1669854620

Кафедра теплофизических основ судовой энергетики

Кафедра теплофизических основ судовой энергетики (ТОСЭ) осуществляет подготовку студентов по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», профилю бакалавра 26.03.02.17 «Энергетическое оборудование судов, морских и береговых нефтегазовых комплексов» и магистерской программе 26.04.02.22 «Энергетическое оборудование морской техники».

Цель обучения - подготовка студента к проектной и научно-исследовательской деятельности, предполагающей готовность и способность выпускника использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков.

Выпускник кафедры сможет участвовать в разработке эскизных и технических проектов энергетического оборудования судов, морских и береговых нефтегазовых комплексов и их составных частей, проводить анализ информации и формирование исходных данных по теме разработки новых технологий в области создания энергетического оборудования судов, морских и береговых нефтегазовых комплексов.

Основные изучаемые дисциплины:

термодинамика и теплопередача, компьютерное моделирование, энергетическое оборудование подводных станций, производство и регазификация сжиженного природного газа,энергетическое оборудование нефтегазовых комплексов, турбулентные течения вязкой жидкости,  проектирование систем хранения реагентов для электрохимических генераторов.

Организации-парнеры кафедры ТОСЭ:

  • ФГУП «Крыловский государственный научный центр»;
  • СПМБМ «Малахит»;
  • ЦКБ «Рубин»;
  • ПКБ «Невское»;
  • ЦКБ «Айсберг»;
  • ЦКБ «Алмаз»;
  • АО «Адмиралтейские верфи»;
  • АО «Балтийский завод» и др.

Студенты кафедры ТОСЭ проходят инженерную и преддипломную практику на вышеперечисленных предприятиях.

Основные места трудоустройства выпускников: ЦКБ «Рубин»,  СПМБМ «Малахит»,  ПКБ «Невское», ЦКБ «Айсберг», ЦКБ «Алмаз», Крыловский государственный научный центр, АО «Балтийский завод», АО «Адмиралтейские верфи» и др.

Сотрудники кафедры занимаются научными исследованиями воздухонезависимых  энергетических установок, свойств реального газа, нестационарными гидродинамическими процессами, моделями турбулентности, эффектом Томса, совершенствованием технологии транспортировки и хранения природного газа.

26.03.02.17 Энергетическое оборудование судов, морских и береговых нефтегазовых комплексов (Очная форма)
26.04.02.22 Энергетическое оборудование морской техники (Очная форма)

Краткая история развития кафедры

В 1930 г., на момент создания Ленинградского кораблестроительного института, ведущей специальной кафедрой на машиностроительном факультете являлась кафедра под названием «Главные судовые механизмы», которой заведовал профессор В. К. Васильев. В состав этой кафедры входили все дисциплины машиностроительного профиля. В 1937 г. эта кафедра была расформирована и на ее основе создан комплекс самостоятельных кафедр и, в частности, кафедры «Термодинамика» и «Судовые паровые котлы».

Кафедрой термодинамики с 1938 г. по 1949 г. заведовал профессор Тагеев Д. Л. Кафедрой судовых паровых котлов руководили профессор С. И. Кузьмин (1938–1947 гг.) и профессор В. Н. Дешкин (1947–1949 гг.).

Эти кафедры были в тот период малочисленными. Преподавательский состав каждой кафедры не превышал 2–3 человек, не считая аспирантов, т.к. в то время на машфак в год принималось 50 студентов. Малочисленный состав преподавателей и аспирантов, слабая лабораторная база, отсутствие учебников и другой технической литературы по профилю не позволяли этим кафедрам вести в нужном объеме научно-исследовательскую и учебно-методическую работу. 

В 1949 г. было признано целесообразным обе упомянутые кафедры объединить в одну под названием «Судовые паровые котлы и термодинамика». Заведующим этой объединенной кафедры стал профессор Д. Л. Тагеев (1949 –1952 гг.), а затем профессор Н. И. Пушкин (1952 – 1973 гг.).

Новые проблемы, которые были выдвинуты после окончания Великой Отечественной войны перед судовой теплоэнергетикой потребовали от кафедры усиленной подготовки специалистов высокой и высшей квалификации, как для ведения учебного процесса, так и для научно-исследовательской работы.

В 1947 г. кафедра приступила к интенсивной подготовке ученых через аспирантуру. Одновременно с подготовкой молодых ученых из среды наиболее талантливых выпускников кафедра вела работу по расширению существующих и созданию новых лабораторий.


Заведующий кафедрой «Судовых паровые котлы и термодинамика»
д.т.н., профессор Пушкин Никита Иванович (заведовал кафедрой в 1952–1973 гг.)

Начало этой работы было положено в 1952 – 1953 гг.  В течение трех-четырех лет кафедра практически заново создала очень важную и нужную для учебного процесса и научно-исследовательских работ котельную лабораторию, состоящую из трех современных для того времени судовых водотрубных котлов, полностью оборудованных вспомогательными механизмами и контрольно- измерительными приборами. Устаревший огнетрубный котел угольного отопления, составляющий ранее «гордость» лаборатории, был демонтирован и сдан в металлолом.

Известно, что 1953 г. являлся годом реорганизации института и в том числе машфака. В 1953 г. на машфаке были введены новые специальности, в том числе, «Котлостроение», которая позднее стала называться специальностью «парогенераторостроение». Курировать эту специальность было поручено объединенной кафедре «Судовые паровые котлы и термодинамика». Позднее, в 1955 г., в связи с заказами промышленности на научно-исследовательские работы в области теплофизики, а также в связи с расширением образования по термодинамике и теплопередаче и изменением курса «судовые паровые котлы» Ученым советом Машфака было решено переименовать кафедру «Судовые паровые котлы и термодинамика» в «Судовые парогенераторы и теоретические основы теплотехники» (СП и ТОТ). В то время преподавателями кафедры СП и ТОТ были освоены фундаментальные дисциплины:

  • «Судовые парогенераторы» (ранее судовые паровые котлы»);
  • «Камеры сгорания судовых газотурбинных установок»;
  • «Термодинамика»;
  • «Теплопередача»;
  • «Теоретические основы теплотехники» (ТОТ).
Задать вопрос