Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Столяров Сергей Павлович

Ученое звание:
профессор
Ученая степень:
к.т.н.
Должность:
декан ФКЭиА, зав. кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок (КДВСиДУ)

к.т.н., доцент,
заведующий Кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок,
декан Факультета корабельной энергетики и автоматики.

Специальность по образованию: судовые двигатели внутреннего сгорания.
Год окончания ЛКИ (СПбГМТУ) - 1979.

Научные направления:

  • Машины по циклу Стирлинга (вопросы маркетинга, расчета, проектирования, изготовления, экспериментальные исследования);
  • адаптация методов математического моделирования для организации инженерных расчетов теплофизических процессов в тепловых двигателях;
  • тепло-массообменные процессы в жидкометаллической тепловой трубе 
    типа паровая камера;
  • процессы в регенеративных насадках; моделирование процессов и расчет параметров тепловых машин, работающих по замкнутому регенеративному циклу;
  • история техники;
  • систематизация знаний по специальности на основе хронологических причинно-следственных взаимосвязей, в том числе со смежными областями науки, производства и потребления (эксплуатации).

Ключевые слов и понятия научной тематики:
Двигатель Стирлинга, машина Стирлинга; тепловая труба; регенеративный двигатель; холодильно-газовая машина; термосифонный теплообменный аппарат; система передачи теплоты; силовые механизмы; математическое моделирование теплофизических процессов; история техники; история науки; воздухонезависимые установки, анаэробные установки, энергетические установки подводных технических средств.

Научные публикации: список трудов содержит более 110 научных работ.

Основные результаты исследований изложены в следующих работах:

  1. Одномерная модель гидродинамики парового потока высокотемпературной тепловой трубы. – Материалы НТО им. А.Н. Крылова, вып. 475, Л., 1989.
  2. Теплообменники с жидкометаллическими теплоносителями в двигателях Стирлинга. - ЦНИИатоминформ., М., 1989.
  3. Моделирование теплообменных процессов в тепловой трубе типа «паровая камера». – Труды ЛКИ, Л., 1990.
  4. Design and Testing of Heat Exchangers With Liquid Metal Heat Pipes for Stirling Engines/ - Proc.26th IECEC, 1991. 
  5. Гидродинамическая модель регенератора машины Стирлинга. – Труды СПб ГМТУ, СПб, 1993.
  6. Двигатели Стирлинга. Проблемы ХХ1 века. – Двигателестроение, 2002, №№ 1, 2, 3.
  7. Интегральные соотношения для расчета надкритического выпуска.- Двигателестроение, 2003, № 1.
  8. К вопросу об окончании свободного выпуска в надкритической фазе в двигателях с системой наддува при постоянном давлении. – Тр.НТО судостроителей им.акад.А.Н.Крылова. СПб, Морской вестник, 2003.
  9. Оценка эффективности теплоотдачи в рабочих цилиндрах машины Стирлинга. – Тр.НТО судостроителей им.акад.А.Н.Крылова. СПб, Морской вестник, 2003.
  10. Хронология создания и внедрения электронных систем автомобилей. – Тр.НТО судостроителей им.акад.А.Н.Крылова, СПб, Морской вестник, 2003.
  11. Математическая модель системы передачи теплоты к нагревателю двигателя Стирлинга. – Материалы научно-технич.конф. «двигатели 2002» - Хабаровск, 2002.
  12. Компьютерная программа для расчета плоских механизмов. – Материалы научно-технич.конф. «Кораблестроительное образование и наука – 2003», том II, СПб, СПб ГМТУ, 2003.
  13. Двигатель Стирлинга 2Р12,5/6. // Актуальные проблемы развития поршневых ДВС: материалы межотраслевой научно-технической конференции. – СПб.: Издательский центр СПбГМТУ, 2008.
  14. Принцип историзма в образовательной и научно-технической деятельности. // Материалы конференции, посвященной 40-летию секции истории судостроения: Сборник. – СПб.: ОАО «ЦТСС», 2009.
  15. Эволюция конструкции клапанов поршневых двигателей внутреннего сгорания. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: «Грамота», 2008, № 12 (19): Математика, физика, строительство, архитектура, технические науки и методика их преподавания.
  16. Воссоздание облика паровой машины первого отечественного парохода методами компьютерного моделирования. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: «Грамота», 2008, № 12 (19): Математика, физика, строительство, архитектура, технические науки и методика их преподавания.
  17. Проект двигателя Стирлинга для автономного двухкиловатного источника электрической энергии // Актуальные проблемы развития поршневых ДВС: материалы межотраслевой научно-технической конференции. – СПб.: Изд.-во СПбГМТУ, 2010.
  18. Перспективы применения двигателей Стирлинга в малой энергетике. // Естественные и технические науки, 2010, № 6 (50).
  19. Двигатель Стирлинга для многотопливной когенерационной установки // Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения: Труды 9-ой международной научно-практической конференции 6-8 апреля 2011 г./ Филиал СПГГИ (ТУ) «Воркутинский горный институт». – Воркута, 2011.
  20. Анализ конструктивных параметров насадок регенераторов машин Стирлинга. // Естественные и технические науки, 2013, № 5 (67).
  21. К вопросу о расчетных соотношениях для регенераторов машин Стирлинга. // Естественные и технические науки, 2013, № 5 (67).

Учебные публикации: 

Опубликовано 7 учебных трудов, в том числе: 

  • Расчет процессов газообмена в судовых дизелях. – СПб, СПб ГМТУ, 1994
  • Расчет рабочего цикла ДВПТ. – СПб, СПб ГМТУ, 1996
  • Эволюция поршневых энергетических машин. Хронологические таблицы. Часть 1 (период до 1850 г.) – СПб, СПб ГМТУ, 2001

Год начала преподавательской деятельности: 1985

Основные преподаваемые дисциплины:

  • «Газообмен в ДВС» (раздел дисциплины «Теория рабочих процессов ДВС»),
  • «История техники»,
  • «Механика поршневых машин».

Рабочие языки общения (кроме русского) – английский.

Информация для контактов:
Почтовый адрес: 190121, СПб, ул. Лоцманская, 3, СПбГМТУ, 
кафедра Судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок.