Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра философии и социологии


Образовательные программы, реализуемые на кафедре

Бакалавриат

39.03.01.01 Экономическая социология (Очная форма, Очно-заочная форма)

Магистратура «Социология» (Социология управления - 39.04.01.01)

Степень (квалификация) — магистр.

Срок обучения - 2 года.

Общая характеристика магистерской программы

Социология — наука и практика, очень востребованная в современном обществе для выявления и решения наиболее актуальных проблем во всех сферах: экономике, политике, культуре, образовании и т.д. Социологи востребованы в сфере государственного и муниципального управления для диагностики и анализа состояния общественной жизни региона, ценностей населения. Социологические исследования применяются и в сфере маркетинга — для изучения спроса на товары и услуги, эффективности рекламных кампаний и т.д. В сфере управления персоналом любой организации при помощи социологических методов оцениваются различные аспекты отношений в коллективе, рынок труда и востребованность специалистов различного уровня. Владение методами социологических исследований и аналитическими навыками, приобретаемыми в процессе обучения социологии, позволяет работникам сферы управления, маркетинга, СМИ, рекламы, социальной сферы более эффективно осуществлять свою деятельность. Работать в самых различных областях и сферах деятельности нашим выпускникам помогает фундаментальная социально-гуманитарная подготовка, расширяющая кругозор человека, дающая коммуникативные компетенции и навыки самопрезентации. Наряду с этим студенты приобретают умения статистического анализа, компьютерных программ обработки информации, работы с базами и массивами данных.

Магистр по направлению подготовки 39.04.01 - Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

1)​ научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

2)​ производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

3)​ проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

4)​ организационно-управленческая деятельность;

5)​ педагогическая деятельность.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

В научно-исследовательской деятельности:

изучение и критический анализ теории и практики в сфере социологии и иных гуманитарных наук;

освоение и совершенствование теоретических и методологических подходов и исследовательских методов, в том числе методов сбора и анализа социологической информации;

самостоятельный выбор, обоснование цели, задач и методов исследования по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализация (проведение исследований);

обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также критическая оценка результатов исследований;

интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории;

самостоятельная подготовка обзоров и аннотаций;

прогнозирование изменений объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований;

подготовка отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

прогнозирование социальных процессов и отношений в регионе, социальной общности и организации.

В проектной деятельности:

самостоятельная разработка методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

разработка и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения;

научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разработка рекомендаций для маркетинговых служб;

в производственно-прикладной деятельности:

создание и поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

социологическая экспертиза разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов;

изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; самостоятельная разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

участие в формировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах; участие в формировании индивидуальных карьерных планов, профессиональной ориентации и производственной адаптации занятых; разработка систем оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов

В организационно-управленческой деятельности:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

разработка программ, методик и организация социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления;

организация управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

организация и поддержание коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

организационная деятельность в системе образования, организация и проведение творческих, учебных и научных мероприятий.

Участие в маркетинговой деятельности с использованием технологий продаж и продвижения товаров и услуг.

В педагогической деятельности:

подготовка и проведение занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в средней школе и в высших учебных заведениях;

организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по курсам.

Трудоустройство. Выпускник маристратуры по данному направлению может осуществлять свою профессиональную деятельность в учреждениях образования, культуры, сферы обслуживания, социальной защиты населения, на промышленных предприятиях, научно-исследовательских организациях, в учреждениях государственной и муниципальной власти, в средствах массовой информации.

Возможности продолжения образования – аспирантура.

Типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник:

научные, научно-исследовательские учреждения и организации любой формы собственности;

федеральные и муниципальные государственные органы;

учебно-воспитательные государственные и негосударственные средние, специальные и высшие учебные заведения;

проектно-аналитические исследовательские организации; экспертно-консультационные исследовательские институты;

отделы маркетинга, менеджмента и рекламы;

средства массовой информации, рекламно-информационные агентства, службы и подразделения;

кадровые службы и отделы по работе с персоналом организаций различных видов и форм собственности.

История подразделения

Кафедра существует с 1934 года. Первоначально она функционировала в ЛКИ как кафедра диалектического материализма, затем в 1935 г. была преобразована в кафедру основ марксизма-ленинизма, в 1960 г. – в кафедру диалектического и исторического материализма, в 1963 – в кафедру философии и научного коммунизма. Специфика научно-исследовательской деятельности кафедры в советский период определилась как разработка проблем диалектики, и прежде всего диалектического развития общественных процессов в условиях научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют научные труды ведущих преподавателей кафедры – монография доктора философских наук, профессора И.А. Майзеля «Наука. Автоматизация. Общество» (1972), переведенная на польский язык, и монография кандидата философских наук, доцента Э.А. Мариничева «Критерии диалектики и язык науки» (1973).

Уже в этот период проблематика научных поисков работников кафедры фокусируется преимущественно на теме «наука и общество», что обусловило естественную эволюцию кафедры к синтезу философской и социологической проблематики. Значимость и актуальность этого синтеза наглядно проявилась в постсоветскую эпоху, когда возросла роль общественной динамики, самоорганизации социальных процессов и социальных институтов, а социология, как и вся сфера науки, преобразовались в конструктивную социологию и конструктивную науку, не только объясняющую, но и конструирующую социальную реальность. Уже в 1992 году кафедра преобразовывается в кафедру философии и социологии и наряду с чтением философских, социологических и других гуманитарных дисциплин для студентов, магистров и аспирантов всех направлений подготовки и форм обучения в СПбГМТУ обретает новую функцию - становится выпускающей кафедрой.

Постсоветский период в истории России отмечен не только фундаментальной перестройкой социальной структуры и социальной динамики, но и глубоким духовным кризисом общества. В этой ситуации востребованным стал поиск констант духовного равновесия личности и общества. Такой константой была и остается религия. В России происходит определенный ренессанс религиозной жизни, по своей сути включающей рациональную составляющую, возделываемую с момента появления мировых религий философской мыслью. Кафедра откликнулась на этот общественный запрос появлением новой грани её профессионального и общественного служения – разработкой нового типа рациональности, основанного на синтезе всех типов познавательной деятельности человека – обыденного знания, научного, пара-научного, эстетического, философского и религиозного. По инициативе нового заведующего кафедрой доктора философских наук, профессора А.В. Солдатова (с 1991г. и по настоящее время) при СПбГМТУ последовательно открываются Региональный общественный Фонд изучения проблем науки и богословия им. П.А. Флоренского (1992), межвузовский Центр по проблемам науки и религии (1993). Кафедра активно сотрудничает с Санкт-Петербургской Духовной Академией и другими церковными организациями. Проводимые под эгидой Фонда международные конгрессы по проблемам взаимодействия науки, философии и богословия привлекают ведущих отечественных и зарубежных специалистов: философов, социологов, историков, теологов и священнослужителей. Данный опыт позволяет разрабатывать и осуществлять инициативы по реформированию образовательных программ в высшей и средней школе России в сфере религиоведения. С 2003г. кафедра располагает собственным учебником для вузов по религиоведению.   

Инновационная экономика глобализирующегося мира конца XX – начала XXI вв. выдвинула новые факторы общественного прогресса. Ведущим среди них стал такой фактор, как институциональная интеграция организационных структур традиционно дифференцированных сфер производства, науки, образования и гражданского самоуправления. Кафедра активно подключилась и к этому процессу, благодаря учреждению на базе СПбГМТУ региональной общественной организации «Санкт-Петербургская Академия истории науки и техники» (1995 г.) и межвузовского Центра по образованию в области истории и философии науки и техники (2004 г.), главная задача которых состоит в организации непосредственных сетевых связей между наукой, производством и образованием.

В активе кафедры - 13 выпусков специалистов, востребованных на отечественном и зарубежном рынках труда. Кафедра тесно сотрудничает с социологическим факультетом СПбГУ, Институтом социологии Российской Академии наук, различными социологическими службами города. При кафедре имеется социологическая лаборатория, которая проводит различные социологические исследования в Санкт-Петербурге и области по заказам муниципальных и городских органов управления.