Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Факультет морского приборостроения

Декан факультета, зав.кафедрой проектирования и технологии производства морских подводных аппаратови роботов, профессор, д.т.н.

Филимонов Анатолий Константинович


  • +7(812)233-96-00; +7(812)233-94-00.
  • fmp@smtu.ru
  • smtu.ru
  • Санкт-Петербург, Кронверский пр., 5

Деканат


Автономное беспилотное подводное плавание в море реализовано на много десятилетий раньше, чем в атмосфере или космосе. Так уж исторически сложилось, что сначала во всем мире разрабатывали морское подводное оружие - мины и торпеды, и только потом - исследовательские и технологические аппараты.

В России у истоков создания морского подводного оружия стояли видные отечественные ученые: адмирал С.О. Макаров, профессор Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг и целая плеяда талантливых инженеров и офицеров. Центром разработки и изготовления подводного оружия был Санкт-Петербург, поэтому и подготовка инженерных кадров началась в нашем городе.

В 1933 году в составе Военмеха образован по решению Наркомтяжпрома (нарком Г.К. Орджоникидзе) факультет Морского оружия для подготовки инженеров по минно-торпедному вооружению ВМФ с двумя соответствующими специальными кафедрами. К преподаванию были приглашены видные специалисты Р.Н. Коровин-Коссаковский, А.А. Пятницкий, А.В. Трофимов. Уже в 1938 году был сделан первый выпуск инженеров из числа студентов, переведенных на 3-й курс из Политехнического и Электротехнического институтов. Первые выпускники стали в последующем выдающимися конструкторами подводной техники, руководителями предприятий и учеными.

В 1945 году по постановлению Госкомобороны (председатель И.В. Сталин) факультет был переведен в Кораблестроительный институт. Деканом факультета назначен И.В, Штафинский - выпускник факультета 1936 года, воглавлявший факультет до 1965 года с небольшими перерывами. Ректор ЛКИ Е.В, Товстых принял факультет радушно и доброжелательно, помогал в новом становлении и развитии. На факультете появились новые кафедры и специальности, охватывающие весь спектр технических проблем морской техники.Факультет стал кузницей кадров и научных работников для морского приборостроения.

Между религией и революцией.
По дороге на занятия каждый из "обитателей" Приборостроительного факультета проходит мимо красивейших мест нашего города: напротив - "сердце" Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, недалеко от памятника "Стерегущему", крейсер "Аврора". А стоит перейти Неву и окажешься у Инженерного замка, Летнего сада. Рукой подать до любой из главных достопримечательностей нашего города. Кроме того по соседству уникальная Соборная мечеть, особняк Кшесинской, ставший в период Октябрьского переворота центром агитационной работы большевиков, "Между религией и революцией" - так говорят об исключительном местоположении университета.

Хотелось бы рассказать подробнее о здании нашего факультета, его истории, так как по-моему, на приобретаемые человеком в вузе навыки и качества, как профессиональные. так и личностные, накладывают свой неповторимый отпечаток и стены вуза, его расположение в городе, ведь каждая часть Петербурга имеет свой неповторимый антураж.

Петроградская сторона - это укоренившееся название компактной группы островов, занимающих центральное место в системе дельты Невы. Не каждому известно, что Петроградская сторона - старейшая часть города. Именно здесь 16 мая 1703 года под прикрытием Петропавловской крепости началось строительство Санкт-Петербурга. На южном берегу городского острова (так назывался тогда Петроградский остров) у стен крепости был устроен порт, рядом с которым возникла торговая площадь со складами, амбарами, таможней и первым в городе гостиным двором. Площадь получила название Троицкой, по названию деревянного, вспоследствии сгоревшего, Троицкого собора. Здесь был центр городской жизни - устраивались парады, маскарады, гуляния.

К концу Северной войны центр города переместился на левый берег Невы к Адмиралтейству, порт - на Васильевский остров, а Петроградская сторона стала окраиной.

В XX веке эта часть города стала сосредоточением научно-исследовательских институтов, спортивных учреждений, а также высших учебных заведений, к которым относится и Корабелка.

Ленинградский кораблестроительный институт был создан в 1930 году и подчинен Союзверфи. Перво-наперво возник вопрос о размещении Корабелки. Руководство Союзверфи формально предоставило институту здание на Лоцманской улице, однако освободить это здание к новому учебному году от разместившихся в нем организаций судостроительной промышленности не удалось. Единственным выходом было форсировать передачу Кораблестроительному институту здания на Кронверкском проспекте, 5, которое на тот момент было занято Областным институтом социального обеспечения, а первоначально это был жилой дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир. Он был построен в 1911-1913 гг. по проекту специалиста по жилищному строительству, архитектора А.И. Клейна (1878(9)-1961 гг.). В доме на Кронверкском, 5 размещались богатые квартиры, общая площадь которых составляла почти 3000 кв. м. Областной институт социального воспитания с общежитием занял это здание в 20-х годах XX века.

Здание находилось в очень запущенном состоянии, было разгорожено деревянными и фанерными перегородками, лифты не работали. Намечалось после небольшого ремонта и реконструкции, разместить в этом здании, кроме общежития, несколько учебных аудиторий и столовую, а чтобы выиграть время для подготовки аудиторий к занятиям, решено было направить студентов нового набора на морскую подготовку в экипажи.

Занятия начались 1 октября 1930 года. Студенты старших курсов начали занятия еще позднее, когда для них были подготовлены дополнительные помещения. Для проведения лабораторных занятий приходилось прибегать к услугам других вузов Ленинграда, в частности - ЛЭТИ им. В.И. Ульянова-Ленина.

"Перезимовав" в здании на Кронверкском проспекте, ЛКИ завершил первый 1930-1931 год. Следующий учебный год уже начался в здании на Лоцманской ул., 3, два этажа которого уже были освобождены и предоставлены институту. В связи с этим здание на Кронверкском было преобразовано в общежитие. Здесь теперь было 120 комнат для студентов, комнаты отдыха и бытовые мастерские и прачечные. В 1936-37 гг. это общежитие было признано лучшим в городе. В блокадную зиму 1941-42 гг. общежитие оставалось фактически единственным институтским зданием, где теплилась жизнь. Оно было повреждено снарядами, почти все оборудование вышло из строя, в одном из помещений во дворе складывали трупы умерших от голода студентов. Отсюда происходила и эвакуация института весной 1942 года.

После войны жизнь института возобновилась прежде всего именно в этом здании, а с 1945 года оно вновь стало использоваться как общежитие, в котором проживало уже 870 студентов (против 625 до войны).

Только после окончания в 1952 году строительства общежития в Автово, общежитие на Кронверкском было закрыто, и в здании разместился Приборостроительный факультет, который до этого работал в здании ЛКИ на Лоцманской улице.

Итак, в 1952-53 учебном году наш факультет переехал в отдельное здание, переоборудованное из студенческого общежития в учебный корпус с аудиториями, кабинетами, лабораториями, читальными и дипломными залами, столовой. Началась новая история старого здания.