Кафедра корабельных автоматизированных комплексов и информационно-управляющих систем (кафедра 2310) была образована в 1966 году. Деятельность кафедры с самого начала была связана с подготовкой специалистов в области проектирования корабельных автоматических и автоматизированных комплексов, информационно-управляющих систем, корабельных пусковых установок робото-технических устройств и систем их хранения. До создания кафедры 2310 в Ленинградском кораблестроительном институте (ныне СПбГМТУ) в таком объеме фундаментальная подготовка специалистов по данным направлениям не проводилась.
Кафедрой 2310 с начала ее образования до января 2023 года заведовал д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Ефим Натанович Розенвассер.
Обучение студентов кафедры 2310 проводилось по программе специалитета с первого по шестой курс (гр.315-365) по специальности проектирования корабельных автоматизированных и автоматических комплексов и пусковых установок.
В 1972 году на кафедре была открыта подготовка по новой, второй специальности –специалистов по корабельным системам управления пуском робототехнических устройств и систем и информационно-управляющим системам. Обучение проводилось по программе специалитета в группе №7 (гр.317-367). В 1978г состоялся первый выпуск студентов этой специальности.
Выпускники кафедры занимали достойное место в управлении «корабелкой». Профессор Борисенко Константин Петрович возглавлял университет с 1999 по 2013 год. Доцент Смольников Александр Васильевич работал в качестве проректора по учебной работе в эти же годы. Доцент Рычков Виталий Александрович был в этот же период Председателем комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
В конце 1980-х годов на кафедре открылась ещё одна специализация по проектированию программного и алгоритмического обеспечения корабельных информационных и управляющих систем - группа №9 .
В настоящее время кафедра проводит подготовку бакалавров по специализации 17.03.01.05 "Интеллектуальные и автоматизированные корабельные комплексы".
Кафедра 2310 участвует в выполнении научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ по заказу промышленности. Эти работы начали проводиться сразу после ее образования в 1966 г. и продолжают выполняться в наши дни. Объем выполняемых работ постепенно увеличивался, тематика их расширялась и затрагивала все более широкий круг вопросов, поэтому в 1980 при кафедре приказами двух министров: судостроительной промышленности СССР и высшего и среднего специального образования СССР,- создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория системного моделирования (ОНИЛ СМ), задачами которой была разработка нового математического и программного обеспечения корабельных систем автоматизации, информационно-управляющих систем и программных имитационных моделирующих комплексов (в т.ч. цифровых двойников проектируемых отраслью корабельных специальных комплексов), проведение статистических исследований эффективности проектных решений методами компьютерного моделирования. С 1985г. после защиты кандидатской диссертации заведующим ОНИЛ СМ становится А.В. Шершнев, который руководит ею до настоящего времени.
Направлениями работы НИЛ СМ в настоящее время являются:
- разработка компьютерных имитационных моделирующих комплексов и цифровых двойников для статистических исследований эффективности проектных решений;
- разработка алгоритмического и программного обеспечения корабельных и береговых интеллектуальных информационных и управляющих систем и систем корабельной автоматизации.
- разработка компьютерных стендов тестирования и испытания корабельных автоматических и автоматизированных комплексов, информационно-управляющих систем и других систем корабельной автоматизации;
- разработка компьютерных обучающих систем, учебных интерактивных моделей и компьютерных тренажёров;
За время своего существования лаборатория выполнила более 60 различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Несколько позднее, в 1984 при кафедре создается научно-исследовательская лаборатория динамики судовых комплексов (НИЛ ДСК) для выполнения комплексных исследований перспективных технических решений корабельных и стационарных пусковых систем робототехнических комплексов. Заведующим НИЛ ДСК был назначен к.т.н. В.Г. Михлин. За многие годы успешной работы научно- исследовательской лабораторией выполнено более двух десятков НИР и ОКР по различной тематике, опубликованы сотни научных статей, вот неполный перечень направлений таких работ:
- синтез алгоритмов управления приводами наведения;
- управление многостепенными антенными установками при слежении за спутниками;
- управление при пуске робототехнического комплекса;
- динамика пусковых установок воздушных аппаратов;
- исследование колебательных процессов в системах с помощью аппарата параметрических передаточных функций;
- разработка систем контроля;
- аналитическое конструирование регуляторов;
- сетевое планирование с помощью сетей Петри;
- эргономика при разработке пультов операторов.
Научный коллектив кафедры 2310 в течение более чем 20 лет, в рамках договора о сотрудничестве между СПбГМТУ и Университетом города Росток (ФРГ) (Universität Rostock), осуществлял научное взаимодействие с европейскими коллегами.
В рамках проводимых исследований были разработаны теоретические методы анализа и синтеза систем управления динамическими объектами на основе цифровой микропроцессорной техники.
Теоретические результаты исследований нашли свое отражение в более, чем 50 статьях, опубликованных в ведущих отечественных периодических журналах, а также в докладах, представленных более, чем на 100 отечественных и международных конференциях. Доклады сотрудников кафедры опубликованы в журналах: Автоматика и Телемеханика, Доклады Академии наук, Известия Академии наук, International Journal of control (IJC), European Journal of Control (EJC) и др. Доклады представлялись на конференции, проводимые под эгидой таких структур, как IFAC и IEEE.
Наиболее значимые результаты научных исследований размещены в монографиях, опубликованных в издательстве Springer - ведущем международном научном издательстве. Эти монографии посвящены актуальным вопросам исследования цифровых систем управления объектами различной природы, в том числе и периодическими объектами.
В их числе:
- E. N. Rosenwasser, B.P., T. Jeinsch. W. Drewelow, Sampled-Data Control for Periodic Objects, - Springer, London, 2022 (ISBN: 978-3-031-01955-5);
- E. N. Rosenwasser, B.P. Lampe, T. Jeinsch, Computer-Controlled Systems with Delay. A Transfer Function Approach.- Springer, Cham, 2019 (ISBN 978-3-030-15041-9);
- E. N. Rosenwasser, B.P. Lampe, Multivariable Computer-controlled Systems. A Transfer Function Approach (Communications and Control Engineering). -Springer, London 2010, ISBN 978-1-849-96600-9, (Reprint, 2006);
- E. N. Rosenwasser, B.P. Lampe, Computer Controlled Systems. Analysis and Design with Process-orientated Models. - Springer, London 2000, (ISBN 978-1-447-10521-3);
- E. N. Rosenwasser, B.P. Lampe, Digitale Regelung in kontinuierlicher Zeit. Analyse und Entwurf im Frequenzbereich.- Teubner, Stuttgart 1997, (ISBN 3-519-06199-6), (Reprint 2013).
Найденные решения реализованы в современных системах управления судов и кораблей, подводных робототехнических аппаратов самого различного назначения. В частности, с использованием этих методов была разработана и успешно внедрена в эксплуатацию система автоматизированного управления для прохода узкостей и мелководья для паромов класса Transeuropa Ferries. Также эти методы использовались при разработке систем управления морскими судами и подводными роботами, предназначенными для обеспечения следования по заданным траекториям, по обеспечению выхода в контрольные точки, по управлению пространственным и поверхностным маневрированием.
При этом были выполнены разработки и получены свидетельства о регистрации специального программного обеспечения для решения инженерных задач соответствующего направления.
Руководителю данных исследований, профессору Е.Н. Розенвассеру было присвоено звание Honoris Causa - почетный доктор Университета г. Росток.
В рамках реализации процесса научного сотрудничества производился активный обмен между студентами кафедры и студентами машиностроительного факультета г Росток. В рамках данного обмена осуществлялись взаимные профильные студенческие стажировки, участие в совместных научных студенческих семинарах.
За многолетнюю плодотворную научную деятельность д.т.н., профессору Е.Н. Розенвассеру в 1998 году присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, а в 2020 году он награжден орденом Дружбы.
Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награжден к.т.н., доцент О.B. Ефимов. Медалью Министерства обороны РФ «Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков» награждён д.т.н.. профессор А.В,Шершнёв.
Высокий уровень подготовки выпускников кафедры корабельных автоматизированных комплексов и информационно-управляющих систем подтверждается 1996 году аттестацией ее специальности Институтом морских инженеров Великобритании.
В 2013 году на базе кафедры была открыта научно-педагогическая школа «Динамика и управление в корабельных комплексах» под руководством д.т.н., профессора Е.Н. Розенвассера для решения следующих задач:
- исследование и проектирование корабельных комплексов на основе компьютерных технико-тактических имитационных моделей ;
- разработка алгоритмов цифрового управления морскими подводными робототехническими устройствами;
- исследование и проектирование систем пуска робототехнических устройств и систем.
В 2014 году НИЛ СМ и НИЛ ДСК стали самостоятельными подразделениями в составе научно-исследовательской части СПбГМТУ. С целью повышения качества обучения на базе кафедры и двух лабораторий (НИЛСМ и НИЛДСК) создан научно-образовательный центр динамики и управления в корабельных комплексах (НОЦ ДУКК) под руководством д.т.н., профессора Е.Н. Розенвассера, исполнительным директором НОЦ ДУКК является д.т.н., профессор А.В. Шершнев.
Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры активно работают в составе НОЦ «ДУКК». За последний период было успешно защищено несколько кандидатских и две докторских диссертации.
За годы своего существования кафедра выпустила целую плеяду замечательных специалистов, работающих на ведущих предприятиях судостроения, научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и организациях IT индустрии.
Сейчас кафедра готовит бакалавров по специализации 17.03.01.05 "Интеллектуальные и автоматизированные корабельные комплексы" и совместно с кафедрой систем автоматического управления и бортовой вычислительной техники магистров по специальности 17.04.01.01 «Управление и автоматизация систем и объектов морской техники»