1660719773

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Интервью с А.Б. Акопяном

Альберт Акопян: «Военный учебный центр – надежная опора вуза»

 

Проректор по воспитательной работе и директор Института военного образования Альберт Акопян рассказывает в интервью о роли и значении военного учебного центра в жизни университета, о реализуемых ВУЦ проектах, об особенностях подготовки офицеров в гражданском вузе, о недавно открытых лабораториях и о взаимоотношениях с Главкоматом ВМФ.

 

– Альберт Беникович, мы встречаемся накануне Дня защитника Отечества. В нашем вузе первыми получают поздравления в этот день курсанты и офицеры военного учебного центра СПбГМТУ, которым вы руководили много лет. Хотелось бы поговорить о том, что такое ВУЦ для Корабелки, как сюда поступают люди и какими офицерами становятся курсанты, подготовленные в гражданском вузе.

– Учебные военные центры (УВЦ) у нас и в других гражданских вузах были созданы на основании постановления правительства Российской Федерации в 2008 годуна базе военных кафедр (ВК) и факультетов военного обучения (ФВО),которые ранее осуществляли подготовку офицеров запаса. Переименование их в военные учебные центры (ВУЦ) произошло в 2019 году. Минобороны сочло необходимым проработать новый источник подготовки офицерских кадров для всех видов и родов Вооруженных Сил, при этом был учтен опыт такой подготовки в других странах: США, Германии, Италии, Франции и т. д. В ходе анализа начатых в 2006 году в некоторых вузах экспериментальных наборов по подготовке офицеров по контракту был сделан вывод, что огромный образовательный и научный потенциал гражданских вузов необходимо использовать для подготовки кадров в интересах Минобороны – не только для мобилизационного ресурса, но и для военной службы. Таким образом были созданы УВЦ. Подготовка офицеров запаса на ВК и ФВО по объему получаемых знаний и особенностям обучения не могла полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к офицеру-выпускнику. Чтобы успешно приступить к исполнению первичной должности в установленные сроки, необходимы бо́льшие знания и умения, где-то и определенный опыт. Ведь даже при совпадении образовательных программ порядок освоения их в гражданском и военном учебных заведениях очень разный. Цель гражданского образования, если говорить о нашем вузе, – подготовить инженера-конструктора, технолога. В военном вузе – подготовить инженера по эксплуатации, по боевому применению. Студенты гражданских вузов лишены возможности получить опыт по эксплуатации создаваемых ими объектов. И только обучающиеся в ВУЦ получают знания по проектированию и эксплуатации объектов, одновременно осваивая основную образовательную программу и программу по военно-учетной специальности. По окончании обучения выпускник ВУЦ – это не только офицер, обладающий знаниями и умениями по эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, но еще и инженер-конструктор. А это обязательно положительно отражается в службе.

 

– Выпускник после обучения в ВУЦ, уже будучи офицером, должен посвятить свою жизнь службе в ВМФ?

– Выпускники ВУЦ обязаны отслужить по контракту три года на офицерской должности, затем они сами принимают решение о дальнейшей карьере.

 

– Какова статистика по тем, кто остается на военной службе, и по уходящим с нее по истечении трех лет?

– С 2008 года нами выпущено около 300 офицеров, и статистика достаточно хорошая. Не более 15 процентов выпускников после окончания трехлетнего контракта уходят с военной службы. Причины разные, чаще объективные.

 

– Чем отличается офицер, подготовленный в военном учебном центре СПбГМТУ, от выпускника военного вуза?

– Как показывает практика, наши ребята лучше «держат удар», сталкиваясь с трудностями военной службы, по сравнению со своими сверстниками – выпускниками военных вузов. Дело в том, что выпускники нашего вуза более терпеливы к условиям службы. Видимо, это связано с тем, что весь период обучения они живут самостоятельной жизнью: питание, проживание, обеспечение одеждой, обучение и т.д. В военных же вузах всё организовано, регламентировано, обеспечено, контролируется. Самостоятельность наших ребят отметил в дальнем штурманском походе на учебном корабле «Перекоп» командир похода контр-адмирал Владимир Соколов. Он ожидал увидеть, что из Корабелки на корабль поднимутся студенты – заросшие, небритые, в джинсах, а тут иначе: по трапу поднимается группа ребят в специальной форме, они начинают нести вахту, участвовать в занятиях и повседневной деятельности корабля и возвращаются с первым местом по итогам штурманского похода, опередив в достижениях курсантов военных вузов. Эта показательная история повторилась и на второй год. Кстати, участие в дальних штурманских походах обучающихся в ВУЦ при СПбГМТУ – это еще одна отличительная черта нашего коллектива.

 

– Отличаются ли курсанты ВУЦ от простых студентов Корабелки? Они находятся в более жестких дисциплинарных рамках?

– Жизнь курсантов, конечно, отличается от студенческой. В первую очередь необходимостью обучения по графику военного дня. Все наши курсанты облачены в военную офисную форму, учебный день начинается с утреннего осмотра (проверки внешнего вида: формы, подтянутости). Для того чтобы приступить к получению знаний, нужно быть и по содержанию, и по форме готовым к этому. Также в ВУЦ иная структура управления учебными группами, курсами: старшина роты, командир взвода, командир отделения. Они выполняют определенные строевые функции. Компактное размещение по курсам в общежитии и т. д.

 

– Сколько по штату офицеров управляет деятельностью ВУЦ и сколько курсантов у нас ежегодно выпускается?

– Сейчас в ВУЦ Корабелки по штату 22 офицера. Ежегодный набор курсантов – 30–40 человек, примерно такой же и выпуск. Этот год будет особенный: вновь возвращается заказ на подготовку кадров в интересах Управления военных представительств. Справедливости ради надо сказать, что немалая заслуга в этом наших выпускников, которые, проходя службу в военных представительствах, хорошо себя зарекомендовали и заслужили авторитет. Начальники военных представительств, положительно оценивая деятельность наших выпускников, способствовали возобновлению подготовки. Тем более важно, что у военных представительств никогда не было собственных источников подготовки первичных офицерских кадров. Военпред – выпускник ВУЦ приступает к самостоятельному исполнению обязанностей в течение одного-трех месяцев. Офицер из частей Минобороны – не ранее чем через год.

 

– Какие трудности и проблемы встречаются в работе военного центра при гражданском вузе? И какую роль играет при наличии ВУЦ Институт военного образования?

– Военным учебным центрам при гражданских вузах непросто существовать в силу двойного управления. С одной стороны, военное ведомство, ставящее свои задачи и контролирующее их выполнение. С другой стороны, необходимость в гражданском вузе искать нестандартные решения для удовлетворения различных ведомственных требований и обеспечить эффективное управление. Тут мы подходим к вопросу: почему в Корабелке существует Институт военного образования (ИВО)? Дело в том, что отдельные виды деятельности не прописаны в нормативных документах, но жизнь подсказывает, что без них успех невозможен. В качестве примера – научная, исследовательская деятельность. Считаю, что без этого вида деятельности любое подразделение в образовательной среде начинает терять свою квалификацию и профессионализм, превращаясь в административный придаток. Поэтому мы создали научные лаборатории. В нужное время рядом со мной оказался молодой инициативный офицер кандидат технических наук Денис Кузнецов. Благодаря его личным качествам при поддержке руководства университета мы создали несколько лабораторий и учебный центр «АСКОН», входящие в состав научно-образовательного отдела института. Институт военного образования сегодня не только занимается исследовательской деятельностью и обучением студентов ВУЦ, но и берет на себя задачу привития им базовых исследовательских навыков. Этот вид деятельности мы и смогли развить благодаря созданию в вузе Института военного образования.

 

– Вы упомянули о лабораториях. Сколько их сегодня создано в Институте военного образования? Могут ли студенты других факультетов посещать эти лаборатории?

– В настоящий момент у нас их несколько: лаборатория морского оружия, лаборатория по непотопляемости, учебно-тренировочный комплекс (УТК) по борьбе с пожарами и водой «Гефест», лаборатория – комплексный тренажер по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки, научные лаборатории и учебный центр «АСКОН» научно-образовательного отдела. Студенты вне зависимости от факультета и курса могут участвовать в инициативных действиях Института военного образования, заниматься исследовательской работой, постигать передовые технологии проектирования, создавать управляемые аппараты и пр. Доступ в наши лаборатории им открыт, ограничений нет.

 

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о недавно открытом учебно-тренировочном комплексе по борьбе с пожарами и водой «Гефест».

– Новый учебно-тренировочный комплекс «Гефест» – наша гордость. В гражданском вузе, кроме нас, ни у кого подобного комплекса не существует. Его стоимость более 150 миллионов рублей. Новый УТК предназначен для отработки практических навыков, приемов и способов борьбы с водой и пожарами. Комплекс изготовлен из двух модулей на базе 40-футовых контейнеров. Он разработан в двух вариантах: для экипажей судов и надводных кораблей; для экипажей подводных лодок. В состав нового комплекса входят тренажеры: «Борьба с водой», «Борьба с пожаром», «Пенный отсек» и «Дымовой лабиринт», а также класс предтренажерной подготовки, бытовые и вспомогательные помещения. Использование УТК в учебном процессе позволит в полной мере выполнять все требования по подготовке будущих офицеров к дальнейшей службе на кораблях ВМФ.

 

– Чем определяется количество ежегодно подготавливаемых офицеров? Почему 30–40 офицеров, а не 100, например?

– Существует определенная потребность в кадрах по военно-учетным специальностям. Исходя из нее, Главкомат ВМФ определяет контрольные цифры приема в военные учебные центры. Такой же подход существует и в военных вузах. Главным критерием является потребность в обеспечении занятости первичных офицерских должностей в соответствии с военно-учетными специальностями.

 

– На какие объекты назначаются выпускники ВУЦ Корабелки после выхода из стен вуза? Где они находят себе применение?

– Военный учебный центр готовит для флота специалистов по морскому оружию (торпедное и минное), по корабельной атомной энергетике и корабелов для службы на первичных офицерских должностях в минно-торпедной и электромеханической боевых частях на кораблях и подводных лодках. Немало выпускников служат на береговых объектах ВМФ и в различных управлениях Минобороны, в том числе и в Управлении военных представительств. Это касается и наших выпускников женского пола. Словом, офицеры Корабелки находят применение и на берегу, и в море, и даже в войсках, связанных с освоением космоса. Есть и те, кому приходится служить в горячих точках, принимая непосредственное участие в спецоперациях. География мест службы выпускников ВУЦ СПбГМТУ очень обширна – от Камчатки до Калининграда, от Арктики до Средиземного и Черного морей.

 

– Как складываются взаимоотношения нашего военного учебного центра с Главкоматом ВМФ? В чем заключается его помощь, поддержка?

– В Главкомате присутствует заботливое, внимательное и уважительное отношение к деятельности военного учебного центра и Института военного образования СПбГМТУ. Корабелка никогда не «пряталась», мы всегда шли в части и в действующие соединения флота. И в Главкомате это видят и знают. Вот недавно наши выпускники убыли в Гаджиево на стажировку в дивизию атомных подводных лодок. А условия там очень непростые. Улетели наши ребята и в Балтийск – стажироваться на кораблях и объектах ВМФ. Летом дополнительно Севастополь и Североморск. В Ленинградскую область – в мотострелковую бригаду, а там стрельбы, гранатометания, борьба с танками и т.д., всё по-взрослому. В Главкомате ВМФ поддерживают наши действия, подтверждающие, что мы выстраиваем подготовку офицера так же, как в военных вузах, а в некоторых случаях даже опережаем эти вузы. Всё это, повторюсь, достойно оценивается, и поэтому во многих вопросах мы чувствуем поддержку. При непосредственном содействии Главкомата нам поставили УТК «Гефест», а также дорогостоящий комплекс-тренажер по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки. Такие тренажеры есть только в военных вузах. Это никакое не везение и не случайность. Только наша настойчивость и упорство в подготовке офицеров, не уступающих выпускникам военных вузов, обеспечивают Корабелке подобное благоприятное отношение Главкомата ВМФ. Наш ректор, Глеб Туричин, в части вопросов, касающихся расширения материальной базы ВУЦ, также всегда идет навстречу. Нынешний главком ВМФ адмирал Николай Евменов, осмотрев нашу лабораторию морского оружия после одного из выездных мероприятий Совета безопасности, был приятно удивлен, что в гражданском вузе может быть столь хорошо оборудованная лаборатория. И даже поставил в пример одному из военных вузов.

 

– На носу летняя приемная кампания. Как происходит поступление в ВУЦ? Каков механизм?

– Поступление производится через военные комиссариаты. Абитуриенты пишут заявления о формировании личного дела для поступления в такой-то военный учебный центр при таком-то вузе. После проходят медкомиссию в соответствии с выбранной специальностью, профпсихотбор, представляют дополнительные сведения по физическим нормативам и набирают соответствующее количество баллов ЕГЭ. Зачисление производится на конкурсной основе. На сайте университета подробно описана процедура подачи документов.

 

– Каков процент иногородних курсантов?

– Достаточно большой, как и во всем вузе, порядка 75%. Это и понятно: у петербургских абитуриентов богаче выбор и больше возможностей. Из других городов приезжают к нам целенаправленно, следуя семейным решениям, военным династиям.

 

– Альберт Беникович, сейчас, как упоминалось, некоторые ребята ограничиваются тремя годами службы, кто-то остается в ВМФ на всю жизнь. А каков был ваш путь во флоте?

– Я прослужил на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» восемь лет. С должности командира дивизиона живучести в звании капитана III ранга я поступил в Военно-морскую академию в августе 1991 года. В это время происходили события, связанные с ГКЧП. Когда окончил академию в 1994 году, корабля моего назначения уже не было. Атомный авианосец «Ульяновск», который строился на Черноморском судостроительном заводе, был уже распилен. И судьба распорядилась иначе. Пришел на военную кафедру СПбГМТУ в звании капитана II ранга. Здесь я начал с преподавательской должности, потом стал старшим преподавателем, начальником цикла, замначальника кафедры, начальником кафедры, начальником учебной части – замначальника ФВО и начальником ФВО. В 2009 году был назначен начальником учебного военного центра. Каждый офицер нашего ВУЦ со своей судьбой. У нас здоровый коллектив во всех отношениях, вплоть до отсутствия вредных привычек. Ежедневные занятия в спортзале, тренировки по индивидуальным программам. Военный коллектив, считаю, является серьезной опорой в вузе, ядром. Это крепкий костяк, на который ориентируются, равняются, к которому подтягиваются. ВУЦ – самое мобильное подразделение университета. Потенциал военного учебного центра я оцениваю очень высоко. Поэтому им надо дорожить и развивать его.

 

– В связи с тем что беседуем мы накануне Дня защитника Отечества, какие у вас будут пожелания к нынешним и будущим курсантам ВУЦ СПбГМТУ?

– Тем, кто уже обучается у нас, я желаю укрепления намерения верно служить Отечеству. Любовь к Отечеству означает готовность к самопожертвованию, а проверка этой готовности возможна и в мирное время в отношении к своим родным и близким, любимым. Обращаясь же к нашим абитуриентам, я хотел бы подчеркнуть, что люди приходят к своей цели и мечте разными путями. Если что-то мешает вам пройти обучение в военном вузе, используйте возможность стать офицером в военном учебном центре Корабелки. Здесь обучение максимально сопряжено с трудностями и реалиями обучения в военных учебных заведениях. Есть и приятные отличия: шлюпочные походы, возможность заниматься гребно-парусным спортом, развивать свои творческие способности, заниматься исследовательской деятельностью, познавать наш великолепный город, обретать настоящих друзей и дружить с прекрасными девушками. Вы получите бесценные знания и приобретете полноценный опыт, который позволит вам стать достойным офицером, грамотным инженером, известным конструктором. Выбор за вами!