Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра строительной механики корабля

  1. Подготовка и выпуск бакалавров и магистров по основным образовательным программам высшего образования направлений 26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" и 15.03.03, 15.04.03 "Прикладная механика":
    • Профиль 15.03.03.02 "Строительная механика", срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация - бакалавр (с 2000 г.)
    • Магистерская программа 15.04.03.02 "Механика деформируемого твердого тела", срок обучения - 2 года, очная форма, квалификация – магистр (с 2002 г.)
    • Профиль 26.03.02.05 "Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов", срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2018 г.)
    • Профиль 26.03.02.06 "Вычислительные технологии механики корабля", срок обучения - 4 года, очная форма, квалификация – бакалавр (с 2013 по 2019 г.)
  2. Обеспечение подготовки в области технической физики, строительной механики, прочности и вибрации корабля и морских сооружений, механики сплошных сред и компьютерных методов расчета студентов различных специальностей и направлений подготовки факультетов Кораблестроения и океанотехники, Корабельной энергетики и автоматики
  3. Подготовка и выпуск аспирантов по направлениям 01.06.01 «Математика и механика» и 26.06.01. «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»:
    • Направленность 01.06.01.02 «Механика деформируемого твердого тела», срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации 01.02.04 «Механика деформируемого твердого тела» или 05.08.01 "Теория корабля и строительная механика"
    • Направленность 26.06.01.02 «Строительная механика корабля» срок обучения – 4 года, очная форма, научная специальность для защиты диссертации 05.08.01 "Теория корабля и строительная механика"
  4. Повышение квалификации специалистов предприятий и организаций промышленности в области расчетного моделирования инженерных сооружений на базе Центра компетенций (курсы от 16 до 72 ч.)

Направления научной работы кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ

  1. Обеспечение прочности, устойчивости и надежности проектируемых и создаваемых корпусных конструкций их составных частей, узлов, элементов и деталей, в том числе:
    • разработка методов расчетной оценки внешних сил по вероятностным схемам;
    • обоснование расчетных нагрузок на базе математических методов;
    • осуществление математического моделирования работы конструкции в различных условиях нагружения;
    • разработка алгоритмов и методов определения параметров напряженно-деформированного состояния конструкций;
    • оценка внутренних усилий в элементах конструкции при статических и динамических нагружениях;
    • оценка предельных, разрушающих нагрузок;
    • обоснование принимаемых запасов прочности;
    • выполнение расчетных исследований прочности, устойчивости и надежности конструкций с использованием современных аналитических и численных методов;
    • оценка долговечности, трещиностойкости и хрупкости конструкций.
  2. Поиск оптимальных конструктивных решений обеспечения эффективности и экономичности конструкций с заданными параметрами надежности. Проведение оптимизационных расчетов по обоснованию выбора критериев оптимизации и формируемых ограничений, в том числе:
    • оптимизация конфигурации конструктивного решения при выборе концепции;
    • оптимизация размеров конструкции в рамках принятой концепции;
    • разработка эффективных алгоритмов оптимизации применительно к рассматриваемой конструкции;
    • разработка расчетных программ оптимизации;
    • проведение серии оптимизационных расчетов;
    • выработка рекомендаций по рациональному проектированию конструкции.

    Результаты оптимизации простейших моделей

      Жесткая заделка слева, свободная опора справа Жесткая заделка слева, свободный конец справа
    а)
    б)
    в)
    Рисунок 1 - Результаты оптимизация балки в условиях статического и динамического плоского изгиба: а) исходный вариант; б) вариант минимальной массы при активном ограничении на статический прогиб; в) вариант минимальной массы при активном ограничение на динамический прогиб.
      Ограничение статического прогиба Ограничение динамического прогиба
    а)
    б)
    в)
    в)
    Рисунок 2 - Результаты оптимизации прямоугольной жесткой пластины под действием поперечной нагрузки при варьировании граничных условий на опорном контуре: а) свободное опирание по всем кромкам; б) жесткая заделка по всем кромкам; в) длинные кромки - свободно оперты, короткие – жестко заделаны; г) длинные кромки - жестко заделаны, короткие - свободно оперты

     

  3. Исследование общей и местной вибрации корпусных и других конструкций и их элементов для судов, морских и других сооружений.
    Определение параметров общей и местной вибрации конструкций на различных этапах проектирования, подготовка предложений по снижению параметров вибрации до допустимых пределов, в том числе:
    • анализ спектра возмущающих сил, вызывающих вибрацию;
    • определение частот и форм свободных колебаний конструкции;
    • расчетное моделирование динамических параметров конструкции при заданных возмущающих силах;
    • проведение анализа чувствительности конструкции и выработка рекомендаций по наиболее эффективному управлению параметрами вибрации.
  4. Оценка аварийных ситуаций. Оперативное исследование поведения конструкций в аварийных ситуациях и нестандартных условиях эксплуатации, оценка возможности вывода из опасного состояния, в том числе:
    • прогнозирование развитие аварийной ситуации после потери отдельными элементами конструкций прочностных или жесткостных качеств;
    • расчетное моделирования процессов разрушения конструкции (большие пластические деформации, потеря устойчивости, потеря несущей способности);
    • разработка рекомендаций по оптимальному восстановлению необходимых прочностных и жесткостных качеств конструкции;
    • подготовка и обоснование экспертного заключения о причине появления и развития аварийных ситуаций.
  5. Экспертиза прочности, устойчивости и надежности создаваемых конструкций и выполнение расчетов прочности, устойчивости и вибрации.
    • Проведение экспертизы прочности, устойчивости конструкций корпусов и других конструкций по соответствию требованиям нормативных документов.
    • Проведение расчетных исследований на базе более точных математических моделей в случае отступлений от отдельных требований нормативных документов.
    • Подготовка предложений и организация содействия в согласовании с надзорными органами возможных отступлений от нормативных документов в сложных и нестандартных случаях.
  6. Численное моделирование аварийных ситуаций, вызванных навигационными авариями: столкновением судов, столкновением с неподвижными преградами и плавающими объектами, посадка на мель, столкновение с подводной скалой, столкновение с летающими объектами.
    • Прогнозирование динамических параметров столкновения (скоростей, ускорений).
    • Прогнозирование объемов накопленных повреждений и разрушений.

     

    а)
    б)
    Рисунок 3 - Решение задачи аварийной прочности:
    а) расчетная модель движущегося в жидкости корпуса и сталкивающегося со скалистым образованием на дне; б) результаты исследования повреждения конструкции корпуса в виде полей пластических деформаций набора днищевого перекрытия (слева) и обшивки днища в районе носовой оконечности, соответствующие окончанию контакта со скалистым образованием с учетом разрушения (вид в аксонометрии снизу и вид сверху, выше)

     

  7. Разработка математических моделей, обеспечивающих систему мониторинга параметров надежности объектов морской техники, эксплуатирующихся в различных условиях
    • Контроль параметров общего напряженно-деформированного состояния
    • Контроль параметров локального напряженно-деформированного состояния
    • Контроль параметров вынужденной вибрации
  8. Моделирование процессов нелинейного деформирования и разрушения конструкций при сильных взаимодействиях с водо-воздушной средой
    • Деформирование и разрушение конструкций при ударах волн
    • Деформирование и разрушение танков, перевозящих жидкие грузы
    • Анализ слеминга, выпинга и слошинга

     

    Моделирование взаимодействия деформируемой конструкции корпуса катамарана с жидкостью в условиях морского волнения
    Численное моделирование взаимодействия морских сооружений с ледовым полем

     

  9. Анализ прочности и предельной прочности конструктивных связей конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ)
    • Определение параметров напряженно-деформированного состояния сэндвичевых конструкций, состоящих из несущих наружных слоев и внутреннего слоя легкого заполнителя
    • Анализ предельных форм потери несущей способности
    • Исследование форм разрушения ПКМ при различных динамических воздействиях

     

    а)
    б)
    в)
    г)
    д)
    Возможные формы потери устойчивости трехслойных конструкций из ПКМ: а) общая, б) симметричная, в) антисимметричная, г) локальная, д) локальная с отслоением

     

    а)
    б)
    Формы потери несущей способности пластинчатых конструкций из ПКМ: а) пластины в условиях одноосного сжатия; б) пластины в условиях сдвига;(слева заполнитель линейный, справа заполнитель нелинейный)

     

    Формы разрушения конструкций из ПКМ, используемые при анализе аварийной прочности

     

Бакалавриат

15.03.03.02 Строительная механика (Очная форма)
26.03.02.05 Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов (Очная форма)
26.03.02.06 Вычислительные технологии механики корабля (Очная форма)

Магистратура

15.04.03.02 Механика деформируемого твердого тела (Очная форма)

Кафедра строительной механики корабля была образована на кораблестроительном отделении вновь открывшегося в 1902 г. в Петербурге Политехнического института.

Крупнейший ученый математик и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов разработал соответствующие полные и обстоятельные предложения Морского министерства, в том числе планы и программы курсов кораблестроительного отделения. Впоследствии А.Н. Крылов читал на кафедре курс лекций «вибрация корабля», излагающий разработанную автором впервые в мире теорию вибрации.

Активное участие в создании отделения принимал Иван Григорьевич Бубнов, выдающийся кораблестроитель и ученый, автор проектов и главный строитель подводных лодок, надводных боевых кораблей (в том числе линкоров), известный своими значительными научными работами в области теории корабля, судовой архитектуры и других кораблестроительных наук.

С сентября 1904г. И.Г. Бубнов утверждается экстраординарным профессором и начинает чтение лекций по прикладной механике, включая строительную механику, и руководит дипломным проектированием.

С этого момента ведется отсчет времени существования кафедры строительной механики корабля. Кафедра создавалась одновременно с созданием самой науки - «строительной механики корабля».

 

 

А.Н. Крылов (1863-1945)

Основатель кафедры строительной механики корабля и один из первых ее преподавателей.

 

И.Г. Бубнов (1872-1919)

Создатель строительной механики корабля, первый руководитель кафедры

 

И.Г. Бубнов явился основателем, творцом и создателем строительной механики корабля - науки, позволившей после перехода от деревянных корпусов судов к стальным впервые создавать корпусные конструкции не «на глазок», а на основе строгой математической научной теории. Это имело определяющее значение для развития не только отечественного, но и мирового судостроения.

В 1898-1899 гг. издаются записи лекций И. Г. Бубнова по расчету статически неопределимых балок, расчету заклепочных соединений, теории пластин, теории колебаний, расчету общей продольной прочности. В 1900-1901 гг. издается его фундаментальный труд в области прикладной теории упругости, посвященный исследованию напряженного состояния обшивки судов от давления воды, которым было положено начало теории изгиба пластин конечной жесткости. Кстати, именно эти исследования дали возможность известному математику и механику Теодору фон Карману в 1910г. вывести основную систему дифференциальных уравнений изгиба таких пластин.

Строительная механика корабля, по И.Г. Бубнову, включала в себя три основные проблемы, решение которых определяет прочность судового корпуса, а именно:

- проблема внешних усилий,

- проблема внутренних реакций конструкции,

- проблема допускаемых напряжений.

Стройное изложение наука о прочности судового корпуса получила в труде «Строительная механика корабля» (тома 1 и 2, изданные в 1912 и 1914 годах). По первоначальному замыслу автора труд должен был состоять из трех томов, однако в полном объеме он закончен не был.

Впервые в практике расчетов прочности в 1908г. Бубновым были предложены нормы, направленные на предотвращение возможности усталостных повреждений корпусных конструкций. Нормы были приняты Морским техническим комитетом, а их основные положения сохранялись в нормативах практически до недавнего времени.

Исключительное внимание уделял И.Г. Бубнов организации работы кафедры и повышению качества подготовки будущих инженеров. Он неоднократно выступал с требованиями, чтобы учебные планы института были направлены на формирование у студентов воззрений о корпусе корабля как об инженерном сооружении, способном противостоять действию заданных нагрузок.

С 1913г. к чтению лекций по строительной механике был привлечен Степан Прокофьевич Тимошенко, ставший впоследствии одним из крупнейших ученых в области механики твердого деформируемого тела и расчета сооружений. В эти годы были изданы учебные пособия С.П. Тимошенко, ставшие классическими: «Курс сопротивления материалов» (1911) и «Курс теории упругости» т.1 и т.2.(1914-1917).

В 1916г. И.Г. Бубнов вынужденно оставляет заведование кафедрой и преподавание в институте в связи со службой по военно-морскому ведомству (в чине генерал-майора корпуса корабельных инженеров). Фактически заведующим кафедрой строительной механики в 1917 году стал С.П. Тимошенко. Научная и преподавательская деятельность Тимошенко оказала большое влияние на развитие строительной механики корабля. В частности, И.Г. Бубнов в своем отзыве на одну из работ Тимошенко, показал приближенный способ решения краевых задач, позволявший получить все решения Тимошенко, исходя непосредственно из дифференциальных уравнений. Так родился знаменитый метод Бубнова, дальнейшее развитие которого связано с именем Б.Г. Галеркина. В настоящее время этот метод является одним из основных приемов решения краевых задач математической физики.

С 1908 по 1917 гг. отделение заканчивало примерно по 15 чел. в год, все выпускники отделения получали серьезные знания строительной механики корабля и навыки в проектировании прочных конструкций судового корпуса. Многие из них стали выдающимися инженерами и учеными в области строительной механики корабля.

Выпускник 1911 года - Петр Федорович Папкович был оставлен на кафедре строительной механики корабля и вскоре (1916 г.) был привлечен к преподаванию. Не прекращая преподавательской работы на кафедре он участвовал в проектировании линейных кораблей типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил», строившихся на Адмиралтейском заводе. С 1922 г. работал начальником отдела подводного плавания, а в 1924-1929 гг. пом. начальника по коммерческому судостроению Балтийского завода.

При образовании в 1930г. Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ), П.Ф. Папкович стал заведующим кафедрой строительной механики корабля, совмещая .основную преподавательскую работу на кафедре строительной механики корабля ЛКИ, с преподавательской работой в Военно-морском инженерном училище и Военно-морской академии.

Кафедра строительной механики неоднократно преобразовывалась.

В 1933 она была объединена с кафедрой теории корабля, при этом руководство кафедрой оставалось за П.Ф. Папковичем. В 1935 г. эта объединенная кафедра разделилась, кроме того, из кафедры выделилась кафедра конструкции судов.

В 1933 г. П.Ф. Папкович избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1939г. выходит из печати его труд «Теория упругости»; в 1941г. - вторая часть курса «Строительная механика корабля», посвященная сложному изгибу и устойчивости стержней и пластин. Тогда же была начата работа над первой частью курса «Строительная механика корабля». Первый том первой части вышел в 1945 г., а второй - в 1947г. Эти книги стали настоящей энциклопедией по строительной механике; в них с исчерпывающей полнотой изложено состояние строительной механики корабля и многих важнейших разделов механики деформируемых тел (теории упругости, теории пластин и оболочек, теории устойчивости и теории колебаний упругих систем). За эту работу ему была присуждена Государственная премия СССР.

П.Ф. Папкович является создателем крупнейшей научной школы. Среди его учеников и последователей, работавших на кафедре, следует назвать Д.П. Скобова, В.П. Белкина, Н.Л. Сиверса, И.Н. Сиверцева, Я.Ф. Шарова и поступившего в 1938г. в аспирантуру А.А. Курдюмова.

Большое значение как для всего отечественного судостроения, имело то, что П.Ф. Папкович постоянно поддерживал тесные связи с ведущими учеными - прочнистами, работавшими в военно-морском флоте и судостроительной промышленности. Многие из них были его учениками или последователями. Близкие дружественные отношения связывали его с Ю. А. Шиманским.

С начала Великой Отечественной войны П.Ф. Папкович, как находящийся в кадрах ВМФ, должен был оставить работу в институте и сосредоточиться на делах службы в Военно-морской академии.

В тяжелые месяцы блокады учебные занятия на кафедре не велись, но жизнь в институте не прекращалась.

В феврале-марте 1942 г. по решению правительства, личный состав еще остававшихся в городе вузов, был эвакуирован. Основная часть студентов и сотрудников ЛКИ была направлена в Горький. Небольшая группа старшекурсников и часть преподавателей были эвакуированы в Киргизию, в Пржевальск, где уже находился эвакуированный из Украины Николаевский кораблестроительный институт.

 

Заведующим кафедрой строительной механики корабля ЛКИ в Горьком в 1944 году был назначен Юлиан Александрович Шиманский, работавший с 1942г. в Казани, куда из Ленинграда были эвакуированы сотрудники ЦНИИ им.акад. А.Н. Крылова. До работы в ЦНИИ им.акад. А.Н. Крылова он последовательно работал на Балтийском заводе, участвовал в строительстве линейных кораблей «Петропавловск», «Севастополь», проектировал легкие крейсеры и эскадренные миноносцы типа «Новик», преподавал в Морском инженерном училище и Военно-морской академии, руководил кораблестроительным отделом Технического управления военно-морских сил РККА, затем корпусной секцией Научно-технического комитета, а с 1932 по 1938г. был начальником секции прочности НИИ военного кораблестроения.

Приглашение Ю. А. Шиманского на должность заведующего кафедрой и его согласие было с большим удовлетворением воспринято в научных и инженерных кругах.

Являясь выдающимся ученым-кораблестроителем он вместе с П.Ф. Папковичем участвовал в рассмотрении практически всех вопросов, связанных с прочностью корпусов военных кораблей, строившихся в стране.

 

С.П. Тимошенко (1878-1972).

П.Ф. Папкович (1887-1946)

Ю.А. Шиманский (1883-1962)

 

В 1944 году студенты и преподаватели ЛКИ вернулись в Ленинград. В период руководства кафедрой Шиманским была завершена разработка оригинальных теорий расчета прерывистых связей судового корпуса и динамического расчета судовых конструкций, предложены новые методы расчета изгиба и устойчивости пластин, колец, оболочек, судовых перекрытий. Изданы книги «Справочная книга для корабельных инженеров» (1946), «Строительная механика подводных лодок» (1948), «Проектирование прерывистых связей судового корпуса» (1949), «Динамический расчет судовых конструкций» (1949),

Сам Шиманский лекций не читал, доверяя чтение другим сотрудникам кафедры – доцентам Н.Л. Сиверсу, А.А. Курдюмову, привлекая к участию в преподавании видных работников промышленности и ученых, в том числе, Анатолия Иосафовича Маслова, до революции работавшего помощником строителя линкоров и главным инженером Адмиралтейского, а затем Балтийского заводов, в советское время – главным конструктором крейсеров «Киров», «Максим Горький», «Чапаев», лауреата Государственной премии (1942). Преподавал на кафедре с 1945 по 1948г.

В 1948г. Ю.А. Шиманский оставил руководство кафедрой и уволился из ЛКИ, сосредоточившись на работе в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.

Заведующим кафедрой в 1949 году был избран Александр Александрович Курдюмов.

Он окончил ЛКИ в 1936г. и с 1938г. работал на кафедре. Весной 1941 года защитил кандидатскую диссертацию и был избран доцентом кафедры строительной механики корабля.

Докторскую диссертацию Курдюмов защитил в 1949г. уже будучи основателем нового научного направления. Он явился одним из инициаторов отказа от традиционных, в значительной степени условных методов, определения величин внешних сил, действующих на корпус корабля и замены их на методы, основанные на вероятностной оценке морского волнения и поведения судна в условиях этого волнения.. Усовершенствовал ряд расчетных методов оценки прочности судовых конструкций. Его именем назван один из методов расчета перекрытий, вошедший в практику проектирования, и способ определения критических чисел в задачах устойчивости и колебаний упругих систем. Им, при активном участии В.В.Козлякова, В.С.Гарбуза, С.И.Репина и В.А.Ильина, в 1964-1966 был создан вполне современный лабораторный комплекс, с испытательными машинами, стендами, измерительной техникой.

 

Члены кафедры в ноябре 1967г.

Слева направо, стоят: Б.И. Алексеев, П.Б. Белянко, B.C. Апостолов, В.М. Курнаев, Я.И. Короткин, В.С. Гарбуз, Р.А. Иосифов, С.И. Репин, Д.М. Ростовцев, В.Н. Иванов, В.Н. Сафронов

Cидят: В.А. Чижик, В.В. Козляков, Н.Л. Сиверс, А.А. Курдюмов, А.З. Локшин, Л.Н. Самышкина, В.А. Постнов, Г.М. Рижинашвилли.

 

А.А. Курдюмовым написан ряд монографий и учебников: «Вибрация корабля», «Прочность корабля», «Спуск судов», «Строительная механика корабля и теория упругости», не потерявших значения и в настоящее время, хотя ставших уже библиографической редкостью.

Он руководил кафедрой почти 20 лет, воспитал целую плеяду талантливых ученых. Под его руководством подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации А.З. Локшин, Я.И. Короткин, В.В. Козляков, Б.П. Кузовенков, Ю. Н. Ипатовцев и др., а его аспиранты В.А. Постнов и Д.М. Ростовцев позднее стали руководителями научных направлений. После скоропостижной смерти А.А. Курдюмова в 1968 году кафедру строительной механики корабля возглавил Валерий Александрович Постнов, с 1953 - преподаватель на кафедре строительной механики корабля, доктор технических наук (1966). Докторская диссертация В.А. Постнова была посвящена проблеме расчета судовых пластин и оболочек с учетом дискретного расположения подкрепляющих связей.

 

 

А.А. Курдюмов (1911-1968)

 

В.А. Постнов (1927-2008)

Первые годы руководства кафедрой Постновым были «урожайными» по защите подготовленных ранее сотрудниками кафедры докторских диссертаций. Докторами наук стали В.В. Козляков, Я.И. Короткин, А.З. Локшин, Д.М. Ростовцев, Н.Л. Сиверс; все они вскоре стали профессорами.

Яков Исаевич Короткин принимал активное участие в создании норм прочности и правил Морского Регистра. Его монография «Вопросы прочности морских транспортных судов» (1965) сыграла заметную роль в развитии науки о прочности корабля.

Александр Зиновьевич Локшин проработал на кафедре почти 50 лет. Автор ряда учебников и учебных пособий.

Виталий Васильевич Козляков работал на кафедре по 1970г., активно участвовал в создании лаборатории прочности, автор работ, касающихся многоцикловой и малоцикловой усталости судовых конструкций, критериев предельной пластической и усталостной прочности. С 1971г. работает заведующим кафедрой сопротивления материалов и строительной механики корабля Одесского института инженеров морского флота (1971-1980). В настоящее время профессор кафедры сопротивления материалов и строительной механики ОГМУ, ОНМУ.

 

Я.И. Короткин

(1918-1993)

А.З. Локшин

(1920-2013)

Н.Л. Сиверс

(1914-1998)

В.В. Козляков (род.1928)

 

Дмитрий Михайлович Ростовцев развил гидродинамическую теорию качки судов, разработал практические методы расчета внешних сил на регулярном волнении. Полученные им уравнения качки принято называть «уравнениями в форме Ростовцева». Им была разработана математическая модель поведения судна на реальном волнении, позволяющая вычислять амплитудно-частотные характеристики волновых нагрузок и вызываемые ими волновые напряжения в связях корпуса, а также определять их долговременные распределения и статистические характеристики для различных условий движения судна на стационарном ветровом волнении, развито применение численных методов к задачам динамики судовых конструкций. Организовывал и проводил натурные эксперименты.

 

Д.М. Ростовцев

(1929-1999)

 

Под руководством Д.М. Ростовцева вели научно-исследовательскую работу, подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации О.Н. Рабинович, В.А. Чижик, И.В. Казачук, Е.И. Картузов, Т.А. Картузова, З.И. Галахова, Г.Б. Крыжевич и др.

Заведующий кафедрой В.А. Постнов основал научную школу, развивающую эффективные численные методы, проводившую исследования по их использованию в расчетах сложных инженерных сооружений на основе последних достижений вычислительной математики и механики сплошных сред. Были выполнены исследования, посвященные решению задач прочности и устойчивости пластин, перекрытий и оболочек, развитию методов модуль-элементов, проблеме собственных значений в консервативных и неконсервативных системах, задачам гидроупругости и динамической идентификации конструкций.

Особо следует отметить разработку и внедрение в судостроение одного из наиболее эффективных методов решения краевых задач - метода конечных элементов. Активными участниками исследований и авторами ряда работ являлись сотрудники кафедры: В.С. Корнеев, Б.Е. Кельман, Н.И. Черенков, Н.Г. Слезина, А.А. Родионов, С.А. Дмитриев, Б.К. Елтышев, А.И. Фрумен, Е.А. Волков, В.А. Манухин, Ю.А. Волков, Р.А. Переверзев, А.Н. Москалев, В.Д. Григорьев, М.Б. Орлов, А. Ю. Петров и др.

В течение ряда лет на кафедре проводилась экспериментальная оценка прочности отдельных судовых узлов и корпусов судов различных типов и назначений (контейнерные суда, танкеры, катамараны, лихтеровозы и др.) при испытаниях на крупногабаритных (до 10 м длиной) моделях, изготовленных из оргстекла, велись исследования усталости материалов. Эти работы выполнялись под руководством профессора С.В.Петинова и доцентов В.С. Гарбуза, С.И. Репина.

В 1971 году на кафедре была образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория Министерства судостроительной промышленности «Прочность и надежность судовых конструкций» с 20-ю штатными сотрудниками, просуществовавшая более 20 лет. Организация отраслевой лаборатории способствовала дальнейшему укреплению связей кафедры с промышленными предприятиями, повышению актуальности и уровня научных исследований, улучшению качества подготовки специалистов по прочности судовых конструкций. Заведующими лабораторией в разное время были В.А. Чижик, И.В. Казачук, А.И. Фрумен. Без малого пятьдесят лет проработал мастером, заведующим учебной лабораторией В. А. Ильин.

С 1969 по 1972 г. на кафедре работал профессор В.С. Калинин, доктор технических наук, профессор, специалист в области динамики и теории устойчивости тонкостенных конструкций. Его научные труды посвящены исследованию колебаний стержней и оболочек при одновременном учете изгибных и осевых (мембранных) деформаций на основе выдвинутой И. Г. Бубновым идеи, приводящей к линейным дифференциальным уравнениям с переменными коэффициентами.

В числе других сотрудников кафедры, которые в течение многих лет вели преподавательскую работу на кафедре. В. М. Курнаев, доцент, к.т.н., преподавал на кафедре с 1963 по 1987. С 1987г. живет и работает в Латвии, преподавал в высших учебных заведениях, в том числе в Латвийской Морской Академии; Р. А. Иосифов работал на кафедре с 1962 по 1992, старший преподаватель кафедры, автор нескольких учебников и учебно-методических пособий; Е. А. Волков, к.т.н., доцент, преподавал с 1984 по 2003г., специалист в области численных методов и их применения в расчетах судовых конструкций.

Наряду со штатными сотрудниками на кафедре преподавали и читали курсы лекций видные ученые, работавшие в других учреждениях или в ЛКИ, но на других кафедрах. Среди них:В. А. Быков, В.С. Чувиковский, В.В. Екимов, Г.В. Бойцов, О.М. Палий, О.Е. Литонов, Е.Я. Вороненок, С.Д. Кноринг, А.И. Максимаджи, Б.П. Кузовенков.

В 1992 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, в соответствии с действовавшим тогда порядком В.А. Постнов оставил руководство кафедрой и заведующим был избран Сергей Владимирович Петинов, доктор технических наук, профессор. На кафедре работал с 1964 года, позднее совмещал преподавание с работой в Институте проблем машиноведения Российской АН. Специалист в области малоцикловой усталости судовых конструкций, выполнил большое число исследований о концентрации напряжений в опасных узлах, разработал методы практических подходов к расчетам усталости судовых конструкций, руководил подготовкой кандидатских диссертаций Г.З.Марголина, А.А.Бабаева, Т.И.Летовой, Н.С. Ермолаевой, Е.А. Полежаевой и др. Разработал методику расчетно-экспериментальной оценки усталостной долговечности судовых конструкций и прогнозирования распространения усталостных трещин при учете начальных напряжений.

 

С.В. Петинов

(род. 1935)

 

В 1995 г. к руководству кафедрой строительной механики вновь вернулся В.А. Постнов. Он заведовал кафедрой до 1997г., а после ухода с поста заведующего, до своей смерти в 2008 г. оставался профессором кафедры и вел преподавательскую и научно-исследовательскую работу.

С.В. Петинов позднее (2003) по личным причинам оставил работу в СПбГМТУ и перешел на кафедру сопротивления материалов в СПбГТУ.

Более десяти лет (с 1997 г.) кафедрой строительной механики корабля руководит Александр Александрович Родионов, непрерывно работающий на кафедре после окончания ЛКИ с 1972 г., доктор технических наук (1991), профессор (1993), выполнивший ряд исследований в области численных методов расчета, проектирования и оптимизации конструкций, разработки метода супер-элементов, автор ряда работ по оптимальному управлению напряженно-деформированным состоянием силовых конструкций, математическим методам проектирования оптимальных конструкций судовых корпусов.

 

А.А. Родионов (род.1949)

 

В числе новых современных научных направлений, развитых и оформленных на кафедре в последние годы, можно отметить разработку методов расчетной оценки внешних сил по полновероятностным схемам, использование перспективных моделей метода конечных элементов и метода супер-элементов для расчетного определения напряженно-деформированного состояния корпусных конструкций в условиях статических и динамических нагружений. Разрабатывается новая концепция использования методов строительной механики корабля для создания конструкций судового корпуса, основанная на решении обратных задач по поиску размеров основных конструктивных элементов при заданных параметрах надежности. Этим вопросам посвящены кандидатские диссертационные работы В.М. Упырева, Ю.В. Малышевского и др. Исследуются пути развития теории оптимизации судовых конструкций, ведется поиск новых оптимизационных путей в универсальных моделях метода конечных элементов, реализуются эффективные подходы к численным методам решения нелинейных задач строительной механики. Изучаются подходы к совершенствованию и оптимизации конструкций океанских сооружений, в том числе стационарных платформ. Совершенствуются методы исследования взаимодействия конструкций судов и морских сооружений с морским волнением и льдом. Исследуются проблемы механики разрушения при столкновении судов, разрабатываются методы решения динамических задач при нелинейном деформировании. Расширяется использование наиболее передовых компьютерных технологий.

Связи и учебные пособия

Творческая атмосфера, расширяющиеся связи с промышленностью и тесные научные контакты с ведущими техническими вузами способствуют дальнейшему росту авторитета кафедры.

На всем протяжении своего существования кафедра поддерживала связи с заводами и конструкторскими бюро судостроительной промышленности, выполняла научные исследования, связанные с обеспечением прочности и рациональным проектированием корпусных конструкций, обеспечением высоких тактико-технических качеств кораблей и надежности и конкурентоспособности судов гражданского флота и морских сооружений.

В разное время сотрудники кафедры устанавливали творческие контакты с зарубежными учебными и исследовательскими организациями, выезжали для чтения курсов лекций в институты Болгарии, Румынии, Германии, Польши, Китая, Индии и др. Принимали активное участие в работе международных конгрессов по прочности судов.

В последние годы активизировались деловые контакты с предприятиями судостроения, кафедра выполняет заказы завода «Адмиралтейские верфи», Северного ПКБ, ЦКБ «Айсберг», ЦКБ «Алмаз», ЦКБ «Малахит», ЦНИИ ТС, ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Полярная звезда» и ряда других предприятий.

Постоянное сотрудничество кафедра ведет с ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова, ЦНИИ морского флота, Институтом Арктики и Антарктики, с Морским Регистром судоходства Российской Федерации.

Кафедра поддерживает контакты с кафедрами строительной механики корабля учебных заведений Военно-морского флота и Военно-морской академии, Дальневосточного и Нижегородского политехнического институтов, Нижегородского института инженеров водного транспорта, Одесского государственного морского университета, с научно-исследовательскими организациями Военно-морского флота, работа которых так или иначе связана со строительной механикой корабля. Из многих военнослужащих, оказавших и оказывающих существенное содействие кафедре, следует отметить двоих, вклад которых в ее работу является наиболее значительным: крупного специалиста в области механики деформируемых тел и строительной механики корабля, доктора технических наук Н.С. Соломенко и профессора кафедры строительной механики корабля Военно-морского инженерного института В.А. Родосского.

Кафедра систематически издавала учебники и учебные пособия, отражающие современные достижения строительной механики. Сотрудники кафедры являются авторами более 50 учебников и учебных пособий.