Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра проектирования судов


Образовательные программы, реализуемые на кафедре

Бакалавриат

26.03.02.01 Кораблестроение и техническая эксплуатация судов и судового оборудования (Очная форма, Очно-заочная форма, Заочная форма)

Специалитет

26.05.01.01 Проектирование и постройка судов и объектов океанотехники (Очная форма)

Магистратура

26.04.02.01 Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники (Очная форма, Очно-заочная форма)
26.04.02.07 Проектирование и постройка подводных лодок (Очная форма)

Кафедра, возглавляемая профессором К.П. Боклевским, начала работу 3 октября 1902 года, в составе Санкт-Петербургского Политехнического Института. Затем, уже в составе Ленинградского Кораблестроительного Института, кафедру возглавляли яркие ученые-корабелы, внесшие огромный вклад в дело проектирования судов и формирования новых кадров: академик В.Л. Поздюнин, профессора Б.М. Малинин, Л.М. Ногид, В.В. Ашик, А.В. Бронников, И.В. Челпанов, академик РАН В.М. Пашин

Основные направления деятельности кафедры:

1. Подготовка по основным образовательным программам высшего профессионального образования (ООП ВПО) в области кораблестроения и выпуск:

  • специалистов по специальности
    26.05.03 «Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок»;
  • бакалавров по направлению
    26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»;
  • магистров по направлению
    26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».

2. Подготовка и выпуск аспирантов по направлению 26.06.01 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта» по профилю «Проектирование и конструкция судов».

3. Обеспечение подготовки в области специальных кораблестроительных дисциплин студентов различных специальностей и направлений подготовки Факультета кораблестроения и океанотехники и других факультетов университета.

Научные направления кафедры проектирования судов:

1. Школа САПР (Систем автоматизированного проектирования)
Руководитель профессор А.И. Гайкович
Члены кафедры: д.т.н., проф. А.Н. Суслов, к.т.н., доц. О.В. Одегова, к.т.н., доц. С.Н. Рюмин, к.т.н., доц. А.А.Кутенев

2. Школа по проектированию кораблей и подводных лодок
Руководитель профессор О.А. Хализев,
Члены кафедры: д.т.н., проф. Ю.Н. Кормилицын, д.т.н., проф. В.Е. Юхнин, к.т.н., доц. А.И. Захаров

3. Школа по скоростным судам
Руководитель д.т.н., профессор Г.Ф. Демешко,
Члены кафедры: д.т.н., проф. А.В. Шляхтенко, к.т.н., доц. С.Н. Рюмин, д.т.н., проф. А.Г. Ляховицкий

4. Школа по морским судам
Руководитель к.т.н., проф. А.В. Букшев
Члены кафедры: к.т.н., доц. А.С. Захаров, к.т.н., доц. А.А. Кутенев, к.т.н., доц. Т.А. Апалько

5. Школа по боевым кораблям: профессора А.И. Гайкович, Н.В. Никитин.

Кафедра входит в состав Факультета Кораблестроения и Океанотехники и включает в себя:
•    учебную лабораторию САПР (Б-608);
•    специализированный учебный кабинет им. профессора Б.М. Малинина (Б-609);
•    специализированный учебный кабинет им. профессора В.В. Ашика (Б-610);
•    кабинеты Б-602, Б-603, Б-608, Б-611, Б-612, Б-614. 

История подразделения

Кафедра существует с 1902 года, когда был создан Петербургский Политехнический институт, первоначальный состав которого намечал четыре отдела: экономический, электромеханический, металлургический и кораблестроительный. По проекту института кораблестроительный отдел должен был выпускать морских инженеров, подготовленных как для постройки корпусов судов, главным образом коммерческих, так и их механизмов.


Организация этого отдела, совершенно нового в России, была вверена К.П. Боклевскому (1862-1928), который бессменно с 1901 по 1923 г. занимал пост декана этого отдела (позже факультета). Именно им были разработаны существующие поныне дисциплины— энциклопедия судостроения, а также коренным образом преобразованный им курс проектирования судов, что позволило придать этой дисциплине самодовлеющий характер и вложить в нее то содержание, которое сделало ее жизненно необходимой и послужило основой для ее последующего развития.

К.П. Боклевский был выдающимся ученым, педагогом и организатором. Ему Россия обязана открытием в составе кораблестроительного факультета подготовки помимо морских инженеров еще и авиационных инженеров и механиков, а также учреждением в 1913 г. Морского Регистра Судоходства, что избавило Россию от жесткой иностранной опеки.


Он сумел привлечь на факультет целую плеяду блестящих профессоров и преподавателей, среди которых особое место принадлежит И.Г. Бубнову (1872–1919) - выдающемуся ученому-кораблестроителю и корабельному инженеру – создателю первых русских подводных лодок. Огромен был вклад И.Г. Бубнова в развитие дисциплины «Проектирование судов».


С 1923 года кораблестроительное отделение возглавил выдающийся инженер и ученый, выпускник Кораблестроительного отделения Политехнического института 1908 г., В.Л. Поздюнин (1884-1948), с 1920 года – профессор кафедры «Архитектура корабля», а затем ее заведующий, в том числе и во время после создания Ленинградского Кораблестроительного института (ЛКИ – «Корабелка»), выделенного в 1930 г. как самостоятельного из состава Ленинградского Политехнического института именно по инициативе В.Л. Поздюнина.

В 1936 году кафедра «Архитектура корабля» была преобразована в три самостоятельные кафедры: «Проектирования судов», «Конструкции судов», «Технологии судостроения». Уже кафедру «Проектирование судов» с этого момента и до конца своей жизни возглавлял профессор В.Л. Поздюнин, создатель первых полноценных учебников по дисциплине «Проектирование судов». С 1939 г он – действительный член Академии Наук СССР (ныне РАН), руководя в ней с 1941 г отделением гидравлики. Среди других его выдающихся работ особое место занимает создание им теории суперкавитации.

После кончины В.Л. Поздюнина кафедра возглавлялась последовательно: выдающимися учеными и инженерами-кораблестроителями: профессором Б.М. Малининым (1889-1949 гг.); профессором Л.М. Ногидом; дважды лауреатом Государственной премии (Сталинской премии 1-й степени) профессором В.В. Ашиком; профессором А.В. Бронниковым, профессором И.В. Челпановым; Героем Российской Федерации, лауреатом национальной премии «Человек года», академиком РАН, профессором В.М. Пашиным.

Профессор Б.М. Малинин (1889-1949), выпускник Политехнического института 1914 г., известен как создатель первых советских подводных лодок (ПЛ). Это, в первую очередь, уникальные ПЛ «Декабрист» и «Щука». Неутомимый организатор, выдающийся конструктор, он, подорвав на работе здоровье, с 1940 года перешел на преподавательскую работу в ЛКИ. Посвятив себя во время Великой Отечественной Войны труду на оборону страны, он в 1943 г был удостоен звания Лауреата Государственной (Сталинской) Премии, а в 1944 г по представлению академика А.Н. Крылова ему за выдающиеся заслуги без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора технических наук. С 1946 г. он – профессор кафедры «Проектирование судов», а после смерти профессора В.Л. Поздюнина в 1948 году – ее заведующий.


Профессор Л.М. Ногид (1892-1972), участник Первой Мировой войны (награжден за храбрость Георгиевским крестом IV степени), выпускник Петроградского Политехнического института 1928 г., много и плодотворно работал в промышленности, руководил разработкой проектов рыболовных траулеров, судов ледового плавания, ледоколов, боевых кораблей. Параллельно он преподавал в ЛКИ, а с 1949 по 1958 годы был заведующим кафедрой проектирования судов.

Это был поистине энциклопедист и человек-вулкан по своему взрывному горению в любимом деле. Им написан десяток учебников и монографий, в том числе учебник, ставший классическим - «Теория проектирования судов» (1955). Его невероятные творческая работоспособность и энергия, принципиальность, честность и увлеченность тем, что он творил, стали легендой еще при его жизни. Все его работы - это сплав знаний всех кораблестроительных дисциплин, дающий образ судна как сложного, комплексного объекта, остаются современными и для всех последующих поколений.


Профессор В.В. Ашик (1905-1985) сербского происхождения, потомственный дворянин, выпускник Ленинградского Политехнического института 1930 года, большую часть жизни он посвятил практическому проектированию и постройке крупных отечественных кораблей (линкоров, крейсеров, авианосцев).

Главный конструктор проектов и одновременно главный инженер Невского ПКБ (в его время это было ЦКБ-4), он был дважды удостоен Сталинской премии 1-й степени. Знавший около 10 европейских языков, обладавший фотографической памятью, невероятный эрудит, признанный эксперт по истории России и истории искусств, он все свободное время и все свои сбережения, будучи исключительно непритязательным в быту, посвящал коллекционированию предметов искусства, книг и нумизматики.

Его домашняя коллекция насчитывала около 22 000 единиц хранения. Среди них была 3-я по величине в СССР после Эрмитажа и Исторического музея коллекция памятных медалей по истории России (более 4 000 единиц), крупнейшая после Русского музея коллекция лаковой портретной миниатюры, уникальная коллекция картин русских художников, в том числе З. Серебряковой, А. Бенуа, Е. Лансере, К. Коровина, К. Сомова и многих других; произведения искусства из фарфора, хрусталя, стекла; сотни акварелей, литографий, гравюр, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, обширная библиотека, сплошь состоящая из раритетов, среди которых полные комплекты прижизненных изданий поэтов серебряного века, редчайшие альбомы по живописи, например, Л. Бакста, Ю. Аненкова, М. Добужинского и т.д. и т.п.

На кафедру в ранге ее заведующего он пришел в 1958 г., практически сразу защитив докторскую диссертацию. Он стал автором выдержавшего при его жизни два издания уникального учебника «Проектирование судов», ярко отражающего и огромную научную базу этой дисциплины, и неимоверный практический опыт автора. Естественно, что у В.В. Ашика было около 30 учеников, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Это, в том числе, и большое число подготовленных им инженеров и ученых-кораблестроителей для стран Европы и Азии.


Профессор А.В. Бронников (1924-2009), участник Великой Отечественной Войны, где получил тяжелое ранение. Ученик профессора Л.М. Ногида. Как и его учитель, всех коллег он поражал колоссальной работоспособностью и энциклопедическими познаниями в области мирового судостроения и судоходства. Это нашло отражение в целом ряде учебников и монографий по профилю кафедры. Его учебники всегда выделяла любовь и предпочтение к ним со стороны студентов, как отличающихся ясностью изложения, доступностью, методологической глубиной.

Он был великолепным лектором, исключительно интеллигентным и порядочным человеком. Заслуженно пользовался любовью и уважением коллег по университету, и большим признанием его как специалиста в промышленности и в научных кругах страны. Он - член множества ученых и экспертных советов и в стране, и за рубежом. Преподавателем кафедры он стал в 1952 г. К заведованию ею пришел после В.В. Ашика и возглавлял ее по 1990 г. Он имел большую школу учеников, успешно защитивших диссертации.

Профессор И.В. Челпанов (1937-2014), выпускник ЛКИ, всю жизнь связавший с «alma mater». Кафедру возглавлял с 1990 по 1995 г. Его профессиональные интересы были обширны и глубоки. Он был признанным специалистом по проектированию боевых кораблей, чему посвящен ряд написанных им в соавторстве с военными учеными-кораблестроителями из военно-морских училищ и военно-морской академии крупных монографий и учебников. Его всегда отличали увлеченность, ответственность, тщательность и методичность, а также редкие искренность и порядочность. Он - автор множества учебных планов кораблестроительных специальностей и учебных программ стержневых кораблестроительных дисциплин.


Академик РАН, профессор. В.М. Пашин (1937-2013) руководил кафедрой с 1995 г. до своей кончины. Это был крупнейший и авторитетнейший ученый-кораблестроитель, и организатор науки своего времени. Выпускник «Корабелки» 1959 г., он всю свою творческую жизнь связал с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (ныне - Крыловский Государственный Научный Центр), возглавляя его в течение 22 лет.

Он стал организатором и координатором множества научных и промышленных программ и научных направлений и, в первую очередь, теоретических основ системного проектирования судов и кораблей, создателем теории их оптимизации на основе математико-вычислительных средств. Он руководил комплексными межотраслевыми научными исследованиями.

За заслуги в создании атомных подводных лодок и проведении их натурных испытаний в 1994 г. В.М. Пашин был удостоен звания Героя Российской Федерации. Лауреат Государственных премий и премии РАН, Человек года в номинации ВПК. Он явился основоположником и главой признанной научным сообществом школы, разрабатывающей методы проектирования больших и сложных человеко-машинных систем, обеспечивающих оптимизацию технических и организационных решений, принимаемых при их создании и эксплуатации.

Признанием высокого международного научного авторитета В.М. Пашина явилось избрание его членом консультативного совета Международной организации опытовых бассейнов, действительным членом Института морского инжиниринга, науки и технологии (Великобритания) и Европейского инженерного Совета с правами международного эксперта проектов. Он был членом Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, председателем экспертного совета по ФЦП «Национальная технологическая база», членом научно-технического совета при Совете Безопасности РФ, Правительственной комиссии по научно-инновационной деятельности, членом Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии, Морской коллегии РФ и, наконец, членом Президиума Российской Академии Наук.

В.М. Пашин, оставаясь директором ГКНЦ и возглавив кафедру проектирования судов СПбГМТУ, создал здесь еще и свою научно-педагогическую школу. Сотрудничать с «Корабелкой» в качестве педагога он начал в возрасте 28 лет, здесь защитив докторскую диссертацию, воспитав десятки первоклассных специалистов и множество кандидатов и докторов наук. Учебные планы и программы дисциплин кафедры Проектирования судов, методология преподавания и воспитание инженерных кадров были предметом его пристального внимания.


С 2014 г. кафедру возглавляет профессор Г.Ф. Демешко, ученик профессора В.В. Ашика, впитавший дух и достижения послевоенного поколения ученых-кораблестроителей, учителей и коллег на кафедре, с которой связана, по существу, вся его творческая жизнь. Он всегда тесно сотрудничал и сотрудничает с ведущими предприятиями отрасли (Крыловский ГНЦ, ЦМКБ «Алмаз», ЦНИИМФ, ЦКБ «Айсберг»). Это, в разное время, и практическая работа в них по совместительству, и экспертиза и консультации, и выполнение целого ряда НИОКР по заказу этих и других предприятий, в том числе зарубежных. Такое сотрудничество было отмечено присуждением ему Премии «Золотая идея» 1-ой степени за создание КВП «Зубр».

На его счету также организация и руководство базовой кафедрой при ЦМКБ «Алмаз», как представительства и форпоста СПбГМТУ в подготовке специалистов непосредственно по запросу предприятий отрасли, максимально адаптирующей студентов университета к специфике будущей творческой деятельности, обеспечивая их освоением опыта проектной и научной работы в условиях их вовлечения в работу над проектами реальных судов и кораблей и написанием выпускных квалификационных работ по заданиям этого предприятия. Им написаны учебник и целый ряд учебных пособий, около ста статей и докладов на конференциях и международных научных форумах.

Круг его научных интересов и активных исследований, в том числе совместно со студентами и аспирантами, охватывает проблемы проектирования высокоскоростных судов и судов на воздушной подушке, судов и технических средств для работы на шельфе, в первую очередь, арктическом, специальных судов и судов технического флота, транспортных судов и судов-газовозов. Он член 3-х диссертационных советов, имеет многолетнее сотрудничество с университетом Германии.