Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра гуманитарного образования

В связи со структурной реорганизацией, проведенной в 2019 году среднетехнический факультет был преобразован в Колледж СПбГМТУ (СТФ), а кафедра
гуманитарного образования вошла в состав факультета естественнонаучного и гуманитарного образования.

Научно-концептуальной основой деятельности кафедры служат закономерности и принципы психологии, педагогической психологии, возрастной физиологии, психофизиологии, педагогики высшей школы и других наук.
В практической деятельности ориентиром является формирование у обучающихся профессиональной компетентности и ответственности за результаты своего учебного труда.

Приоритетные направления развития кафедры гуманитарного образования:

  • Определение общих ценностных ориентиров организации совместной учебно-познавательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности (инновации с учётом традиций как предпосылок для развития нового; ориентация на персонализацию с признанием коллективных форм деятельности; акцентирование внимания на сочетание мировоззренческих и гуманистических ценностей, на социальные эффекты использования педагогической науки и др.).
  • Совершенствование на основе требований ФГОС 3-го поколения качества и содержания педагогического образования, предполагающего практико-ориентированную направленность развития общекультурных компетенций будущих специалистов.
  • Разработка дидактической логики структурирования материалов современного образовательного процесса по психолого-педагогическим дисциплинам.

Основная цель кафедры заключается в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в высшей школе в гуманитарной сфере знаний, в области современных когнитивных технологий, а также в решении проблемных задач, возникающих в деловых коммуникациях на производстве.

Основные задачи кафедры:

  • Подготовка специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, профессиональной квалификацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и стандартами университета.
  • Организация и осуществление учебно-воспитательной работы среди обучающихся.

Функции кафедры
По учебной, учебно-методической и исследовательской работе кафедра:

  • разрабатывает на основе федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих учебных планов направлений подготовки и специальностей, других нормативных документов рабочие программы читаемых дисциплин, содействует другим кафедрам в разработке образовательных программ по дисциплинам направлений
    подготовки и специальностей;
  • обеспечивает непрерывное совершенствование преподавания: повышение качества лекций как ведущей формы обучения, активизацию практических и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучающихся;
  • руководит самостоятельной работой обучающихся, способствует приближению условий ее проведения к реальным условиям производственной и
    исследовательской деятельности;
  • проводит экзамены и зачеты, анализирует их итоги;
  • осуществляет эффективное использование в учебной и научно-исследовательской работе современных мультимедийных средств и оборудования;
  • организует внедрение в образовательный процесс и эффективное использование новых технологий обучения;
  • выполняет прикладные научные исследования и осуществляет образовательную деятельность по главным научным направлениям в соответствии с
    уставом СПбГМТУ;
  • поддерживает творческие связи с кафедрами других вузов, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей, оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
  • рассматривает и организует обсуждение на заседаниях кафедры или совместных заседаниях с другими кафедрами передовой опыт и новые дидактические разработки;
  • участвует в работе учебно-методической комиссии факультета естественнонаучного и гуманитарного образования;
  • рецензирует и согласовывает содержание, профессиональную направленность рабочих программ дисциплин, составленных преподавателями кафедры;
  • проводит работу по составлению программ педагогических практик;
  • принимает участие в подготовке документов для лицензирования и вновь открываемых образовательных программ профессионального образования;
  • совместно с другими кафедрами под руководством декана факультета участвует в организации приёма в СПбГМТУ, работе приемной комиссии СПбГМТУ,
    профессиональной ориентации учащихся и работающей молодёжи;
  • осуществляет в установленном порядке сотрудничество с кафедрами других вузов по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а такие с
    научно-исследовательскими организациями по профилю кафедры;

Наряду с другими кафедрами ФЕНиГО кафедра ГО обеспечивает подготовку обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по очной, вечерней и заочной формам обучения. Кафедра осуществляет образовательный процесс по следующим рабочим программам дисциплин: «Психология и педагогика», «Психология профессиональной деятельности», «Педагогика высшей школы», «Психология и педагогика высшей школы», «Психология общения», «Деловое общение», «Тренинг делового общения», «Деловое письмо», «Морская энциклопедия», «Экономическая география», «Конфликтология». По всем вышеназванным дисциплинам разработаны рабочие программы дисциплин.

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры
Кафедра гуманитарного образования планирует исследовать общие кафедральные темы:

  • «Модернизация современного педагогического образования в цифровой университетской среде » (на период 2020-2024гг.).
  • «Продуктивные психологические механизмы развития творческого потенциала обучающегося и объективные резервы содержательной учебной информации» (2022-2024гг.).

Преподаватели кафедры принимают участие в ежегодно проводимых Днях науки и научно-практических конференциях: ежегодной научной конференции «Ананьевские чтения», СПбГУ; ежегодной Международной научно-методической конференции «Современные технологии обучения», ЛЭТИ, СПб. Активно сотрудничают с профильными кафедрами образовательных учреждений таких, как: СПбГУ (кафедра политической психологии), СПбГЭТУ «ЛЭТИ», «ИТМО», «Политех», Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский университет внутренних дел РФ, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ (кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования, кафедра общей и прикладной психологии, кафедра психологии служебной деятельности).

 

Профессорско-преподавательский состав​:

 

Белова Наталья Георгиевна: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, стаж педагогической деятельности - 52 года.

Научные интересы:
- Морское наследие России
- Коммуникативная компетентность обучающихся

Бабаева Наталья Михайловна: кандидат психологических наук, доцент, стаж педагогической деятельности - 30 лет.

Научные интересы:
- Индивидуально-психологические особенности обучающихся.
- Особенности адаптации обучающихся первого курса к обучению в вузе.
- Студенческое творчество в образовательном процессе вуза.

Белоносова Валентина Васильевна: кандидат педагогических наук, доцент, стаж педагогической деятельности - 40 лет.

Научные интересы:
- Деловые коммуникации.
- Деловая переписка.

Волнянская Ольга Владимировна: старший преподаватель, стаж педагогической деятельности - 33 года.

Научные интересы:
- Деловые коммуникации.
- Деловая переписка.

 

Морозов Александр Петрович: кандидат педагогических наук, доцент, профессор, стаж педагогической деятельности - 20 лет.

Научные интересы:
- Инновации в профессиональном образовании.
- Интенсификация образовательного процесса.

 
Смищенко Ольга Николаевна: кандидат психологических наук, доцент, стаж педагогической деятельности - 38 лет.
 
Научные интересы:
- Транзактный анализ.
- Организация и проведение коммуникативного тренинга.
- Эмоциональный интеллект.

Преподаватели кафедры имеют значительный опыт работы по профилю преподаваемых дисциплин, систематически и успешно занимаются научной и научно-методической деятельностью.

Кафедра гуманитарного образования была образована в Ленинградском кораблестроительном институте одновременно со среднетехническим факультетом в 1989 году. Создателем кафедры и её заведующей является Наталья Георгиевна Белова.
В течение 30 лет кафедра гуманитарного образования в составе среднетехнического факультета решала задачу адаптации школьников к обучению в техническом университете. Усилия кафедры были направлены на создание условий, обеспечивающих закладку фундаментальных компонентов человеческой культуры, полезное и интересное обучение и мотивацию к саморазвитию личности обучающегося.
Преподаватели кафедры вели занятия по всем дисциплинам гуманитарного цикла учебного плана среднетехнического факультета: русский язык, литература, биология, история культуры, история флота, основы философии, техническое творчество, океанография. Кроме того преподаватели кафедры проводили занятия во всех академических группах университета и на факультете повышения квалификации по дисциплине «Педагогика и психология».
Свою миссию кафедра и факультет видели в передаче нравственных ценностей и профессиональных ориентиров студентам, в поддержании традиций, сформировавшихся поколениями  кораблестроителей.
Большую научно-исследовательскую работу по изучению истории российского мореплавания проводил к.и.н., доцент А. Г. Кучирь, автор многочисленных монографий и научных статей по морскому наследию. Значительно оживилась научная деятельность с приходом на кафедру видного ученого в области психологии академика РАЕ, профессора, доктора психологических наук А. М. Зимичева.

Преподаватели кафедры регулярно проводили социально-психологические тренинги, социометрические измерения, направленные на диагностику психологического климата в учебных группах, оптимизацию внутригрупповых отношений. Тренинги позволяют создавать творческую атмосферу в академической группе, повышают мотивацию к совместной деятельности, являются профилактическим средством предупреждения межличностных конфликтов.
Диссертационные исследования на кафедре гуманитарного образования были посвящены в основном проблемам адаптации обучающихся к высшей школе, развитию творческой деятельности и творческого мышления, формированию гуманистической направленности студентов вуза. Защищены две докторские диссертации и шесть кандидатских по направлению «Психология».

Кафедра и факультет плодотворно сотрудничали со многими кафедрами ЛКИ. Это была единая команда, воспитавшая около 3000 тысяч молодых людей.
Особой гордостью кафедры и факультета являются выпускники СТФ, действующие молодые преподаватели и сотрудники университета. Их более сорока. Двое, И.В.Евграфова и Д.С.Хмара – деканы факультетов.

 

 

  • Бабаева Н.М. Системный подход к проблеме одарённости в практической деятельности образовательного учреждения. СПб. Петербург - ХХI век. 2014
  • Белова Н.Г., Евграфова И.В., Морозов А.П. Деловые коммуникации в образовательном процессе. Учебное пособие. СПб. 2020
  • Белова Н.Г., Бабаева Н.М., Белоносова В.В., Морозов А.П., Мореплаватели, флотоводцы, маринисты России. Учебное пособие. СПб. 2020
  • Белова Н.Г., Данилов А.И., Морозов А.П., Мохов А.Г. Океанография. Учебное пособие. СПб. 2016
  • Белоносова В.В., Минина О.П., Морозов А.П. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. СПб. 2010
  • Зимичев А.М. Психология политической борьбы. Монография. М. 2010
  • Зимичев А.М. Избранные произведения. СПб. 2008
  • Кучирь А.Г. «Каспийское мореходство – дело государево» История борьбы за Каспий. СПб. 2015
  • Кучирь А.Г. Забытые герои и подвижники парусного флота России. СПб. Морское наследие. 2013
  • Кучирь А.Г. Окрыленные парусами, выпуски 1, 2, 3, 4, 5 СПб. 2008, 2009, 2010, 2011
  • Ляликов А.П. Трактат об искусстве изобретать. СПб. Политехника. 2002
  • Морозов А.П., Евграфова И.В. Психология и педагогика высшей школы. Учебное пособие. СПб. 2019
  • Морозов А.П., Ильина Е.В. Социальная психология. Учебное пособие. СПб. 2017
  • Морозов А.П. Психология менеджмента. Учебное пособие. СПб. 2015
  • Морозов А.П., Белова Н.Г., Ильина Е.В. Психология общения. Учебное пособие. СПб. 2013
  • Морозов А.П., Мохов А.Г. Психология профессиональной деятельности. Учебное пособие. СПб. 2014
  • Морозов А.П., Мохов А.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие. СПб. 2010
  • Рыбников В.Ю., Мохов А.Г. Психолого-педагогические основы формирования творческого мышления с помощью проектно-продуктивных задач. СПб.: СПбГМТУ, 2006
  • Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти учащихся в системе гуманитарного образования. Монография. СПб. 2009
Задать вопрос