Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Двигатели внутреннего сгорания

13.03.03.01 Двигатели внутреннего сгорания

Форма обучения: Очная форма, Очно-заочная форма


Минимальный балл в 2019 году
Математика33
Русский язык38
Физика38
Форма обучения Количество мест Стоимость
Б П Ц О
Очная форма 25 5 189 000
Очно-заочная форма 17 13 77 000

Преимущества

Контактное лицо

Руководитель программы

Столяров Сергей Павлович

Календарный план

4 года

Учебные корпуса

Корпус А

Выпускающие кафедры

Файлы

Теги
  • # Двигатели внутреннего сгорания
  • # ДВС
  • # энергетическое машиностроение
  • # поршневые двигатели
  • # дизели
  • # дизельгенераторы
  • # судовые энергетические установки
  • # силовые агрегаты
  • # автомобильные двигатели
  • # корабельные двигатели
  • # пропульсивные установки
  • # стационарные двигатели
  • # малооборотные двигатели
  • # среднеоборотные двигатели
  • # высокооборотные двигатели
  • # двигатели Стирлинга


Описание программы

Для успешного освоения образовательной программы абитуриент должен иметь интерес к технике, доброжелательное отношение к процессу обучения, навыки выполнения работ самостоятельно с периодичностью общения с наставником до одной недели, трудолюбие, склонности к достижению конечного результата, уживчивый характер.

Обучение на Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок традиционно сочетается с большим объемом практических работ. Студенты уже к концу первого курса выбирают тему будущей выпускной квалификационной работы (диплома). Традиционно популярностью пользуются следующие направления:

  • Судовые дизели и дизельные энергетические установки;
  • Автомобильные и тракторные двигатели;
  • Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, большое противодавление выпуску);  
  • Стационарные двигатели и дизельгенераторы;
  • Двигатели средств малой механизации и легких  транспортных средств;
  • Двигатели с внешним  подводом теплоты (двигатели Стирлинга);

Предусмотренная учебным планом обязательная самостоятельная работа студентов по дисциплинам выпускающей кафедры практически полностью перекрывается предусмотренными лабораторными работами и курсовыми проектами и работами.

Уникальной основой для подготовки двигателистов высокой квалификации и гордостью Кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок является ее участок в факультетской лаборатории. На участке установлены и поддерживаются в рабочем состоянии полноразмерные дизели, дизель-генераторы и дизель-компрессоры:

  • Стенд испытательный с дизелем «1НК – 65» (1Д6,5/(9+12)).
  • Стенд испытательный с дизелем «3NVD24» (3Ч17,5/24).
  • Стенд испытательный с дизелем «1Р2-6» (2Ч 8,5/11).
  • Стенд испытательный с дизелем Д42 (6ЧН 30/38).
  • Стенд испытательный с дизелем 40ДМ (12ДРН 23/30).
  • Топливный стенд для обеспечения технического обслуживания дизельных двигателей лаборатории и уникальное лабораторное оборудование для исследования процесса топливоподачи.
  • Двигатель  Стирлинга 2Р12,5/6 (применяется в холодном состоянии, как база для выпускных квалификационных работ).

Причем дизель Д42 относится к типу самых распространенных двигателей отечественных подводных лодок, а дизель 40ДМ является морской модификацией тепловозного двигателя.

 

Кроме лабораторных стендов имеется класс с учебными «сухими» стендами, для выполнения работ по разборке/сборке двигателей (работы с дизелями типа 10Д6 и 6Ч 9,5/11, и с бензиновым мотором ГАЗ-24).

Курсовые проекты и работы являются сквозными, то есть все они ориентированы на изучение конкретного двигателя, и последовательно уточняют и расширяют у студента сведения об объекте проектирования. Курсовые проекты и работы предусмотрены по дисциплинам «Физические процессы в машинах», «Механика поршневых машин», «Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания», «Динамика двигателей», «Механика жидкости и газа», «Конструирование двигателей внутреннего сгорания», «Агрегаты наддува двигателей», «История техники», «Системы двигателей», «Колебания и амортизация двигателей внутреннего сгорания», «Топливная аппаратура», «Технология двигателестроения», «Учебно-исследовательская работа студента». В результате выполнения курсовых проектов к окончанию учебных курсов у студентов появляется возможность защитить выпускную квалификационную работу на базе хорошо проработанного материала, сделать выпускную квалификационную работу объемной и всесторонне обоснованной.

Инициативные студенты имеют возможность приобщаться к научным исследованиям. выполняемым преподавателями кафедры в рамках договоров, аспирантских исследований или инициативно. По результатам этих работ студенты кафедры ежегодно делают доклады и публикуются в научных изданиях.

 


Актуальность и значимость программы

Высокий уровень подготовки выпускников обеспечивается сбалансированным учебным планом. В нем сочетаются полноценная теоретическая подготовка по научным и техническим дисциплинам и большой объем самостоятельной работы студентов в рамках курсовых проектов и работ по индивидуальным заданиям.
Успешное освоение студентами учебного плана обеспечивается методическими принципами и приемами кафедры. Вот некоторые из них:
·         в основу положен принцип «от простого к сложному»,
·         многоуровневое изучение явлений и конструкций,
·         услышать, увидеть, испытать, рассчитать,
·         обучение не прекращается с окончанием занятия.
Специальные дисциплины читаются с первого до последнего семестра. В них студенты изучают конструкцию двигателей и транспортных средств, теплофизические основы рабочих процессов, методы расчета и конструирования машин, проектирование энергетических установок с ДВС.
Студенты слушают также дисциплины о топливах и смазочных маслах, о системах автоматического регулирования ДВС, о топливной аппаратуре, системах смазки, топлива и охлаждения. Своеобразие современного состояния двигателестроения помогают осмыслить дисциплины «Агрегаты наддува двигателей», «Техническая эксплуатация ДВС», «Информационные технологии в промышленности», «История техники», «Технология двигателестроения».

Цель программы

Основная цель - полноценное раскрытие и развитие личностных качеств обучающихся, развитие навыков самоорганизации и самообразования, направленных на обеспечение социализации и профессиональной успешности выпускников.
Конкретные задачи - подготовка квалифицированных кадров к деятельности, требующей профессиональной подготовки и знаний в области энергомашиностроения, в том числе к научно-исследовательской работе, проектно-конструкторской, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, к продолжению образования в магистратуре.
Основные характеристики подготовленности выпускника:
•   Владение навыками выполнения в производственном коллективе конструкторской, технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности.
•   Под управлением опытных специалистов умение  выполнять монтажно-наладочные работы, эксплуатационное и сервисное обслуживание оборудования,
•   Знание методов и умение осуществлять конструкторскую и технологическая деятельность, включающую в себя разработку элементов конструкций и технологического обоснования, использование информационных технологий при конструировании двигателей внутреннего сгорания и их систем; проведение испытаний энергетических машин, энергетических установок и их элементов.
Обучение по программе бакалавриата является необходимым этапом для поступлению в магистратуру. Как правило, выпускники поступают в магистратуру по Кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок на программу 26.04.02.А.27 «Энергетические комплексы и оборудование морской техники». 

Достижения

НИР «Расчет коленчатого вала дизеля М-473 по методике Российского морского регистра судоходства», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.,
НИОКР «Определение технико-экономических характеристик газотурбинных и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судовых и дизельных двигателей с комплектующим оборудованием для судов и морских нефтегазовых объектов», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2015-2016 г.,
ОКР «Разработка и создание двигателя с внешним подводом теплоты по циклу Стирлинга для многотопливного автономного источника тепловой и электрической энергии», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2009-2011 гг.,
НИР «Исследования и разработка критических технологий применительно к двигателю Стирлинга в составе автономного когенерационного источника энергии на твердой растительной биомассе», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2013.
НИОКР «Доводка и наладка универсальных испытательных стендов судовых дизелей», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018 г.
НИР «Разработка технических предложений по обеспечению работоспособности газонефтяного двигатель-генератора 12НДГ при работе на нефти третьего класса по ГОСТ З 51858-2002», руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2018-2019 гг.

Защита кандидатской диссертации В.А. Савченко на тему «Повышение эффективности двигателя Стирлинга путем совершенствования элементов конструкции внутреннего контура», научный руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.
Защита кандидатской диссертации Лин Тхат Чжо Аунг (Республика Союз Мьянма) на тему «Методика расчета процессов газообмена четырехтактного судового дизеля на базе диффузионной гипотезы смешения остаточных газов и свежего заряда», научный руководитель заведующий кафедрой С.П. Столяров, 2016 г.

Дисциплины

  • Агрегаты наддува двигателей
  • Конструирование двигателей внутреннего сгорания
  • Механика жидкости и газа
  • Системы двигателей
  • Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания
  • Тепломассообмен
  • Термодинамика

Преподаватели

  • Медведев Валерий Викторович
    Доктор технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области надежности машин, более 120 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование гидроаэродинамики и теплообмена в проточных частях энергетического оборудования, разработка методов обеспечения надежности и безопасности судовых энергетических установок.

  • Минасян Минас Арменакович
    Доктор технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области виброизоляции, более 150 научных публикаций, научные интересы: теоретические и экспериментальные исследования средств шумо- и виброгашения, разработка и внедрение амортизаторов.

  • Румб Виктор Карлович
    Кандидат технических наук Профессор

    Ведущий специалист в области прочности двигателей, более 150 научных публикаций, научные интересы: широкий спектр теоретических исследований в области двигателей внутреннего сгорания,  теоретические и прикладные работы по обеспечению прочности и долговечности судовых двигателей, их деталей и узлов,  и судовых валопроводов.

  • Столяров Сергей Павлович
    Кандидат технических наук Доцент

    Заведующий кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок. Ведущий специалист в области двигателей Стирлинга, более 170 научных публикаций, научные интересы: теоретические исследования и моделирование процессов в поршневых двигателях внутреннего сгорания и двигателях  с внешним подводом теплоты по циклу Стирлинга, опыт руководства  НИОКР в области двигателей Стирлинга, выполнявшихся в рамках ФЦП, и договоров с промышленными предприятиями.

Темы выпускных квалификационных работ

  • Автомобильные и тракторные двигатели
  • Автономные когенерационные дизельные агрегаты
  • Двигатели, предназначенные для работы в особых условиях (высокогорье, Арктика и Антарктика, автономные объекты)
  • Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга) для когенерационных, судовых и космических энергетических установок
  • Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств
  • Двигатель мощностью 900 кВт для скоростного катера
  • Дизельные и комбинированные энергетические установки
  • Многофункциональный дизель малой мощности
  • Модернизация двигателя для работы в условиях Крайнего Севера
  • Модернизация судового дизеля с целью улучшения его технико-экономических показателей
  • Стационарные двигатели и дизельгенераторы
  • Судовые дизели по концепции «экологическая перспектива»
  • Форсирование судовых дизелей
  • Эскизный проект дизеля и оценка долговечности его подшипников


Набор компетенций

·      способность демонстрировать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках.

·      способность применять и обосновывать конкретные технические решения при создании объектов энергетического машиностроения.

готовность разрабатывать и применять энергоэффективные машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии

Трудоустройство и востребованность профессии

Наши выпускники работают на предприятиях судостроения и машиностроения:
ПАО «ЗВЕЗДА» - производитель корабельных дизелей,
АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»,
ООО «МПС» - производитель судового оборудования и двигателей,
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - исследования и разработки в области судостроения,
ОАО «ЦМКБ Алмаз» - проектирование кораблей и катеров,
ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» - проектирование подводных лодок и оффшорной техники,
ОАО «СПМБМ «Малахит» - проектирование подводных лодок,
OАO «Адмиралтейские верфи» – строительство подводных и надводных кораблей и судов,
ОАО «Балтийский завод» – строительство кораблей и судов,
ОАО «Пролетарский завод» – производство сложного судового оборудования,
ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» - строительство кораблей и судов,
ОАО «Судостроительный завод «Северная Верфь» - строительство кораблей и судов,
Судостроительная фирма ООО «Алмаз» - строительство кораблей и катеров.

Практика и стажировки для студентов

АО «Равенство» - производственная практика.
ПАО «ЗВЕЗДА» - производственная практика на безвозмездной основе, стажировка преподавателей.
ООО «МПС» - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.
ОАО «СПМБМ «Малахит» - обучение студентов на базовой кафедре, производственная практика.
АО «Адмиралтейские верфи» - производственная практика, стажировка преподавателей.
ООО «Балтийский завод - Судостроение» - производственная практика, стажировка преподавателей.
ОАО «ЦНИТА» - стажировка преподавателей.
ООО «ЦНИДИ» - стажировка преподавателей.
ЗАО «Проектно-конструкторское бюро "Автоматика"» - производственная практика, стажировка преподавателей.
ООО «Дальневосточный завод «Звезда» - производственная практика.
ООО фирма «ЧК Плюс» - ООО фирма «ЧК Плюс».
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - производственная практика, стажировка преподавателей.
АО КБ «Вымпел» в СПб - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.
АО КБ «Лазурит» в СПб - производственная практика, работа студентов параллельно с учебой.

Партнеры

  • OАO «Адмиралтейские верфи»
  • ЗАО «Проектно-конструкторское бюро "Автоматика"»
  • ОАО «СПМБМ «Малахит»
  • ООО «МПС»
  • ПАО «ЗВЕЗДА»


Выпускники

  • Васильев Александр Евгеньевич (Год выпуска 2006)
    Место работы: конструктор высшей квалификации ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
  • Ершов Михаил Е. (Год выпуска 2003)
    Место работы: заместитель главного конструктора по проектам OАO «Адмиралтейские верфи»
  • Ковалев Николай Александрович (Год выпуска 2003)
    Место работы: руководитель направления дизельного оборудования и кабельной продукции RAOS Project Oy (Финляндия), дочернее предприятие АО «Русатом Энерго Интернешнл»
  • Кострыгин Андрей Николаевич (Год выпуска 2017)
    Место работы:

    главный конструктор АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

  • Макуров Виктор Анатольевич (Год выпуска 2002)
    Место работы: главный конструктор по ОКР ПАО «Звезда»
  • Нортов Александр Александрович (Год выпуска 2003)
    Место работы: начальник сектора  ОАО «ЦМКБ Алмаз»
  • Пономаренко Александр Андреевич (Год выпуска 2003)
    Место работы: заместитель главного конструктора  ОАО «ЦМКБ Алмаз»
  • Рамазанов Александр Александрович (Год выпуска 2008)
    Место работы: заместитель главного конструктора по ОКР «Пульсар» ПАО «Звезда»
  • Савченко Владислав Александрович (Год выпуска 2010)
    Место работы: директор планового производственного управления в АО «Компрессорный комплекс»
  • Старицын Александр Иванович (Год выпуска 2003)
    Место работы: генеральный менеджер по Центральной и Восточной Европе финской фирмы  Wärtsilä OY