Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра технологии судового машиностроения


Образовательные программы, реализуемые на кафедре

Магистратура

26.04.02.30 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (Очная форма)

СПО

26.02.04.01 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов форма обучения (Очная форма)

История подразделения

История кафедры ТСМ началась в 1904 г., когда декан кораблестроительного отделения Императорского политехнического института в Санкт-Петербурге профессор К.П. Боклевский пригласил профессора И.Н. Воскресенского для чтения лекций по курсу «Морская  технология».

26 апреля 1930 г. за подписью председателя Всесоюзного Совнархоза В.В. Куйбышева было издано постановление ВСНХ СССР о реорганизации Кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В ЛКИ тогда же были открыты судокорпусный и судомеханический факультеты, включая также вечернее отделение с технологическими специальностями по судостроению и судовому машиностроению для подготовки специалистов без отрыва от производства.

На  начальном этапе, с 1904 г., в составе Кораблестроительного отделения существовала лишь одна специальная кафедра – кафедра «Морская технология». Возглавил её виднейший морской технолог конца XIX и начала XX  века  профессор И.Н. Воскресенский  в чине адмирала-генерала. В последующие годы им были опубликованы такие первые фундаментальные труды, как «Технология судостроительных и машиностроительных материалов»,  «Коррозия и эрозия судовых винтов», «Справочник по судостроению» и многие другие.

В 1935 г. по предложению зав. кафедрой с 1933г. профессора Б.Л. Бубнова кафедра получает современное наименование «Технология судового машиностроения».

С 1945 по 1961 г.г. кафедрой руководит заслуженный деятель науки и техники РСФСР д.т.н. профессор В.Ф. Попов. Он стал родоначальником научной школы технологов в области судового машиностроения. Профессор В.Ф. Попов подготовил такие учебники, как «Производство и монтаж судовых турбокотельных установок», «Монтаж судовых силовых установок», «Технология судового турбостроения».

Сегодня воды морей и океанов бороздят суда с именами «Профессор Воскресенский» и «Профессор Владимир Попов».

В 1961 году заведующим кафедрой ТСМ избирается д.т.н. профессор П.А. Дорошенко, Заслуженный деятель науки и техники Дагестана, создатель научной школы технологии изготовления и ремонта теплообменного оборудования. Он заведовал кафедрой по 1986 г. На кафедре за время его руководства изданы учебники «Основы технологии судового машиностроения», «Технология производства судовых парогенераторов и теплообменных аппаратов», «Монтаж судовых энергетических установок», «Производство судовых реакторов и парогенераторов». Эти учебники и сегодня остаются основополагающими для студентов при изучении дисциплин технологии судового машиностроения. В издательстве «Судостроение» вышла коллективная монография  под редакцией П.А.Дорошенко «Технология производства судовых энергетических установок», авторами которой являются ныне здравствующие профессора и доценты кафедры.

В течение 2-х лет с 1986 по 1988г. кафедру возглавлял профессор В.С. Кравченко, специалист в области механомонтажных работ в судостроении.

С 1988 по 2002г.г. кафедрой заведовал В.П. Булатов, д.т.н. профессор, член-корреспондент Санкт-Петербургской Инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники Дагестана, специалист в области технологических методов повышения надежности и ресурса машин и энергетических установок.

О сегодняшнем дне кафедры

С 2002 года и по настоящее время кафедру возглавляет д.т.н. профессор В.И. Черненко. В настоящее время на кафедре сформирован сильный квалификационный состав. Это 14 преподавателей, из них: 5 докторов технических наук, 6 кандидатов наук, трое из которых работают над докторскими диссертациями. В общем количестве преподавателей 5 совместителей - работники таких ведущих предприятий судостроительной отрасли, как ОАО «Адмиралтейские верфи», ЗАО ЦНИИ «Судовое машиностроение» и ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта». Сегодня ученые кафедры руководят работой  3-х докторантов, 4 аспирантов и 8 соискателей.

Следует особо отметить, что за последние 10 лет на кафедре подготовлено 8 кандидатов технических наук и все из них успешно защитили свои диссертации досрочно или в срок.

Направления деятельности кафедры, как и многих других нашего университета, весьма многообразны. Это не только выполнение уставного процесса профессионального обучения студентов и подготовка кадров высшей квалификации, но и стремление к обеспечению обязательного участия обоих субъектов учебного процесса в научно-исследовательской работе и посильном участии в решении насущных задач реального производства.

Лабораторное и материально-техническое оснащение

Лаборатория «Информационные технологии в судовом машиностроении»

Учебная лаборатория включает в себя:

1. Компьютерный класс.

10 рабочих мест. Рабочие места оснащены современными компьютерами, которые подключены к локальной сети Университета и к сети Интернет.

Лаборатория располагает необходимым программным обеспечением для проведения практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры, а также для выполнения курсового, дипломного проектирования и подготовки диссертаций аспирантами.

2. Две аудитории кафедры оснащены мультимедийной техникой для обеспечения проведения лекционных и практических занятий в формате презентаций.