмаз» и др.);
  • Новосибирский Государственный технический Университет – технологии плазменной резки;
  • Исследование направлений совершенствования точности корпусных конструкций и деталей
  1. Направление учебно-методической работы:
  • подготовлено учебное пособие по технологии судостроения для бакалавров,
  • подготовлен сборник практических работ для бакалавров и специалистов,
  • подготовлено учебное пособие по проведению работ на базе промышленной САПР «AvevMarine»,
  • разработка методики перехода на цифровые технологии ведения учебного процесса по изучению технологии судостроения
  1. Перспективы развития:
  • расширение образовательного центра по САПР и разработка соответствующего методического обеспечения;
  • создание учебного класса/лаборатории по 3D-моделированию;
  • создание учебной лаборатории по новым системам измерений;
  • открытие базовой кафедры на ПАО СЗ «Северная верфь»;
  • укрепление связей с предприятиями Северо-запада;
  • разработка электронного учебника по технологии судостроения;
  • разработка учебного пособия «Технологическое обеспечение постройки судов».

Бакалавриат

26.03.02.01 Кораблестроение и техническая эксплуатация судов (Очная форма, Очно-заочная форма, Заочная форма)
26.03.02.05 Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов (Очная форма)

Специалитет

26.05.01.01 Кораблестроение (Очная форма)
26.05.01.02 Подводное кораблестроение (Очная форма)

Магистратура

26.04.02.01 Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники (Очная форма, Очная форма, Очно-заочная форма)

14 сентября 1930 г. приказом по ЛКИ была создана кафедра технологии судостроения. Заведование кафедрой было поручено профессору Л.Н. Воскресенскому. Курс технологии судостроения включал следующие дисциплины:

  • технология судостроительных материалов,
  • оборудование судостроительных заводов,
  • технология судостроения (постройка судов).

С декабря 1932 г. для заведования кафедрой был приглашен В.К. Дормидонтов. Он создал  курс «Технологии судостроения», охватывающий все технологические процессы постройки судна, начиная от плазовых работ и кончая испытанием и сдачей судна в эксплуатацию. В 1949 г. он создал первый в стране учебник по технологии судостроения, для судостроительных вузов.

С 1965 г. кафедрой технологии судостроения заведовал профессор В.Д. Мацкевич, который активно участвовал в решении важных научных и технических проблем технологии судостроения, координировал   и направлял научную и учебную работу кафедры, связывая ее с актуальными задачами  отечественного судостроения. В 1952 г. вышла в свет его монография «Технология сборки и сварки корпусных конструкций», а в 1968 г. вторая монография «Сборка и сварка корпусов судов». В 1971 г. вышел в свет новый учебник по технологии судостроения, созданный авторским коллективом преподавателей и работников промышленности под руководством В.Д. Мацкевича. В эти годы на кафедре была организована подготовка специалистов по направлению «Механизация и автоматизация производства и конструирование технологического оборудования. Выпускники этой специальности были востребованы отечественной судостроительной промышленностью Для повышения уровня подготовки специалистов, а также для поддержания связи с промышленностью, на ряде предприятий отрасли ФГУП «Адмиралтейские верфи», судостроительный завод «Северная верфь» и ЦНИИ ТС были созданы филиалы кафедры технологии судостроения, где студенты знакомились с достижениями судостроительной промышленности, и выполняли курсовые и дипломные проекты.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессор В.Д. Мацкевич.

В 1971 г. был выпущен учебник по судостроительным материалам (авторы Васильев В.И., Рощин М.В. и Товстых Е.В.)

В 1972 г. В.К. Кузьменко написал учебник по «Автоматизации и механизации производственных процессов в судостроении».

В середине 70-х годов на кафедре под руководством доцента Калмычкова А.П. проводились большие работы по отработке технологии композиционного судостроения.

С 1981 по 1998 год руководство кафедрой осуществлял В.Ф.Соколов. В это время существенно укрепились связи кафедры с ЦНИИ ТС, ФГУП «Адмиралтейские верфи», Балтийским судостроительным заводом. Проводились работы по исследованию внедрения промышленных роботов в корпусостроении.

 

Профессор В.Ф. Соколов.

На кафедре технологии судостроения для аккумулирования научно-производственного опыта совместно с Учебным Центром ФГУП «Адмиралтейские верфи» создается Учебный центр «Протей», в котором начинается подготовка студентов по вопросам САПР в корпусостроении.

С 1998 г. руководил кафедрой профессор А.В. Догадин. За это время кафедра значительно укрепила свою материальную базу, были полностью переоборудованы и переоснащены лаборатории АСТПП, ОТП и класс Tribon. Это позволило обеспечить подготовку специалистов с навыками работы с системами автоматизированного проектирования и с автоматизированными системами технологической подготовки производства.

Профессор А.В. Догадин.

В 2014 году совместно с фирмой AVEVA Marine cоздан научно-образовательный центр AVEVA и кафедры технологии судостроения, который позволяет обеспечить уровень технологической подготовки выпускников корфака.

В 2003 г. преподавателями кафедры был выпушен новый учебник «Технология судостроения», а в 2006 г. вышел в свет учебник «Технология постройки подводных лодок». С 2019 г. кафедру возглавил Фомичев А.Б. д.т.н.,доцент, профессор СПбГМТУ, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области науки и техники , академик РИА и ПАНИ, почетный судостроитель ,одновременно работающий заместителем ген. директора- ген.конструктора АО «Концерн «Моринсис–Агат».

                               .

Заведующие кафедрой:

  1. Воскресенский Л.Н.
  2. Дормидонтов В.К.
  3. Мацкевич В.Д.
  4. Соколов В.Ф.
  5. Догадин А.В.
  6. Фомичев А.Б.

Ключевые фамилии в истории кафедры:

  1. Александров В.Л.
  2. Авдонкин А.В.
  3. Антонов В.М.
  4. Бавыкин Г.В.
  5. Васильев В.И.
  6. Воинов В.А.
  7. Ганов Э.В.
  8. Гармашов А.Д.
  9. Доброленский В.П.
  10. Догадин А.В.
  11. Демченко В.Г.
  12. Иванов А.В.
  13. Калмычков А.П.
  14. Лейзерман В.Ю.
  15. Мумджиан Н.Б.
  16. Невская А.Н.
  17. Никитин Е.И.
  18. Плисов Б.В.
  19. Роганов А.С.
  20. Соколова И.А.
  21. Тихонов В.В.
  22. Товстых Е.В.
  23. Тулин В.А.
  24. Турунов С.М.

Значимые исторические факты

1. Создание технологической специализации.

2. Создание базовых кафедр:

  •  завод им. Жданова;
  •  ЦНИИТС;
  •  Адмиралтейский завод

3. Обеспечение целевой подготовки.

4. Создание центра AVEVA.

Кафедрой выпущено 23 кандидата и 8 докторов наук.

Лауреатами правительственных премий и государственных наград являются:

Александров В.Л., Доброленский В.П., Плисов Б.В., Мацкевич В.Д., Товстых Е.В.

Выпускники кафедры работают на:

  • АО «Адмиралтейские верфи»,
  • АО Судостроительный завод «Северная верфь»,
  • АО «Балтийский завод»,
  • АО «Средне-Невский судостроительный завод»,
  • АО НССЗ,
  • ООО Лайки верфь,
  • АО ЦМКБ «Алмаз»,
  • АО Пелла,
  • АО ЦС «Звездочка»,
  • АО ЦТСС,
  • Прометей,
  • АО «Судостроительный завод Алмаз»,
  • АО  ПО «Севмаш»,
  • АО «Выборгский судостроительный завод»,
  • ЦКБ «Айсберг».

К основным направлениям научной деятельности кафедры относятся исследования в области совершенствования технологии постройки судов, автоматизации технологической подготовки производства, расчетного обоснования различных технологических процессов.

Кафедра имела длительное время тесные контакты с Ростокским университетом в Германии, университетами в Польше и Болгарии. Был подготовлен первый немецко-русский-английский словарь по технологии судостроения, выполнено несколько совместных НИР. Сотрудники кафедры регулярно читали лекции в Ростокском университете, в Политехнике в Гданьске, в Болгарии, а также во Вьетнаме и Китае.

 

 

Защита вьетнамского аспиранта кафедры Фи в 2008 году.

 

Перспективы кафедры связаны с освоением САПР AVEVA и построении на его основе как учебных занятий так и исследовательских работ, работой с судостроительными и судоремонтными предприятиями отрасли по оптимизации и модернизации процессов производства.

 

  1. В.Л. Александров, А.Р. Арью, Э.В. Ганов, А.В.Догадин, В.Ю. Лейзерман, А.С. Роганов, И.А. Соколова П.И. Щербинин.
    «Технология судостроения». Учебник, 2003.
  2. В.Л. Александров, А.В. Перелыгин, В.Ф. Соколов. «Судостроительное предприятие в условиях рынка». Монография, 2003.
  3. Александров В.Л. «Основы механизации и автоматизации в судостроении». Учебное пособие, 2003.
  4. Александров В.Л. «Подводные лодки: история, современное состояние, перспективы». Учебное пособие, 2004.
  5. В.Л. Александров, А.В. Догадин, В.В. Макаров, А.С. Роганов, В.Е. Уткин. «Технология постройки подводных лодок». Учебник, 2006.
  6. Александров В.Л., Доброленский В.П., Никитин Е.И., Соколов В.Ф. «Решение задач по технологии судостроения». Учебное пособие, 2006.
  7. Соколова И.А. «Проектирование состава позиций поточной линии изготовления секций корпуса судна». Учебное пособие, 2007.
  8. Роганов А.С. «Технология судостроения. Программа, методические указания
    по изучению курса и тематика контрольных и лабораторных работ». 2007.
  9. А.С. Роганов. «Технология постройки ПЛ». Учебное пособие, 2013.
  10. А.С. Роганов «Автоматизированные измерительные системы»  Учебное пособие  2013.
  11. А.А. Васильев, А.В. Догадин, В.М. Левшаков, А.Н. Невская «Технология и технологическое оборудование
    корпусообрабатывающих цехов судостроительных предприятий». Учебное пособие, 2016.
  12. Догадин А.В., Роганов А.С., Соколова И.А. «Технология судостроения». Учебное пособие, 2016.
  13. А.С. Роганов Статистический контроль качества продукции  Учебное пособие  2016.
  14. Александров В.Л., Бузаков А.С., Евдокимов Г.П., Кутейников М.А., Кучменок с.И., Петров А.А., Рогозин В.А.
    «Мировое и российское танкерное судоходство и судостроение», том 1. Монография, 2016.
Задать вопрос