Специализированный межвузовский центр по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения среди студентов ВУЗов технического профиля
Специализированный межвузовский центр по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения среди студентов ВУЗов технического профиля, работающих с источниками повышенной опасности, военно-учебных центрах, местах компактного проживания студентов, как элемента постоянной инфраструктуры межведомственной профилактической деятельности и мониторинга наркоситуации.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ЭТО:
- Готовая и эффективная методика мониторинга и профилактики социальных, биохимических и медицинских рисков в студенческой среде.
- Способ сохранения контингента.
- Инструмент позитивного воздействия на образовательную среду.
- Площадка для научных и образовательных дискуссий по вопросам мониторинга и профилактики девиантного поведения.
- База обучения, повышения квалификации, получения дополнительного образования.
- Научно-исследовательская лаборатория методологии профилактики рисков для безопасности образовательной среды.
- Зона организованного, интересного и полезного досуга для студентов.
- Полигон для закрепления студентами и преподавателями знаний и навыков в области социологии, психологии, а также воспитательно-педагогической деятельности.
- Важный аспект повышения привлекательности ВУЗа
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТУ?
- КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Любой ВУЗ страны обязан и вынужден решать вопросы профилактики девиантного поведения. С этой целью ВУЗы используют свои или заимствованные методики. Таких методик множество, но, ни одна из них не решает задачу в комплексе. Центр как раз и предлагает готовое решение проблемы организации и проведения эффективной комплексной профилактики зависимого и отклоняющегося поведения, используя собственные (университетские) уже обкатанные методики. - УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
СПбГМТУ, как и любой другой ВУЗ, заинтересован в повышении качества образования и подготовки специалистов для отрасли. Центр, решая задачи профилактики девиантного поведения, способствует улучшению качества образовательной среды и повышению мотивацию студентов к обучению. - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ АБИТУРИЕНТОВ
СПбГМТУ, как и любой другой ВУЗ, заинтересован в увеличении количества обучающихся, повышении среднего значения балла ЕГЭ при поступлении. Центр, реализуя готовые методики воспитательно-профилактической работы в школах и средних технических заведениях, способствует увеличению числа желающих поступить в «КОРАБЕЛКУ», что в свою очередь, способствует повышению конкуренцию среди абитуриентов. - ОСНОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Проблема профилактики зависимого и отклоняющегося поведения актуальна не только для СПбГМТУ и других ВУЗов, но и для судостроительных предприятий. Всё дело в том, что судостроительные учреждения и предприятия сегодня не располагают универсальными методиками выявления и профилактики рисков, связанных с разглашением гостайны, совершением терактов, саботажем, техногенными авариями по вине человека. Такие методики необходимы для судостроительной отрасли. Наработки Центра – основа для организации Университетом научных исследований по заказу ОСК с целью создания научно-обоснованной методологии профилактики девиантного поведения среди работников судостроительной отрасли, чья работа связана с гостайной, опасным производством, производственными участками с большим скоплением людей, вооружением, высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием (техника, технологические линии), опасными взрывчатыми, химическими и биологическими материалами. - ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ СИЛ И СРЕДСТВ
Задача обеспечения безопасности образовательного процесса, безусловно, является одной из приоритетных задач ВУЗа. Решение этой задачи требует значительных сил и средств, которых не всегда хватает в полной мере.
Работа Центра включает:
1. Формирование групп риска среди студентов на основе результатов мониторинга, что позволяет обеспечить акцентированный подход в организации системы охраны и безопасности, оптимизируя распределение имеющихся сил и средств;
2. Акцентированную профилактику различных видов девиантности с помощью психопрофилактических модулей и наработанных методов психолого-педагогического сопровождения, что способствует снижению рисков возникновения криминальных и антисоциальных проявлений среди студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ
Одним из важных направлений профилактики рисков в сфере безопасности образовательной среды является организация внеучебного времени студентов, исходя из принципа: у студента не должно быть времени на праздное времяпрепровождение, а досуг студента должен быть организован и максимально полезен для его самосовершенствования. Центр предлагает готовые, обкатанные и интересные для студентов учебные модули дополнительного образования, а также программы академической мобильности.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ:
- СОЛДАТОВ А.В., доктор философских наук, профессор СПбГМТУ, советский и российский философ и религиовед, специалист по философской теории бытия и философским проблемам естествознания.
- ПАНОВ А.М., начальник отдела по организации взаимодействия с органами государственной власти и административной практики Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по СПб и ЛО
- КОРЖИК М.М., начальник сектора по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии г. Санкт-Петербурга
- ТЕПЛИЦКИЙ В.В., президент Благотворительного некоммерческого фонда поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее», Санкт-Петербург
- ЗАЗУЛИН Г.В., доцент кафедры Конфликтологии, Института Философии, Санкт-Петербургского Государственного Университета
- ГАРИН И.Ю., руководитель Специализированного межвузовского Центр при СПбГМТУ по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения.
- КСЫНКИН К.И., директор рекламного предприятия «А+Б», ведущий разработчик «Концепции антанпркотической рекламы», медаль UNWTO, специалист отдела инновации в образовании ГМТУ, соискатель кафедры Конфликтологии Института философии СПБГУ
- ГРОМОВА М., журналист, авторский молодежный проект "У МЕНЯ ЕСТЬ ГОЛОС"
- ДУБРОВСКИЙ Р.Г., кандидат социологических наук, консультант комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области, - автор методических работ по территориальной организации системы профилактики наркомании, соруководитель международного исследовательского проекта «Изучение употребления психоактивных веществ среди учащихся в возрасте 15-16 лет в Северо-Западном Федеральном округе Российской Федерации» (ESPAD) в 2010 году.
- ПИВОВАРОВА Г.М., член Общественного Совета при Государственной Думе, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
- МЕРКУЛОВА М.В., кандидат медицинских наук, доцент СПбГПМУ.
- СЕМЕНИХИН А.Л., доктор военных наук, профессор (ранее СЗ ИПК ФСКН; сейчас РГПУ им. Герцена);
- ПИСКУНОВА С., заместитель председателя Молодежного Совета СПбГМТУ
- КВАСНИКОВ А.В., начальник отдела инноваций в образовании СПбГМТУ, заместитель руководителя Специализированного межвузовского Центра
ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ОПЫТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ И МЕЖВУЗОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ
- 15 апреля 2015 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «О работе СПбГМТУ по профилактике зависимого и отклоняющегося поведения в рамках функционирования Специализированного Межвузовского Центра».
- 26 ноября 2015 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «Текущее состояние и проблемы наркотестирования в образовательной среде».
- 7 июня 2016 года - совещание в формате «круглый стол». Тема: «Мониторинг и профилактика зависимого, отклоняющегося и противоправного поведения в ходе образовательного процесса».
- 15 декабря 2016 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «Актуальность проблемы зависимого, отклоняющегося и противоправного поведения среди обучающихся средних и высших образовательных учреждений».
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОТЕСТИРОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Отдел инноваций в образовании при СПбГМТУ
2. Межвузовский Центр в области истории и философии науки и техники при СПбГМТУ
3. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова
4. Кафедра Конфликтологии, Института Философии, Санкт-Петербургского Государственного Университета
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НАШИ ПАРТНЁРЫ:
1. Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет
2. Санкт-Петербургский архитектурно-строительный Университет
3. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
4. Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по СПб и ЛО
5. СПб ГБУЗ МНД-1
6. Благотворительный некоммерческий фонд поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее», Санкт-Петербург
7. Молодёжная служба безопасности СПб