Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

27 января – день Воинской славы России: снятие блокады Ленинграда в 1944 году

АКЦИЯ ПАМЯТИ КОРФАКА

Патриотическое движение ФКиО «Корфак помнит» проводит в холле корпуса Б акцию раздачи «Ленточки Ленинградской Победы». У памятного мемориала также помещена инсталляция «125 блокадных грамм с огнем кровью пополам» (стихотворение Ольги Берггольц).

В годы Великой Отечественной войны специалисты Ленинградского кораблестроительного института выполнили одну из очень значимых работ для спасения ленинградцев. Кроме ледовой Дороги жизни с 1942 года была еще и Водная дорога жизни, по которой в осажденный Ленинград шел большой поток грузов – вдвое больше, чем по льду Ладожского озера.

Борис Васильевич Плисов (1907-2000) который с 1950 года был начальником научно-исследовательского сектора ЛКИ и доцентом кафедры «Технология судостроения» Кораблестроительного факультета, в годы войны являлся главным конструктором «Петрозавода» и создателем легендарных тендеров Дороги жизни. Прототипом послужил малый десантный плашкоут Таллинского судоремонтного завода. Тендер был спроектирован как самоходная стальная баржа с корпусом простейшей формы длиной 10,5 м, шириной 3,6 м, высотой борта 1,5 м, с трюмом вместимостью до 15 т и автомобильным мотором ЗИС-5 75 л.с. Он имел скорость до 6 узлов, выдерживал шторм до 5 баллов и мог подходить к берегу практически в любом месте и осуществлять погрузку-выгрузку с помощью носового трапа.

Чертежи были выпущены в течение трех дней и затем каждые два дня сдавались по одному тендеру. 15 мая 1942 года, спустя восемь дней после получения задания Б.В. Плисовым, на стапелях «Петрозавода» стояли первые пять тендеров.

Одновременно на заводе «Судомех» проектировались и изготовлялись плашкоуты максимально упрощенной конструкции в двух вариантах – грузоподъемностью 15 т и 25 т. В этой проектной и обеспечивавшей строительство группе, которой руководил Ю.Г. Деревянко – главный инженер судостроительного завода имени Марти, участвовали А.Н. Тюшкевич и Н.П. Лавкин, в будущем преподаватели ЛКИ. Именно А.Н. Тюшкевич возглавлял конструкторский коллектив, изготовивший в течение трех дней необходимые чертежи. Только за навигацию 1942 года плашкоуты, построенные на «Судомехе», совершили 30 тыс. рейсов, доставив в блокадный город более 100 тыс. тонн продовольствия и боеприпасов, эвакуировав при этом на Большую землю 250 тыс. человек.

Всеми судами Ладоги за навигацию 1942 года перевезено из блокадного Ленинграда на Большую землю 528,4 тысячи человек, а назад в Ленинград – 101,294 т грузов, в основном – продовольствия.

Корфак помнит и чтит память и заслуги студентов и преподавателей, героически воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны и работавших в осажденном городе. Вечная Слава Героям!

 

Зам. декана по ВР ФКиО Анна Войткунская
Фото автора и из ресурсов интернета.
В тексте использованы материалы из книги
 В.Б. Образцова «Не уходит их памяти», СПб, изд. СПбГМТУ, 2009
и статья Б.В. Плисова «Товарищ тендер»
http://flot.com/publications/books/shelf/shipway/shipway26.htm