Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Специализированный межвузовский центр по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения среди студентов ВУЗов технического профиля

Специализированный межвузовский центр по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения среди студентов ВУЗов технического профиля, работающих с источниками повышенной опасности, военно-учебных центрах, местах компактного проживания студентов, как элемента постоянной инфраструктуры межведомственной профилактической деятельности и мониторинга наркоситуации. 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ЭТО:

  • Готовая и эффективная методика мониторинга и профилактики социальных, биохимических и медицинских рисков в студенческой среде.   
  • Способ сохранения контингента. 
  • Инструмент позитивного воздействия на образовательную среду.
  • Площадка для научных и образовательных дискуссий по вопросам мониторинга и профилактики девиантного поведения.   
  • База обучения, повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  • Научно-исследовательская лаборатория методологии профилактики рисков для безопасности образовательной среды. 
  • Зона организованного, интересного и полезного досуга для студентов.  
  • Полигон для закрепления студентами и преподавателями знаний и навыков в области социологии, психологии, а также воспитательно-педагогической деятельности.
  • Важный аспект повышения привлекательности ВУЗа

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТУ?

  • КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    Любой ВУЗ страны обязан и вынужден решать вопросы профилактики девиантного поведения. С этой целью ВУЗы используют свои или заимствованные методики. Таких методик множество, но, ни одна из них не решает задачу в комплексе. Центр как раз и предлагает готовое решение проблемы организации и проведения эффективной комплексной профилактики зависимого и отклоняющегося поведения, используя собственные (университетские) уже обкатанные методики. 
  • УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    СПбГМТУ, как и любой другой ВУЗ, заинтересован в повышении качества образования и подготовки специалистов для отрасли. Центр, решая задачи профилактики девиантного поведения, способствует улучшению качества образовательной среды и повышению мотивацию студентов к обучению.
  • ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ АБИТУРИЕНТОВ
    СПбГМТУ, как и любой другой ВУЗ, заинтересован в увеличении количества обучающихся, повышении среднего значения балла ЕГЭ при поступлении. Центр, реализуя готовые методики воспитательно-профилактической работы в школах и средних технических заведениях, способствует увеличению числа желающих поступить в «КОРАБЕЛКУ», что в свою очередь, способствует повышению конкуренцию среди абитуриентов. 
  • ОСНОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    Проблема профилактики зависимого и отклоняющегося поведения актуальна не только для СПбГМТУ и других ВУЗов, но и для судостроительных предприятий. Всё дело в том, что судостроительные учреждения и предприятия сегодня не располагают универсальными методиками выявления и профилактики рисков, связанных с разглашением гостайны, совершением терактов, саботажем, техногенными авариями по вине человека. Такие методики необходимы для судостроительной отрасли. Наработки Центра – основа для организации Университетом научных исследований по заказу ОСК с целью создания научно-обоснованной методологии профилактики девиантного поведения среди работников судостроительной отрасли, чья работа связана с гостайной, опасным производством, производственными участками с большим скоплением людей, вооружением, высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием (техника, технологические линии), опасными взрывчатыми, химическими и биологическими материалами. 
  • ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ СИЛ И СРЕДСТВ
    Задача обеспечения безопасности образовательного процесса, безусловно, является одной из приоритетных задач ВУЗа. Решение этой задачи требует значительных сил и средств, которых не всегда хватает в полной мере. 

Работа Центра включает:

1.    Формирование групп риска среди студентов на основе результатов мониторинга, что позволяет обеспечить акцентированный подход в организации системы охраны и безопасности, оптимизируя распределение имеющихся сил и средств;
2.    Акцентированную профилактику различных видов девиантности с помощью психопрофилактических модулей и наработанных методов психолого-педагогического сопровождения, что способствует снижению рисков возникновения криминальных и антисоциальных проявлений среди студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ

Одним из важных направлений профилактики рисков в сфере безопасности образовательной среды является организация внеучебного времени студентов, исходя из принципа: у студента не должно быть времени на праздное времяпрепровождение, а досуг студента должен быть организован и максимально полезен для его самосовершенствования. Центр предлагает готовые, обкатанные и интересные для студентов учебные модули дополнительного образования, а также программы академической мобильности. 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ:

  1. СОЛДАТОВ А.В., доктор философских наук, профессор СПбГМТУ, советский и российский философ и религиовед, специалист по философской теории бытия и философским проблемам естествознания. 
  2. ПАНОВ А.М., начальник отдела по организации взаимодействия с органами государственной власти и административной практики Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по СПб и ЛО
  3. КОРЖИК М.М., начальник сектора по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии г. Санкт-Петербурга
  4. ТЕПЛИЦКИЙ В.В., президент Благотворительного некоммерческого фонда поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее», Санкт-Петербург
  5. ЗАЗУЛИН Г.В., доцент кафедры Конфликтологии, Института Философии, Санкт-Петербургского Государственного Университета
  6. ГАРИН И.Ю., руководитель Специализированного межвузовского Центр  при СПбГМТУ по подготовке и профилактике зависимого и отклоняющегося поведения.
  7. КСЫНКИН К.И., директор рекламного предприятия «А+Б», ведущий разработчик «Концепции антанпркотической рекламы», медаль UNWTO, специалист отдела инновации в образовании ГМТУ, соискатель кафедры Конфликтологии Института философии СПБГУ
  8. ГРОМОВА М., журналист, авторский молодежный проект "У МЕНЯ ЕСТЬ ГОЛОС"
  9. ДУБРОВСКИЙ Р.Г., кандидат социологических наук, консультант комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области, - автор методических работ по территориальной организации системы профилактики наркомании, соруководитель международного исследовательского проекта «Изучение употребления психоактивных веществ среди учащихся в возрасте 15-16 лет в Северо-Западном Федеральном округе Российской Федерации» (ESPAD) в 2010 году.
  10. ПИВОВАРОВА Г.М., член Общественного Совета при Государственной Думе, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
  11. МЕРКУЛОВА М.В., кандидат медицинских наук, доцент СПбГПМУ.
  12. СЕМЕНИХИН А.Л.,    доктор военных наук, профессор (ранее СЗ ИПК ФСКН; сейчас РГПУ им. Герцена);
  13. ПИСКУНОВА С., заместитель председателя Молодежного Совета СПбГМТУ
  14. КВАСНИКОВ А.В., начальник отдела инноваций в образовании СПбГМТУ, заместитель руководителя Специализированного межвузовского Центра

ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ОПЫТА 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ И МЕЖВУЗОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ 

  1. 15 апреля 2015 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «О работе СПбГМТУ по профилактике зависимого и отклоняющегося поведения в рамках функционирования Специализированного Межвузовского Центра». 
  2. 26 ноября 2015 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «Текущее состояние и проблемы наркотестирования в образовательной среде». 
  3. 7 июня 2016 года - совещание в формате «круглый стол». Тема: «Мониторинг и профилактика зависимого, отклоняющегося и противоправного поведения в ходе образовательного процесса».
  4. 15 декабря 2016 года – совещание в формате «круглый стол». Тема: «Актуальность проблемы зависимого, отклоняющегося и противоправного поведения среди обучающихся средних и высших образовательных учреждений».

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОТЕСТИРОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
1.    Отдел инноваций в образовании при СПбГМТУ
2.    Межвузовский Центр в области истории и философии науки и техники при СПбГМТУ
3.    Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова
4.    Кафедра Конфликтологии, Института Философии, Санкт-Петербургского Государственного Университета

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:
1.    Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет 
2.    Санкт-Петербургский архитектурно-строительный Университет 
3.    Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
4.    Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по СПб и ЛО
5.    СПб ГБУЗ МНД-1 
6.    Благотворительный некоммерческий фонд поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее», Санкт-Петербург
7.    Молодёжная служба безопасности СПб