Навигация по разделам сайта

En ЛК ИСУ

Обучение в Санкт-Петербурге

Возникновение и рост Санкт-Петербурга совпали с бурным развитием российского просвещения. Основатель города приложил немало усилий, чтобы преодолеть невежество первых петербуржцев. В ту пору даже среди вельмож большинство были неграмотными. Именно здесь возникли многие учебные и научные учреждения: Академия наук, музеи, публичные библиотеки.

Когда учебных заведений в Петербурге ещё не было, Пётр I большие надежды возлагал на обучение знатных молодых людей в Европе. По его указанию русские дипломатические представители должны были следить за поведением и успеваемостью этих "пансионеров". По их возвращении на родину царь лично экзаменовал выпускников и отличившихся назначал на высокие посты. Однако, все желающие не могли отправиться за границу, и уже в 1719 г. в Петербурге появилось учебное заведение - переведённая из Москвы Инженерная школа.

В 1757 г. в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств.

В золотой век Екатерины II в Петербурге появилось немало новых учебных заведений. Вдохновителем реформы образования был видный деятель просвещения Иван Иванович Бецкой. Он ставил целью ввести образование с раннего детства и сделать его систематическим. При поддержке императрицы Бецкой начал организовывать обучение женщин, которые в то время были совершенно не охвачены образованием. В 1764 г. при Смольном монастыре появилось Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом.

Несмотря на то, что Петербург считался центром российского образования, университета в нём долгое время не было. Только в 1820 г. в здании 12 петровских коллегий открылся Петербургский университет. Как и большинство учебных заведений города, он разместился на Васильевском острове, который гордо называли Островом просвещения или Русской Сорбонной.

Для женщин высшее образование долго оставалось недоступным. Только в 1878 г. открылись знаменитые Бестужевские курсы, названные по имени своего основателя - профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. На курсы принимались девушки со средним образованием не моложе 21 года. Проучившись четыре года, они получали диплом преподавателей, а некоторые продолжали заниматься научной работой.

Бурное развитие экономики в конце XIX в. привело к появлению в городе крупных технических вузов, для которых строились уже не отдельные здания, а целые учебные городки. На рубеже XIX - XX столетий в Петербурге насчитывалось 25 высших учебных заведений, где обучалось более 13 тыс. студентов. Число грамотных среди городского населения составляло 64 %. По инициативе петербургской интеллигенции появились воскресные школы для взрослых и бесплатные начальные школы для детей бедняков.

После 1917 г. система образования на время пришла в упадок. Занятия во многих вузах прекратились, немало студентов и преподавателей эмигрировали, а оставшихся периодически "вычищали" за буржуазное происхождение.

В 1919 г. была создана система единой трудовой школы, в которую входили 382 школы со сроком обучения от пяти до десяти лет. Для беспризорников и сирот открывались колонии и интернаты. В 20-30-х гг. главным типом школы стала фабрично-заводская семилетка, где готовили рабочих. Гуманитарных предметов в этих школах фактически не было вплоть до 1929 г., когда особое постановление правительства разрешило преподавать историю,

В 30-х гг, в Ленинграде была полностью ликвидирована неграмотность, а число средних школ достигло 400. В тот же период возникло более десятка отраслевых институтов, которые занимались подготовкой кадров для промышленности.

В годы Великой Отечественной войны большинство школ и вузов города закрылось. Многие были разрушены, а парты и прочее имущество растащены на дрова. Однако уже в 1945 г. приняли план восстановления объектов образования.

В 60-х гг. была реорганизована городская система вузов - из 50 осталось 43. С тех пор их количество почти не менялось.

Санкт-Петербург – один из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 350 научных организаций: более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 12 государственных научных центров. Кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляет более 170 тысяч сотрудников научных организаций и высших учебных заведений, в том числе более 9 тысяч докторов наук и более 26 тысяч кандидатов наук.

Система высшего образования Санкт-Петербурга включает 43 государственных гражданских вуза, в том числе 26 университетов, 5 академий, 6 институтов и 6 филиалов вузов, а также 31 негосударственный (частный) вуз. Государственные гражданские вузы находятся в ведении 13 федеральных органов государственной власти и двух государственных академий (Российской академии наук и Российской академии художеств).

Корабелка - легендарный петербургский государственный университет с глубокими традициями и динамично растущими перспективами. Это единственный в России вуз, который готовит инженеров-специалистов мирового класса по всему спектру кораблестроительных специальностей. Основные направления - проектирование, постройка и техническая эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, а также - технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.